Если по критериям конкурса Чайковского в его прежней славе (на что якобы претендует нынешний конкурс), то пьедестал должен быть таким
1. ----------------------------------
2. ----------------------------------
3. ----------------------------------
Дипломы за участие - Сильбергер, Ли, Армстронг, Зорман.
Утешительный приз - Догадин.
Сильбергер обладает прекрасным быстрым и точным аппаратом, самый музыкально одаренный, но оставивший эту свою музыкальность в зачаточном состоянии. Ли самая старательная и мягкая, с красивым звуком, но без ощущения формы. Армстронг с хорошим аппаратом, но сер, Зорман, по-видимому, просто веселый малый (что тоже не мало
), а Догадин, увы, мученик от скрипки, хоть и воспроизводит более интересные музыкальные идеи, вложенные в него петербургскими взрослыми.
Но пьедестал, конечно, свободным не останется. Если иметь в виду, что нынешний конкурс Чайковского - это только начальная часть большого бизнес проекта Родзинского с арт-компаниями (главная часть- трехлетнее собирание прибыли с проката "лауреатов знаменитого конкурса Чайковского"), то оставить пьедестал свободным равнозначно потере денег, что категорически невозможно. Потому в правилах подчеркнуто это "благородное" положение - все места присуждаются в любом случае.
Из оставшихся за бортом можно отметить так называемого "тайваньского мальчика", якобы 16-летнего, но реально выглядящего как хмурый папа того улыбчивого юноши, который заявлен на фотографии. В нем есть скрипичная масть. Баранов, который несколько лет назад мне нравился, к сожалению, пошел под гору, все более и более теряя в звуке и масштабе, о Притчине вообще не хочется говорить, от него под бдительным оком Грача уже мало что осталось, производит впечатление человека загнанного (хотя место в местечковой "Московии" ему, конечно, всегда обеспечено). Кто еще? Кишима, сыграла слабее, чем на Елизавете, хотя сильный профессионал. Из броновских Семененко, хороший аппарат, но играет слишком скромно и неинтересно (для меня). Ученики Кушнира тоже пошли вниз. Вот и весь ландшафт современного, так сказать, скрипичного исполнительства. (Конечно, не весь - умные европецы не попались на жирный русско-американский крючок, и как обычно, не приехали). Если пианисты пишут о начале заката, то у скрипачей закат уже, похоже, наступил.
А особенно печально, что великая петербургская школа, русская школы игры на скрипке, всего через несколько поколений после смерти Ауэра разродилась Догадиным как лучшим своим представителем. Удручает потеря каких-то базовых вещей. Никто не объяснил человеку, что нельзя играть на скрипке (и на других инструментах тоже), будто тащишь бетонную плиту на спине. Нельзя так напрягать спину и плечевой пояс, нельзя натягивать волос в три раза больше обычного, нельзя прессинговать слушателя прижатым звуком, твердой стучащей колодкой и бесконечным напряжением. Я Догадина никогда не знал, никаких негативных презумпций к нему не имею, но в оценке его силидаризуюсь, к сожалению, с Тревором Геймсом. Очень низкая оценка. Возможно, человек когда-то решит перестать мучиться, поставит мост, спустит волос, станет прямо, расслабит спину и заиграет для души, а скорее всего прекратит играть из-за болей в спине и руках (что уже случилось с Венгеровым, гораздо более свободным и правильно обученным), пойдет в профессуру и начнет за хорошие гонорары плодить себе подобных :-?.
Чем-то это всё напоминает историю Рима - предельное величие, затем деградация и в итоге гибель под копытами варваров. Прав проницательный Тревор Геймс - будущее скрипичного искусства за Зорманом...