14 конкурс им. Чайковского. Скрипка. Обсуждение результатов

Z

Zelenskiy

Guest
«Чепуху» о силе красоте звука Менухина «несет», если мне память не изменяет, Оборин. Ссылку специально для Вас искать не буду, а остальные поверят. Если Вы считаете, что красивое звукоизвлечение не может обладать силой, то это уже дилетантизм во всей его махровой красе.
Чтобы не быть голословными, здесь http://lib.rus.ec/b/147379/read есть несколько интересных цитат.

Давид Ойстрах так пишет о Менухине (некоторые слова особенно показательны, поэтому выделю жирным): «С 12 лет началась широкая концертная деятельность „вундеркинда“ Менухина, принесшая ему мировую славу. В чем причина столь блестящего успеха Менухина?

Овладевая высотами виртуозного мастерства, он в силу природного художественного чутья одновременно добивается крупных успехов и в исполнении труднейших классических произведений, требующих безупречного чувства стиля и предельной выразительности.

Неутомимая работа над культурой звука, я бы сказал проще — над техникой звучания, привела скрипача к замечательным результатам, благодаря которым выразительность его исполнения, певучесть, разнообразие красок еще больше обогащают его искусство.

В пластинках 14-летнего Менухина мы находим — наряду с искрящейся „Кампанеллой“ Паганини — запись транскрипции известной песни Любаши из оперы Римского-Корсакова „Царская невеста“. Если первая пьеса ставит перед исполнителем задачу овладения виртуозным мастерством, однако же доступным многим молодым исполнителям, то вторая, требующая исключительной драматической силы, выразительности певучей кантилены, широчайшего дыхания, явилась бы камнем преткновения и для первоклассных артистов.

Молодой Менухин превосходно справился с этой задачей. Среди исполнительских достижений Менухина — столь различные по стилю и характеру произведения, как сонаты Баха, концерт Паганини, „Испанская симфония“ Лало, концерты Моцарта и т. д.».

Вот что пишет Оборин: «Основная сфера творчества этого великолепного скрипача — произведения больших форм. Ему менее близок стиль салонной миниатюры или чисто виртуозных произведений… Стихия Менухина — крупные полотна, но он также безукоризненно выполнил ряд миниатюр».

Оборин отмечает огромную пальцевую технику и поразительный по силе и красоте звук скрипача.

Вот что пишет А.А. Золотов о его концертах в 1980-х годах: «Что же поведал выдающийся музыкант из Великобритании своим московским слушателям, о чем пел?

Оставляю молодым скрипачам и обучающимся игре на скрипке детям обсуждать в своем кругу технологические проблемы перешагнувшего определенный возрастной рубеж великого скрипача.

Мне дорога та тишина, что рождается под смычком Менухина.
Созидая эту звуковую тишину, артист словно зовет своих слушателей, зовет собратьев-музыкантов приблизиться к сотворению животворящей тишины в мире, в искусстве, в каждодневной жизни.

Просветленный, я бы сказал, просиянный звук Иегуди Менухина колдовски воздействует на слушателя, хотя артист словно и не обращается к публике „непосредственно“. Он обращен к самому себе и к высшим силам добра, миру и небу, обращен к воодушевляемой им самим сфере вокруг музыканта — жизненному пространству музыки. Мы слышим звуки внутренней речи и, проникаясь ими, проникаемся тишиной. Идеальный образ тишины и мира, то есть Гармонии мира, что живет в душе художника и охраняет эту душу, рождается вдруг в пределе концертной залы.

С радостью для себя я отметил, что тот Менухин, которого слушал ранее, не только не отступил от завоеванных им позиций в искусстве, но продолжает их отстаивать, хотя это и непросто: все больше скрипачей вокруг играют и громче, и мощнее, в их эстетическую установку входит уже „непосредственное“ обращение к публике, зазывание публики.

У Менухина между тем — интеллектуальное сосредоточение в звуке.
Hо именно это интеллектуальное сосредоточение рождает звук особой содержательности, особой полетности. Процесс звукоизвлечения у Менухина (я могу сравнить его лишь с манерой звукоизвлечения, которой добился от своего ленинградского филармонического оркестра Евгений Мравинский) как бы лишен материальности, освобожден от „породы“. Словно неким лазером высвечивает Менухин облик музыкального текста во всех его деталях, и одновременно в неразделимой гармонической цельности.

Звук у Менухина — это сама идея. Игра Менухина светит и горит честью и особым блеском. Не сверкающим и ослепляющим, а матовым неземным, сказали бы в старину, — блеском ума, возвышенной страстью духовного приятия мира и примирения с ним.

В одном из древних индийских трактатов мысль сопоставляется с дождем. Мне кажется, что музыкальная мысль Менухина — это своеобразный звуковой дождь, который не обрушивается на слушателей, не смывает все на своем пути, но омывает уставшего путника, возвращает ему силы, внушает веру и успокоение».
 
Последнее редактирование:
A

andreyviola

Guest
... маааленкую подробность как предельно честное отношение к собственному творчеству. С крупных исполнителей это спрашивается вдвойне. Хейфец тоже хотел заниматься делом своей жизни.
Хейфец на двойнике 1972 года производит жалкое впечатление. Звук шипит, смычок дрожит. Но ни у кого не возникло мысли бросить в него камень, подобный тому, которые Вы горстями кидаете в Менухина, Стерна, Риччи. Это к вопросу о честности...

Это Ваше глубоко личное дело, как и каждого еврея (и каждый будет прав при любом решении), а я возразил против попытки высказаться за всех евреев сразу, при этом человеком, который, как мне кажется, не имеет никакого отношения к вопросу.
Я имею то отношение к делу, что привожу мнение израильской критики, обощающей настроения публики, присутствовавшей на том знаменитом концерте. Ваше личное непрощение является только Вашим личным делом, как раз-таки не имеющим никакого отношения к вопросу, то есть к данному концерту, хотя бы потому, что Вы на нем не присутствовали.

А некоторые Ваши высказывания просто поражают недопониманием
Как скрипач могу подтвердить, что некоторые высказывания Петра Лаула гораздо профессиональнее Ваших.
 
O

obligato2

Guest
Хотел бы поблагодарить Andreyviola за его слова по поводу различного отношения к музыке "стариков" и многих теперешних скрипачей. Хочу подтвердить эту мысль на примере Стерна, концерты которого в 60-х годах в Москве, буквально околдовали московскую публику. Он поразил всех сочетанием очень простой манеры игры и необыкновенной поэтичности. Так вот, в жизни Стерн был весьма удачливым деловым человеком, но когда он брал в руки скрипку, все это уходило в другой мир. Сейчас многие "не дельцы" берут скрипку именно для того, чтобы делать дела. :) Что касается звука, Стерн известен тем, что его звук нефоногеничен. Его звук на записях очень уступает звуку вживую. Частично это касается и некоторых записей Менухина. Тогда как Шеринг и, особенно, Ойстрах звучали всегда одинаково прекрасно : и на записях и вживую.
 
Последнее редактирование:
A

andreyviola

Guest
Видимо, у Amateur'а сейчас тяжелые дни, вот он и решил выплеснуть всю свою агрессию прямо на форум.
Эти тяжелые дни начались 21 декабря 2003 года, полистайте архивы. Видимо, потребность в форуме возникла именно тогда, когда он наконец "почувствовал себя человеком" :-?.
 
K

k.tzahanasian

Guest
Потрясающая запись. Я всегда говорил, что в Спивакове погиб великий скрипач. Вот уж кто не выдержал влияния попсы. Но всё это тоже в конечном итоге какие-то личностные моменты...


Не знаю, не знаю, слышала его живьем лет через пятнадцать после этой записи и впечатление было, что до гибели ему еще очень далеко.
А пока знатоки обдумывают ответы, продолжаем слушать музычку в исполнении лауреата 2-й премии конкурса Чайковского и дирижера... тоже неплохого скрипача:lol:
[video=youtube;-zGN7_d6COg]http://www.youtube.com/watch?v=-zGN7_d6COg&feature=related[/video]
 
K

k.tzahanasian

Guest
Остроумно, но не по делу. Паганини и Венявского многие современные виртуозы, надо отдать им должное, играют не медленнее и не хуже. По поводу "на полтона выше" : это особенность некоторых записей того времени, связанная с несовершенством аппаратуры. Можно назвать и другие примеры. Например, запись концерта Паганини Коганом (использованная в фильме о Паганини), намеренно сделана на полтона выше. Это создало эффектное музыкально-напряженное звучание. Можно еще вспомнить феноменально талантливого виолончелиста Даниила Шафрана, который вообще всегда играл почти на полтона выше.
Пардон, вы не поняли моего пролетарского юмора, просто запись ускоренная... потому и быстрее всех:lol:
 
Z

Zelenskiy

Guest
А здесь http://www.oldgazette.ru/siskusstvo/23111945/all.html есть вся рецензия Оборина (страница 4 - чтобы открыть, нужна программа для чтения DJVU-файлов). Привожу без сокращений:

"Приезд Иегуди Менухина явился значительным событием в концертной жизни Москвы. Менухин - замечательный скрипач, уже много лет известный во всем мире, как один из лучших представителей этого пленительного искусства. Еще мальчиком появившись на концертной эстраде, он вскоре занял одно из первых мест среди величайших скрипачей мира.
Менухин - большой виртуоз с огромной пальцевой техникой, обладающий поразительным по силе и красоте звуком. Основная сфера творчества этого великолепного скрипача - произведения больших форм. Ему менее близок стиль салонной миниатюры или чисто виртуозных произведений. Глубокую камерную музыку Менухин предпочитает виртуозной литературе.
Иегуди Менухин - первоклассный ансамблист и камерный музыкант. Его истинное призвание - сонаты с фортепиано, или для скрипки соло, а также концерты с оркестром.
Судя по тому, что мы слышали в трех концертах Менухина, его репертуар очень обширен. Он играет почти всю скрипичную литературу.
Особенно ярко запомнились мне в его исполнении сонаты Баха для скрипки соло, которые он играет исключительно проникновенно и с неподражаемым мастерством.
Незабываемое впечатление осталось от его последнего концерта в Зале им. Чайковского, в котором он исполнил три концерта с оркестром. Превосходно прозвучал концерт Баха для двух скрипок с оркестром в прекрасном ансамбле Иегуди Менухина и Давида Ойстраха.
С большой внутренней силой и выразительностью Менухин исполнил и концерт Брамса. Венцом его выступлений явился концерт Бетховена, сыгранный им с необычайной проникновенностью и предельным мастерством.
Стихия Менухина - крупные полотна, но он также безукоризненно исполнил ряд миниатюр. С обаятельной прозрачностью и красивым звуком сыграны им румынские танцы Бартока, "Девушка с волосами цвета льна" Дебюсси и "Венский каприс" Крейслера.
Для меня совместные выступления с Менухиным были большой творческой радостью. Менухин - большой музыкант, глубокий и серьезный художник. Исполнение его отличается исключительным чувством ансамбля. Это замечательное качество позволило нам в кратчайший срок подготовить для исполнения сложные сонаты Бетховена, Франка и Дебюсси.
Концерты Менухина вызвали огромнейший интерес среди москвичей, особенно музыкальной общественности столицы. Встречи с Менухиным и его выступления были плодотворными для советских музыкантов.
Несомненно, что приезд знаменитого скрипача США Иегуди Менухина в Советский Союз и его концерты в Москве будут еще более содействовать укреплению культурных связей Советского Союза и Америки".

Далее в том же номере приводится статья Менухина "Первые впечатления" о его впечатлениях от приезда в Москву.

С оценками Оборина, возможно, кто-нибудь мог бы поспорить, но они в любом случае не были пустым колыханием воздуха. Сомнительно, чтобы он (да и Ойстрах) пел такие дифирамбы человеку, который не значил ничего в скрипичном искусстве. Повторюсь: я не являюсь апологетом Менухина, но ведь и откровенно лгать не надо. Стараюсь истину ставить выше личных симпатий и антипатий.
 
Последнее редактирование:
Z

Zelenskiy

Guest
Эти тяжелые дни начались 21 декабря 2003 года, полистайте архивы. Видимо, потребность в форуме возникла именно тогда, когда он наконец "почувствовал себя человеком" :-?.
Как-то не охота рыться во всем этом. Примерно то же ощущение, как доставать мусор из мусорной корзины.
 
Z

Zelenskiy

Guest
Тогда как Шеринг и, особенно, Ойстрах звучали всегда одинаково прекрасно : и на записях и вживую.
В этом их значимое отличие от Стерна и Менухина. Сегодня приходится все это слушать в записях и оценивать каждого, исходя из них.
 
Последнее редактирование:
K

k.tzahanasian

Guest
[video=youtube;mhL1Nt1Vqio]http://www.youtube.com/watch?v=mhL1Nt1Vqio[/video]
:silly:
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху