Публикация о конкурсе 14 конкурс им. Чайковского. Фортепиано | Елена Черемных, 16 июня

  • Автор темы Мария Холкина
  • Дата начала
М

Мария Холкина

Guest

Александр Романовский


Тема серьезного женского пианизма на конкурсе возникла в первый день, когда Мария Третьякова (№ 5) выступила в жанре культурного комментария к общеизвестному. Структурно идеальная "Аппассионата","Святки" (еще не доросли до "Щелкунчика", но запах рождественского гуся уже слышен), "Вариации на тему Корелли" (с переодевающимся - то барочные фижмы, то желтый прокофьевский ботинок - автором). Что-то волшебное сотворили с ученицей Льва Наумова ее итальянские "университеты": фортепианная Академия г. Имола, консерватория г. Чезена плюс три павших ей в ноги итальянских конкурса. А может просто сказываются фамильные гены (папа - Виктор Третьяков, скрипач, золотой медалист Третьего конкурса Чайковского).
Во второй день сильную и стильную женскую линию продолжила Динара Клинтон (№ 8 ), 21-летняя студентка московского класса Элисо Вирсаладзе (бронзовой медалистки Второго конкурса Чайковского). Мало сказать, что программу с ля-минорной Сонатой Моцарта, "Размышлением", "Русской пляской" Чайковского и Этюдами Шопена (ор. 25) она сыграла без сучка и задоринки. Она это сделала таким отшлифованным (и ни разу не отклонившимся в заданном качестве) звуком, о котором своими словами и не скажешь. Ближе к теме мандельштамовские строки: "Воздух пасмурный влажен и гулок". И еще "Золотистого меда струя".
Кроме медового звука Динары Клинтон (какое все-таки странное сочетание имени и фамилии), у нее дивная техника. В Этюдах Шопена процесс неостановимости становится родом художественного задания и, одновременно, насмешки над ним. Пальчики летают, аккорды носятся, трели и терции стелятся, но под каждой виртуозной поверхностью сюрпризиком что-то совсем другое. Обрывок мелодии, перышко упорхнувшего пассажа. Такое, что хочется спрятать в кулак, а потом с удивлением разглядывать дома.
Другой тип женской игры демонстрировала Сара Данешпур (№ 9), 24-летняя выпускница Института Кёртиса , изящная, интеллигентная, воспитанная, красивая. В фа-мажорной Сонате Гайдна звук был блекловат, но коллекция piano из второй части просилась на витрину. Подсушенный темперамент шумановских Вариаций на тему ABEGG был увлажнен грамотной педалью. И вдруг мир красивых мелочей оказался перевернут Седьмой сонатой Прокофьева. Не то, чтобы это нарушило внятность женственного, как у героинь Джейн Остин, музицирования. Просто не сразу удалось понять, что современный эквивалент музыкального викторианства, допускает в нежный стиль добавки феминизма. Так, для общего развития.
20-летний Чжонь Хаи Пак (Корея, № 10) расположил к себе лирическими красками моцартовской Сонаты до-мажор, "Октября" и "Думки" Чайковского. Но в двух последних номерах (Четвертая Соната Скрябина и "По прочтении Данте" Листа) сильно отклонился от темы. В Скрябине им завладела импровизационная стихия, а в Листе - буйная апокалиптика, не имеющая к флорентийскому изгнаннику особого отношения.
25-летний Цзянинь Кун (Китай, № 11) тронул искренним романтизмом и не менее искренним волнением. Ну и что? Приличный лондонский студент из Королевской академии музыки, как и все, уязвим. Аккуратно, легко местами оступаясь, студент проследовал изящным маршрутом от ангельского Ля-бемоль мажора Гайдна через лишенных восточности "Песню без слов" и "Юмореску" Чайковского к Этюдам Шопена (ор. 25), сыгранным не без технических потерь, но с той долей открытости и виртуозного радения, за которые его хочется похвалить.
Антиподом выступил его однокашник (по классу лондонского профессора и члена жюри Дмитрия Алексеева) - 26-летний Александр Романовский (№ 7). Он дал понять, что владение концертной эстрадой у него в крови. Про этом стратегия одна (удержать эстрадную высоту), а тактик столько, сколько впопад и невпопад выученной музыки. Ну зачем ми-бемоль-мажорной Сонате Гайдна бетховенская боевитость? Зато формат брамсовских "Вариаций на тему Паганини" (ор. 35, 1 и 2 тетради) темпераментному пианисту подошел. Правда, внимая аидовым гулам и дьявольским трелям опуса № 35, сложно было себе представить, что его создал тот же человек, за чьи фортепианные интермеццо ор. 117 и ор. 118 можно жизнь отдать.


Читать в оригинале
 
B

Baba Lada

Guest
Re: Фортепиано | Елена Черемных, 16 июня

А это Черемных Рождественский в своей новой толстой книжке Чумных называет? Она вроде про какую-то симфонию Гайдна писала. Никак разобраться не могу...
 
I

ilya

Guest
Re: Фортепиано | Елена Черемных, 16 июня

Скажите, пожалуйста, а о какой именно новой толстой книге Рождественского идет речь?
 
B

Baba Lada

Guest
Re: Фортепиано | Елена Черемных, 16 июня

Скажите, пожалуйста, а о какой именно новой толстой книге Рождественского идет речь?
Вот об этой, мил человек: http://www.mosconsv.ru/ru/publication.aspx?id=127316 Там автор на танке Т34 проехался по "критикессам" Зимяниной и Чумных. Зимянину читала, да... А вот кто такая Чумных, бабуля только по контексту пытается догадаться. Узнаете - скажите!
 
I

ilya

Guest
Re: Фортепиано | Елена Черемных, 16 июня

Позор мне, а я и не знал. Да, занесло любимого маэстро, уж сколько раз он об этом говорил, но тащить это еще в книжку ему, по-моему, настолько же не по чину, насколько не по чину было посвятить однажды этим разборкам пол-концерта (http://old.russ.ru/culture/textonly/20010418_ilya.html). Это и был тот концерт, в связи с которым возникла вторая из названных вами ситуаций - уж десять лет прошло, а он всё вспоминает... (http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3995.0;wap2) Книжку бы раздобыть! И почему я ее до сих пор не видел? Ни в "Бехштейне", ни в киоске в МЗК...
 
B

Baba Lada

Guest
Видать, запала эта Чумных в душу Маэстро. И память хорошая - завидую! Я могу попросить одного знакомого внучка как это - отсканировать? нужные страницы, если надобно. Тут вот http://www.mosconsv.ru/ru/event_p.aspx?id=127317 нас и о презентации извещают.
 
I

ilya

Guest
Запала, видимо. Неважно извещают как-то - я сходил бы, если б знал. Отсканировать было бы неплохо, но я бы уж лучше постарался книгу купить, осталось ее найти.
 
B

Baba Lada

Guest
Запала, видимо. Неважно извещают как-то - я сходил бы, если б знал. Отсканировать было бы неплохо, но я бы уж лучше постарался книгу купить, осталось ее найти.
Он и о Сабанееве, конечно, вспомнил. Параллели провел. И еще о какой-то мадам, которая повторила сабанеевский подвиг много лет спустя. Соберетесь покупать, закажите грузовик: книжка тяжеленная! Я ее еле доперла до дому. Хорошо, один знакомый дедушка помог!
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху