Ответ: I тур. День 1
Про первого сегодняшнего выступающего (Шлеенков) тут уже было... Плохое говорить незачем, а хорошее найти трудновато... пожалуй, рояль сам по себе ничего звучал, да думалось на Бетховене и Чайковском: а как же он Скрябина-то будет исполнять? - ан нет, на Скрябине он как-то подтянулся, и играл его, пожалуй, относительно даже лучше прочего. Возникла мысль о чрезмерности этой 45-минутной произвольной программы: зачем слушать, мучиться так долго, если вот таких участников можно выявить достаточно быстро?... С Коробейникова началось, конечно, совсем другое. Но могу сказать, что его игра была хорошей и даже очень хорошей, но не более того. Прежде всего - Скрябин: выбор в первом туре такого сверхсложного произведения - это своего рода вызов, за который надо отвечать. И вообще, от исполнения ТАКИХ вещей вживую всегда ждёшь чего-то бОльшего, какого-то прорыва. Андрей, повторяю, очень хорошо исполнил сонату, но прорыва не случилось, однако. Помню, что игра Михайлова на открытии скрябинского конкурса 2000 года произвела на меня гораздо бОльшее впечатление. А почему? Ну, что ж, следует сказать, что игра, в общем-то, была в самом деле вязкой. Да, и в смысле звукоизвлечения (привет, увы, от пионера). Но в том-то и дело, что причина глубже. Я бы сказал, что у исполнителя всё же "голова в партитуре". Не в смысле нот - с ними он разобрался - а в смысле погружённости в переживание отдельных мест. Да, выстраданных и встроенных в продуманную конструкцию, но не подвластных ПОРЫВУ И ПОЛЁТУ. Тут вспомнилось немного забавное даже высказывание Андрея о том, что ему-де близок поздний Скрябин, а ранний - не так. На самом деле весь"кайф", томление и экстаз позднего Скрябина вырастают из того же самого порыва, из той же устремлённости к свету, которая обнаружилась в нём с самого начала, и порыв этот должен ЖИТЬ в них. Он должен как бы исподволь всю конструкцию охватить, и заставить дышать каждый пассаж, каждую ноту лучиться и истекать электричеством, что ли... вот, а у Коробейникова всё построено всё же на КОНЦЕНТРАЦИИ. На форсированном переживании. Вернее - на фокусированном: на сжатом, очищенном до достижения ощущения подлинности. Но - не свободном вполне. Впрочем, думал я обо всём этом применительно к Скрябину, а когда начался Чайковский, стало видно, что и тут - та же проблема. Очень интересная трактовка, где найдено СВОЁ и, за это своё зацепившись, артист выстраивает целое. Замечательно, но не осталось ли в стороне слишком многое?... Короче говоря, силой и слабостью игры Коробейникова является своеобразный интеллектуализм, который ведёт не к простоте, а к подлинности, но довольно дорогой ценой. Потому что ведь... тут кто-то говорил, что следующий китаец неплох, но, мол, меркнет перед Коробейниковым. На самом деле меркнет как раз последний. Потому что слушаешь его - и испытываешь удовлетворение и даже гордость от того, что у нас есть такие культурные, думающие молодые музыканты. Однако настоящего НАСЛАЖДЕНИЯ его игрой - недостаёт. Китаец же - у него-то именно простота, свобода и естественность, чуждые совсем интеллектуализма, но достигающие овладения тончайшими нюансами совершенно свободно, без нажима. У Коробейникова фактура дышит?.. Несомненно, но вот мы видим, как в самом насыщенном месте у нашего китайца (Суэн Ванг) в бешеном темпе вдруг всё так выстраивается, что просто дух захватывает! Особенно, конечно, это было в Равеле и кое-где у Рахманинова. Бетховен был хорош; между прочим, такие вещи (6-я соната) - трудно играть. Это вам не Апассионату наяривать! :lol:А у него - было очень здорово, только в первой части чуть не хватало заострённости мысли (чему соответствовал и звуковой, кстати аспект: некоторый недостаток ясности в прорисовке пассажей и так далее...) Рахманинов - видно, что это его любимое, и китайского - ничего. Чистое, свободное переживание красоты музыки. Но наибольший успех - в Чайковском. Тут - прямо удивительное попадание. Ясность и простота, сдержанность и выразительность. Так что - не всё так просто....
Два других участника - не хочется тратить время. Нет, они совсем не плохи. Я бы сказал так: добротное азиатское исполнительство (на добротном японском инструменте) - у одного. Добротное русское исполнительство, с красивым, живым и тёплым звуком, пониманием всего и тонкой нюансировкой, но с какой-то именно усреднённостью, - у другого. Пожелаем им удачи в творчестве, как предыдущим двум - в текущем состязании!