Ответ: Финал. День третий.
Добрый вечер, позвольте и мне поучаствовать в обсуждении.
Сегодня открыла книгу Генриха Орлова "Древо музыки" и буквально на первых страницах встретила это:
"Музыкальный опыт - это не вещь, которую композитор вкладывает в партитуру, исполнитель доставляет, а слушатель получает и потребляет. Музыкальное сочинение это не набор переживаний, а широкое поле возможностей и выборов. Выбор всегда носит личный характер.
Композитор возделывает и засевает это поле; исполнитель культивирует его в соответствии со своим пониманием и вкусом; и точно таким же образом каждый слушатель снимает свой урожай
уникального опыта.
Нет никакой надежды на то, что когда-нибудь мы научимся определять степень его совпадения или расхождения с опытом общения исполнителя или композитора с той же музыкой. Опыт каждого-
питается из множества источников - музыка лишь один из них. Он зависит от общего и музыкального воспитания и прошлого опыта индивидуума, его психологического типа и установок, состояния психики, мотиваций и т.д. Он также уникален, как реализуемая в нем личность данного человека."
Мне кажется, порой в подобных спорах проблема состоит в том, что слушая, воспринимая игру того или иного исполнителя, в обсуждении ее нам трудно найти разделительную грань между
такими достаточно объективными категориями, как
композиторская школа или индивиуальный композиторский стиль,
исполнительская традиция,стиль
И
очень плохо поддающийся изучению
музыкальныый опыт конкретного музыканта или слушателя.
Мне кажется, аргументы - это хорошо, а опыт, эмоциональная близость, родственность опыта - лучше.