Утро начал Андрей Гугнин.... ну, я им восторгался и на прошлом конкурсе, но сейчас он явно поднялся на следующий уровень и в результате он просто на голову выше остальных участников, выступивших за два дня. То, что у него появилось, во всех исполняемых произведениях, можно сравнить с открытием нового измерения: то, что у остальных плоское, у него сделалось даже не рельефным, а по-настоящему трёхмерным, так что он может как бы брать музыку, разворачивать её как угодно, рассматривать, так сказать, с изнанки, и в результате обнаруживать глубинную структуру и логику, которая недоступна другим и которая может поразить слушателя. А то, что ему это удалось сделать с "Авророй", причём рассматриваемой именно как целое, - это особенно впечатляет. Но не менее в этом смысле интересна и "Думка". На самом деле "правильного" исполнения её не существует: она, как и многие произведения Чайковского, по крайней мере созданные до Пятой симфонии, - она как бы недописанна, и её исполнение - это каждый раз акт творчества, композиторского. Это требование, конечно, можно более или менее изящно обойти за счёт искусственного нагнетания сплошного напряжения - подобно тому, как Трифонов в своё время решил проблему Первого концерта в своём победном выступлении на конкурсе (чем и здесь обычно и пользуются даже весьма талантливые интерпретаторы). Но в исполнении Андрея мы увидели нечто настолько завершённое и цельное в этом цветущем разнообразии и внешней разбросанности, что, пожалуй, это в будущем надо будет переслушивать и изучать для того, чтобы обрести ту подлинную идею, которую можно передать и другими средствами, подобно тому, как для меня лично Первый концерт по-настоящему собирается воедино интерпретацией Артура Рубинштейна, а Четвертая симфония - исполнением Андрея Борейко, которое мне посчастливилось услышать вживую
Ну и надо отметить, что обретение этой многомерности в вИдении музыки неразрывно связано с фантастическим колористическим мастерством Андрея, как раз и позволяющим её донести до слушателя. Потрясающий эффект был в Рахманинове, где ты просто видишь эту игру цвета! А на его динамику следовало бы повнимательней посмотреть тем, кто считает стук по клавишам изобразительным средством фортепианного искусства.... очень редко у кого удар, казалось бы, наотмашь по клавишам оборачивается лишь поразительной яркостью звучания, обходясь без стука практически полностью.
Далее, болгарский участник... это, несомненно, большой мастер, который уже определил, что ему делать со своей индивидуальностью, а именно: он решил спрятать и загнать её вглубь. Всё у него прекрасно продумано и прочувствованно, почти нигде он не промахивается, но играет он, в общем, как-то абстрактно. В Авроре, конечно, это бросалось в глаза благодаря контрасту с колористическим многообразием у Гугнина: звучание казалось очень однообразным. Я бы не сказал, что тут это однообразие было однозначно связано со слабостью воображения, как это обычно бывает, но что-то тут не так. Да, такое как бы более аскетичное исполнение сонаты вполне можно было бы и принять как, согласно снобистским теориям, даже более аутентичное.... но вот только возникает вопрос: а для чего оно нужно вообще и на конкурсе в частности? Я уж не знаю, конечно, он показал, как и Ясинский, что он многое умеет, что ему всё нипочём.... но ведь даже и тут важно всё-таки, чтобы было просто интересно слушать музыку, как сегодня Овчинников говорил, давая кому-то интервью. А вот слушать такое, по-моему, особо незачем. Вот для себя самого я могу то же самое художественное впечатление получить, просто сев за инструмент и поиграв это, пусть и не попадая в некоторые ноты. Да, собственно, можно и просто ноты полистать. В конце концов, можно и без текста обойтись - так, в воображении. Так что не очень понятно....
Что было по-настоящему здОрово, так это Рахманинов. А вот Шопен... хоть сами по себе крайние разделы были на весьма высоком градусе, но контраста в середине не получилось, а мой тест на настоящий хай-класс в конце он совсем не прошёл: Там вилочка до самого конца, именно кончается на три форте, это должно быть настоящее безумие, а он закруглил и смазал.
Алексей Мельников... охх, хоть и перед ним было вроде неплохо, но всё равно получилось как будто в пустыне открылся какой-то абсолютно чистый, незамутнённый источник. Такая подлинность... вот у него на картинке в качестве фона видно какое-то поле сжатое, дальше линия леса... и невольно думаешь об этой нашей неброской северной природе, в которой спрятана такая красота и сила - это уже не кажется отвлечённой банальностью. Господи, какое же это всегда счастье видеть, что артист не лезет вон из кожи, чтобы соответствовать каким-то стандартам или, наоборот, выделиться из толпы, а просто идёт свои путём, никуда не сворачивая, не боясь и проторенной дороги, но и совершенно неуклонно сворачивая с неё там, где это ему кажется необходимым! Вот в Апассионате он явно осознанно отказывался от многих штампов, вроде как делающих исполнение более эффектным... это вначале кажется будто бы даже странным, но потом ты видишь общую картину, которая постепенно складывается - и она вдохновляет и поражает! Да и само пианистическое мастерство - оно как будто спрятано слегка, не выпячивается, а подчиняется выражению мысли, и только в конце понимаешь, что вот так это протянуть далеко не каждый сможет. Между прочим, в Бахе он, по-моему, тоже специально играл более аскетично.... сама-то по себе музыка, особенно прелюдия, такая, можно сказать, слезоточивая.... вот помню как её играл американский парень гениальный, на одном из предшествующих конкурсов тут, - там это сразу пробирало. А здесь - звучало вдохновенно, но сдержанно. Вообще, возможно, тут была даже стратегия, нацеленная на постепенное раскрепощение по ходу прослушивания с тем, чтобы в конце, в Листе, уже закрутилось ого-го как. В целом - незабываемое впечатление открытия какого-то затерянного мира, первозданного, с виду неброского, но наполненного на самом деле в самой себе завершенной и богатой, наполненной смыслом глубоким жизни...