Александр Ключко

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Это статья двухлетней давности, но в ней много интересных высказываний музыканта, потому всё-таки хочется начать Тему Александра именно этой статьёй!

http://www.classicalmusicnews.ru/lo...e-vyibrali-pochti-vsyu-programmu-s-pedagogom/

Студент первого курса Московского колледжа музыкального исполнительства имени Шопена — о том, почему бессмысленно демонстрировать беглость пальцев.

На VI Международном конкурсе пианистов памяти Веры Лотар – Шевченко завершились прослушивания юношеской группы.

Победителем фортепианного состязания стал студент первого курса Московского колледжа музыкального исполнительства имени Шопена Александр Ключко.

Несмотря на серьёзную загруженность и поднакопившуюся усталость, 15-летний лауреат согласился ответить на вопросы корреспондента Анны Ефановой.

– Для Вас ожидаемой стала победа в юношеской группе конкурса?

— Конечно, я надеялся на какое-то призовое место, но всё же был очень удивлен.

– Переполняют эмоции или уже спали?

— Эмоции переполняли меня до самого вечера. Конечно, я «выдохнул» после самого тура, но, когда близилось время объявления результатов, то не находил себе места. Особенно волновался на самом вручении дипломов. Помню, как сильно тряслись руки после объявления моего имени, что у меня первая премия.

– Говорят, что на конкурсе Вы сыграли, в основном, новую программу. Правда?

— Да, верно. Из «старого» у меня остался только соль минорный этюд Черни. Его я играл прошлым летом, когда поступал в колледж музыкального исполнительства имени Шопена.

– Насколько свежо остальное?

— Всё, кроме «Альборады», я выучил во втором полугодии. Равеля взял раньше, летом 2015 года.

– Вы сами выбираете сочинения?

— Вместе с моим педагогом Сергеем Сергеевичем Арцибашевым. Из того, что я предложил для разучивания: «Пляска смерти» Сен-Санса — Листа — Горовица и Вариации Капустина.

– Почему же решились разучить их?

— «Пляску смерти» я хотел сыграть очень давно, так что это исполнившаяся мечта. Несколько лет назад я услышал запись Алексея Султанова с концерта в Риге 2000 года. Меня поразила виртуозность этой пьесы, и в той же мере ее характер. А потом её играл Дмитрий Маслеев на конкурсе Чайковского…

Вариации оттуда же родом (их играл Рид Тецлофф на втором туре), и я сразу подумал, может быть, мне сыграть их. На конкурсе как раз была нужна музыка, написанная после 1960-го года. К тому же я люблю джаз.

– А, может, рано взялись?

— Насчет вариаций, думаю, что нет. «Пляска смерти» – возможно, конечно, но я чувствую, что это «моя музыка», и, что некоторые произведения можно для себя открывать независимо от возраста.

– Как Вы относитесь к тенденции исполнения технически трудных сочинений с малых лет?

— Я ничего не имею против. Играть такие произведения можно, если музыкант пропускает через себя, осмысливая музыкально. Если хочется показать скорость передвижения пальцев, то в этом нет смысла.

– Какие произведения Вам нравятся, но пока за них взяться не осмелились?

— Наверное, я буду банален, потому что этих вещей «боятся» почти все: 20 и 24 концерты Моцарта, четыре последние сонаты Бетховена, последняя Си бемоль мажорная соната Шуберта, прелюдии, сонаты Шопена, соната Листа, концерты Брамса; Третий концерт и Первая соната Рахманинова, поздние сонаты Скрябина, Восьмая соната и Второй концерт Прокофьева.

– Видимо, некоторые опусы у Вас в работе.

— Пока я ничего не учу, но мы уже выбрали почти всю программу с педагогом.

– А что тогда есть в планах?

— Нужна новая классическая соната, этюды Шопена, какой-то концерт с оркестром. В следующем году я хочу попробовать подготовиться на Московский международный конкурс памяти Владимира Крайнева.

– Как Вы занимаетесь дома?

— Стараюсь играть на инструменте не меньше трёх часов в день. Как правило, от трёх до шести, потому что больше не могу из себя выжать. А сам процесс? К примеру, пришел в класс до второго тура. Сначала сыграл всю программу целиком. Потом начал отрабатывать технически сложные места в разных темпах, ритмах. Дальше опять сыграл всю программу, но теперь очень медленно, чтобы прослушать голоса.


У меня нет постоянного плана. Я ориентируюсь по ситуации, а там — как пойдет.

– Ваша результативность зависит от времени суток?

— Нет. Скорее от сил, настроения, мотивации.

– Как мотивируете себя, чтобы поработать достойно?

— Всегда по-разному. Я не могу сказать, что готовился к этому конкурсу для получения первой премии. У меня просто был готов нужный репертуар. И мне захотелось сыграть его на хорошем уровне. Я очень люблю эти сочинения.

– Успели оценить свои выступления на конкурсе?

— Да, я смотрел видеозаписи. Мне кажется, что второй тур получился удачнее первого. Я чувствовал себя неуверенно в первый день: мы только что прилетели, да и к роялю не очень удалось приспособиться. Возможно, поэтому в техническом плане произошли недоразумения. На втором туре было комфортнее. Те, кто меня слушал, говорят, что звучало интереснее.

– Боялись?

— Нет. Я долго готовился между произведениями, чтобы отойти от предыдущего и психологически подготовиться к следующему.

– На первом туре Вы выбились из регламента.

— Я почему-то был абсолютно уверен, что должен играть не более 25 минут.

– Не более 20-ти.

— Тогда да. На записи вышло 26,22. Видимо, это немногие заметили.

– Какие сочинения Вам лучше всего удались на втором туре?

— Я думаю, что как раз «Пляска смерти» и Вариации Капустина. В Бетховене разволновался немного и, кажется, что не смог раскрыться в эмоциональном плане. Когда успокоился, то всё зазвучало хорошо.

– Что значит отлично сыграть, на Ваш взгляд?

— Я сомневаюсь, что однажды смогу так сказать о себе. Отличное исполнение — это не количество фальшивых нот, а, скорее, субъективное ощущение. Если ты чувствуешь, что потратил все свои душевные и физические силы, то близок к желаемому.

– Есть в мире идеальные пианисты?

— Не думаю, что слово «идеал» вообще совместимо с музыкой, поскольку восприятие субъективно. Тут скорее можно говорить только о личных предпочтениях.

– Каких музыкантов Вы слушали, разучивая программу к этому конкурсу, и чему научились у них?

— Могу с полной уверенностью сказать, что в последние годы для меня абсолютно невероятными кумирами являются Михаил Плетнев, Святослав Рихтер и Артуро Микеланджели.

Конечно, я слушаю и других музыкантов, но именно эти трое «титанов» оказывают на меня огромное влияние. Меня всегда поражает их невероятная искренность: у каждого отличная от других, ведь именно искренность, на мой взгляд, главная в выступлениях на сцене.

– Уверена, что искренность важна и вне сцены. Скажите честно, зачем Вам понадобилось учиться играть на аккордеоне?

— Это была инициатива моей бабушки. Она очень любит этот инструмент.

– Вы выбрали фортепиано или оно вас?

— Скорее, я его. Однажды почувствовал, что играть на рояле мне куда интереснее, чем на аккордеоне.

– Сложно было совмещать общеобразовательную школу с музыкальной?

— Поначалу нет. Ко мне хорошо относились педагоги, которые иногда прощали, например, пропуски, пока я учился в Саранске. Когда я пошел в новую школу после переезда в Москву, там никому не было дела до моих хобби, и полгода были тяжелыми.

Позже я стал учиться в другом учреждении по совету своего друга — общеобразовательной школе №1113, в Дегтярном переулке. Наверное, это рай для тех, кто серьёзно занимается каким-либо видом искусства.

– У Вас были, есть любимые предметы кроме музыки?

— В школе меня всегда интересовала история, в 7–8 классах — физика, но потом эти интересы угасли. Сейчас очень нравится литература. В нашем колледже ее ведет замечательный педагог Лариса Владимировна Кузавова. Трудно сказать, за что мне нравится этот предмет. Может быть, за возможность прикоснуться к шедеврам мирового искусства, не знаю.

– Мало кому удается обосноваться в Москве так быстро. Как Вам это удалось?

— На конкурсе в Нижнем Новгороде я познакомился с ребятами из Гнесинки и Центральной музыкальной школы. Хотел попробовать показаться в гнесинской десятилетке, но к нам, в Саранск, приехал преподаватель ЦМШ Андрей Эдуардович Жаворонков. Я принял участие в его мастер-классе. Мы с ним поговорили. В итоге, решили подумать и про ЦМШ тоже.

В конце весны 2012 года мы поехали на консультацию к Дарье Александровне Рябовой. Она дала мне программу. Я ее летом учил, и в августе снова отправились в Москву. Тогда нам сказали, что в ЦМШ с такими данными меня не возьмут. Решили, что будем поступать в обычную московскую музыкальную школу, год готовиться и сдавать экзамены в седьмой класс, чтобы без потери года вышло.

Но тут узнали про колледж Шопена. Пришли туда в конце лета. Меня прослушала директор Мариэтта Таджатовна Чалдранян. Сказала, что возьмёт. Так что про ЦМШ мы забыли.

– Легко расставались с Саранском?

— О, нет. Первый год был очень тяжелым. Я сильно скучал по своим друзьям, родным, да и смена обстановки далась нелегко.

– Где Вы сейчас живете в Москве?

— В городе Лобне вместе с родителями. Мы живем в Подмосковье.

– У Вас мало свободного времени?

— Мне его хватает, чтобы слушать разную музыку, успевать читать и смотреть кино. В последний год я даже начал осваивать электрогитару, хотя время позволяет заниматься редко.

– О чем же мечтаете?

— С трудом могу выявить что-то одно. Мне бы очень хотелось побывать в странах Европы, Америки и Японии. Довольно давно хочу куда–нибудь съездить.

– Как представляете свою жизнь через 10 лет?

— Думаю, поступить и закончить Московскую консерваторию. Пожалуй, это единственное фактическое событие, о котором могу сказать определённо.

***

Александр Ключко родился 15 августа 2000 года в Саранске (республика Мордовия). В 2012 году окончил среднюю общеобразовательную школу № 3 и Детскую музыкальную школу № 6 по классам фортепиано (преподаватель — О. М. Березина) и аккордеона (преподаватель — О. Г. Костерина). С 2013 года учится в Московском колледже музыкального исполнительства имени Шопена (педагог — С. С. Арцибашев). В 2016 году успешно окончил первый курс и перешёл на второй.

Конкурсы, звания и награды:

2010 – V Всероссийская олимпиада искусств — первое место,
Городской конкурс «Юный виртуоз» — первое место;

2011 –Республиканский конкурс «Юный виртуоз» — первое место,
Открытый Всероссийский конкурс молодых исполнителей на народных инструментах (г. Саранск ) — четвертое место;
Первый фестиваль–конкурс к 1000-летию воссоединения мордовского народа с Россией (г. Саранск) — первое место;

2012 – Международный интернет–конкурс «Internet Music competition» (г. Белград, Сербия) — диплом второй степени;

2013 – Московский Областной открытый юношеский конкурс пианистов, посвящённый 140-летию со дня рождения С. В. Рахманинова (г.Электросталь) — вторая премия;
Международный Конкурс молодых пианистов памяти К. Н. Игумнова (г. Липецк) — вторая премия;

2014 – Международный Конкурс юных пианистов А. А. Наседкина (г. Ярославль) — вторая премия;

2015 – Международный конкурс юных пианистов и фестиваль классической музыки Astana Piano Passion (г. Астана) — третья премия и специальный приз за лучшее исполнение пьесы казахского композитора;
Международный конкурс «Путь к Мастерству» (г. Москва) — вторая премия и специальный приз за лучшее исполнение сонаты Моцарта;
Стипендиат премии Правительства Москвы;

2016 – Фестиваль романтической музыки молодых музыкантов Москвы «Virtuoso 2016» — лауреат;
VI Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко (г. Екатеринбург) — первая премия.
 

Yuri_

Участник
А вот еще запись с этого же конкурса, Competition Ile-de-France, где Александр стал победителем по единогласному решению жюри.
Первый тур, 31.05.2018 г.
F. Liszt, Etude No.2, in A minor, S. 139
W. A. Mozart, Piano Sonata in C major, K.330, First movement
M. Ravel, "Scarbo" from "Gaspard de la nuit"
 

Leokadia

Участник
http://vsar.ru/19351_18_letniy_virtuoz_iz_saranska
Я правильно поняла, что в училище у Сергея Арцибашева Александр не доучится, раз с октября начнёт заниматься с Шерешевской?
Так, вроде, в статье не говориться, что он будет учиться у Шерешевской. Только "заметили" и "пригласила". А доучиться можно ведь и параллельно)
Странная статья в целом...
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Так, вроде, в статье не говориться, что он будет учиться у Шерешевской. Только "заметили" и "пригласила". А доучиться можно ведь и параллельно)
Странная статья в целом...
«...Уже в октябре этого года Саша отправится учиться в столицу Франции, где будет обучаться в частной консерватории, причем ему будет выплачиваться стипендия, в то время как обучение в европейских вузах, как правило, платное.» (с) разве здесь не говорится, что едет в Париж учиться? И к кому тогда, если не к Рене?
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху