Любовь к Музыке.

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Таня, можно задублирую эту статью, так как не все в ФБ, и она слишком важна, чтобы не привести её целиком...?

Алексей Любимов: открытое письмо ректору МГК Александру Соколову и общественности
26.06.2018

Алексей Любимов
На прошлой неделе в Московской консерватории, во время прослушивания к концерту выпускников вуза прошедшего учебного года, произошел инцидент между певицей Марией Остроуховой (выступавшей в качестве иллюстратора для двух выпускниц ФИСИИ) и и.о. декана вокального факультета МГК Петром Скучниченко.

После этого Мария Остроухова разместила в своем аккаунте на Facebook публикацию, описывающую произошедшее. Это спровоцировало масштабное обсуждение среди студентов и сотрудников Московской консерватории.

Через некоторое время доцент кафедры клавишных инструментов ФИСИИ Сергей Каспров отозвался на эту дискуссию собственной публикацией, в которой критиковался не только конкретный инцидент на прослушивании, но и давалась оценка целому ряду происходящих в Московской консерватории событий и явлений.

По следам этих публикаций и их обсуждений профессор кафедры клавишных инструментов ФИСИИ Алексей Любимов написал открытое письмо ректору Московской консерватории Александру Соколову. Приводим это письмо целиком.

“Пост Сергея Каспрова, который поначалу вызвал неприятное ощущение из-за личных (хотя и во многом справедливых) выпадов автора и употребления выражений, брошенных в лицо заочно, нахожу по существу дела совершенно справедливым.

Музыкальная общественность, к которой я сейчас обращаюсь, делится на две части: 1) музыканты, артисты, студенты, журналисты, любители музыки и просто следящие за новостями культуры люди; и 2) часть консерваторского сообщества (к счастью, не столь многочисленная), цель которой – дискредитировать ФИСИИ при помощи “случайных” конфликтных ситуаций, от которых Факультет регулярно страдает. В эту часть, к сожалению, входят и некоторые главы традиционных факультетов, и люди, следящие за административным выполнением бредовых раскоряк “миноброзавров” (от них, впрочем, страдают все без исключения структуры Консерватории (в дальнейшем МГК).

Для меня позорен не столько сам инцидент с П.И.Скусниченко, публично продемонстрировавшим свою неосведомленность в принципах и практике исполнения музыки 17-18 веков, сегодня хорошо известных и принятых во всем мире. Судя по его вопросам и репликам (нарушившим, кстати, регламент ведения прослушивания в БЗК), он, по-видимому, не раскрывал ни одного трактата по правилам хорошего исполнения арий Da Capo, не видел ни одного примера “произвольных” (они так и назывались) украшений и фермат, не слышал ни одного исполнения музыки барокко современными европейскими певцами (кому имя легион), и явно не преуспел в освоении главного исполнительского фактора тех времен – риторики как правила эмоциональной образности, призывающей петь и играть НЕРОВНО, используя текст как канву, в то время как буквальное следование тексту при повторах является дурным тоном и показателем отсутствия мастерства.

Позорно не это – в конце концов, ну, произошел казус, невозможно знать все … Позорно то, что все без исключения члены комиссии в БЗК, представители и главы “основных” факультетов (буду называть их “академическими”) как один объединились, преследуя единую цель: не допустить номер с певицей М.Остроуховой на концерт. Тут пошли в ход уж совсем недозволенные приемы: это, мол, аккомпанемент (в то время как это абсолютно полноценный вокально-камерный ансамбль, отобранный госкомиссией на госэкзамене в рубрике специализации, стоящей в учебном плане ФИСИИ; было соблюдено правило – не менее 50% дипломников); мол, эта ария “мужская” – да, конечно, певцов-кастратов МГК пока что не производит)))! Присутствовавшие члены комиссии единогласно (!) эти мнения поддержали.

Однако вместо частного разбирательства этого конкретного вопиющего, но абсурдного случая я хочу задать вопрос руководителям “академических” исполнительских факультетов: почему вы все нападаете на ФИСИИ, его педагогов и студентов так совместно и агрессивно, используя столь непозволительные приемы? Откуда эта сплоченность по отношению к “истористам”? Ведь ни один из педагогов ФИСИИ никогда не критиковал и не уничижал ни ваши факультеты, ни ваши школы, не влезал на ваши профессиональные территории. Почему же вы – шефы факультетов и кафедр – постоянно атакуете педагогов ФИСИИ, создаете в МГК атмосферу насмешек и глумления – мол, вот они, бедные, занимаются на примитивных инструментах со студентами, не умеющими играть («клавесин – древесин» – еще одна показательная реплика с того злосчастного обсуждения). (Примеч.: список востребованных в России и в мире наших победителей крупнейших Международных конкурсов, как на старинных, так и на современных инструментах, занял бы не одну страницу: к нему могу присоединить пару свежих новостей: запись 6 скрипичных сонат и партит Баха в исп. Бориса Бегельмана вышла на Sony/DHM, Максим Емельянычев , рук-ль Il Pomodoro, избран главным дирижером Sсhottish Chamber Orchestra). Кто вам давал право с таким высокомерием считать все то, что не проходится на ваших факультетах, ненужным и достойным осмеяния или уничтожения? Откуда такая сплоченность в борьбе с теми, кто движется другим путем, признанным в мире музыкального плюрализма одним из самых актуальных и

перспективных? Почему вы не хотите увидеть наши достижения, получившие оценку и уважение во всем мире, включая Америку и Японию? Почему вы все, нападая, сами возводите барьеры, препятствующие нормальному сосуществованию разных исполнительских практик? Неужели вы не видите, что САМ ФАКТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДРУГИХ ПРАКТИК говорит о том, что ваша заявка на мировое господство в музыкальном искусстве – фикция? Вы создали систему авторитетов, а точнее – систему “круговой поруки” путем “мнений”; вас не интересует то, что меняется, исследуется, практикуется в других странах; вы все еще убеждены, что вы абсолютные владельцы музыки в тех уютных местах, где вы – хозяева.

Объяснение у меня одно: вы все чувствуете, что мир вокруг начал меняться, и боитесь потерять свой вес и влияние. Вы перестаете единолично распоряжаться музыкой, и она начинает ускользать из-под вашего бдительного контроля в те области, в которые вы не желаете и не можете вступить. И это так не только с музыкой барокко; сходные проблемы возникают и будут возникать во всех областях классической и романтической музыки, и я предчувствую ваш конфликт с мировой исторической практикой в исполнительстве Моцарта и Бетховена, Шопена и Рахманинова… Товарищи-академисты, начальники от музыки, вы что – думаете, что вся музыка прошлых времен существовала для того, чтобы пришли вы? Вы, представители великой в свое время советской исполнительской школы 1940-1970-х годов, всерьез думаете, что эта школа и её эстетика и сейчас лучшие в мире, и пытаетесь заставить замолчать любые другие направления развития, оставаясь сами и оставляя ваших студентов в этой отживающей системе? Вы и вправду думаете, что такая МГК – лучшая в мире? А как насчет того, что ни в одной консерватории мира нет таких чудовищных условий для работы и учебы, что стоимость платного обучения не адекватна образовательным услугам, которые оказываются, что все обещания типа “в будущем будет лучше” только подхлестывают озлобленность уходящего поколения и создают новые иллюзии у следующего? Нет более никакой единой русской школы (кроме школ отдельных педагогов); с этой манией национального величия скоро дойдут до утверждения, что настоящего Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена можно услышать и сыграть только в нашей отдельно взятой стране.

На днях Лондонское агентство, артистом которого является певица Мария Остроухова (“неправильно” спевшая Генделя и не пропущенная на концерт в БЗК) прислало суждение специалиста по исполнению арий Генделя (и других барочных композиторов), где прямо указывается на нежелательность, а то и на недопустимость буквальных повторений текста в Da Capo и на желательность исполнения фермат, каденций и украшений, свободно вставленных в печатный текст; вольная, но сделанная искусно и по правилам стиля орнаментика – неотъемлемое свойство исполнения любой музыки 17-18 веков, вплоть до Бетховена и Шуберта (см. записи Ландовской, Леонхардта, Штайера, Антая, Курентзиса, Giardino Armonico и многих других). Но академисты не хотят признавать ни фактов сегодняшних, ни исторических правил, выполнение которых обеспечивает правильное, а не искаженное и поэтому неполноценное лицо музыки.


Примеров очень много, вот наугад:

1. На первом выпуске ФИСИИ флейтистка прекрасно играла на барочной траверс-флейте Сонату Баха; присутствовавший на этом экзамене В.С.Попов спросил, почему мы допускаем такую фальшивую игру, на что я ему объяснил, что инструмент устроен так, что терции в разных тональностях ДОЛЖНЫ быть разного “размера” – одни шире, другие уже, и что благодаря этому тональности ДОЛЖНЫ отличаться друг от друга; это его все равно не убедило.

2. В 70-е гг. на обсуждении моей методической работы “Уртексты Нового Моцартовского издания и ошибки в традиционных редакциях” на кафедре камерного ансамбля, показывая неверные ноты и ритмы в изданиях скрипичных сонат под редакцией Шнабеля/Флеша и

предлагая использовать NMA из нашей библиотеки, я слышал в ответ от профессоров: “Нет, у нас такая традиция”.

3. А вот и расплата за неграмотность: в начале 2000-х на Конкурсе Баха в Лейпциге у пианистов не дали премию моей бывшей ученице, т.к. она играла ритм в 1-й части Второй партиты “как написано”, а не по правилам двойного пунктира (со мной она Партиту не проходила). И члены жюри были правы.

Так вот что же это за традиция, на которую ссылаются те, кто не желает видеть фактов и вообще развития исполнительства, основанного на исторических документах? Какими бы великими ни были Казальс, Шафран, Хейфец, Фуртвенглер, Менгельберг, Караян, кто сейчас будет повторять их традиционно “романтическую” индивидуалистическую стилистику, которая в наши дни невыносима? И как расценивать «программное» утверждение педагога московского колледжа по поводу исполнения того же Баха – “я преподавала 30 лет назад с такими оттенками и штрихами и так буду преподавать и сегодня”?

Сейчас происходит борьба и смена двух парадигм знания: застылого – и подвижного; охранительно-замкнутого – и свободно распахнутого; национального и глобального. Моя позиция как педагога всё более ясно озвучивается студентам примерно так: “доверяй, но проверяй”; не верь слепо своему учителю, а ищи там, где он подсказывает, своё; бойся авторитетов, говорящих “следуй за мной” вместо “следуй за композитором”; ищи разные подходы и интерпретации вместо одной абсолютной.

После всего сказанного многими в ходе фейсбучных дебатов, выплеснутых эмоций и очередного наглядного размежевания академистов и истористов, у меня главный вопрос к нашему ректору:

УВАЖАЕМЫЙ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ! Вы замечательный стратег и культурный политик в вверенной Вам вотчине, опытный великолепный психолог, мгновенно умеющий устранить любые конфликты, руководитель крупнейшего в стране музыкального ВУЗа, все еще чрезвычайно авторитетного во всем мире, – как же Вы, со своей мудростью и блестящими навыками руководства молчаливо позволяете расти этому противостоянию, поддерживая ситуацию неравенства (при Ваших же усилиях по сохранению специфики ФИСИИ), ведущую к конфликтам внутри коллектива, открывающую ненужную и опасную полемику и вызывающую публичные оскорбления, выносящую в итоге на всеобщее публичное обозрение случаи профессиональной некомпетентности, ведущие к ущемлению общероссийского и международного реноме Московской консерватории?

Простите за столь длинные пассажи, но мне кажется, что только детальный и откровенный разговор может дать плодотворные и позитивные результаты. ФИСИИ готов профессионально и по-человечески сотрудничать со всеми, готов принимать справедливую критику. НО В УСЛОВИЯХ ПРИЛИЧНОГО КОНСЕРВАТОРСКОГО БЫТА И ОТНОШЕНИЙ!!!
А.Любимов"
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Ответ Алексею Любимову.

http://www.classicalmusicnews.ru/articles/skusnichenko-answers-lyubimov-2018/

Профессор Петр Скусниченко, чье имя обсуждается в этих дискуссиях в том числе, ответил коллеге также комментарием на Facebook.
ДО его комментраия развернулась очень интересная дискуссия, которую лично я ждала уже несколько лет.

Несмотря на то, что многие так никогда и совпадут во мнениях ("Боюсь, что наши с Вами мнения вряд ли будут совпадать хотя бы потому, что многое из того, что Вы указываете как недостатки, я недостатками абсолютно не вижу. Изначально Вы написали про "формальность" прочтения партитуры - я привел пример, где, согласитесь, таковой нет. И таких примеров много. Фальшивый аккорд - см. про критику игры на барочной флейте на ФИСИИ..."), эта дискуссия показала, что многие МУЗЫКАНТЫ - в ТЕМЕ того, о чём говорил Алексей Любимов.

Потому так печально (долго подбирала слово...) то, что отвечающий А.Любимову П.Скусниченко явно не понимает всего того, о чём говорил сам А.Любимой и другие музыканты.

Получается просто абсурдная ситуация - в ответе Скусниченко и речи не идёт о том, что перечисляют А.Любимов и другие (а ведь это очень трудная Тема - исполнение барочной музыки, аутентичность и т.д.), и всё сводится к административным меркам....что "на концерте могли выступать лишь музыканты, заканчивающие в 2018 г."
ПРИ ЧЁМ здесь ЭТО?? Речь ведь Алексея Любимова (и страстная дискуссия после) сводилась абсолютно не к этому....

У кого есть возможность, перечитайте всю дискуссию в ФБ.

 

Tatiana

Участник
Ответ Алексею Любимову.

http://www.classicalmusicnews.ru/articles/skusnichenko-answers-lyubimov-2018/

Профессор Петр Скусниченко, чье имя обсуждается в этих дискуссиях в том числе, ответил коллеге также комментарием на Facebook.
ДО его комментраия развернулась очень интересная дискуссия, которую лично я ждала уже несколько лет.

Несмотря на то, что многие так никогда и совпадут во мнениях ("Боюсь, что наши с Вами мнения вряд ли будут совпадать хотя бы потому, что многое из того, что Вы указываете как недостатки, я недостатками абсолютно не вижу. Изначально Вы написали про "формальность" прочтения партитуры - я привел пример, где, согласитесь, таковой нет. И таких примеров много. Фальшивый аккорд - см. про критику игры на барочной флейте на ФИСИИ..."), эта дискуссия показала, что многие МУЗЫКАНТЫ - в ТЕМЕ того, о чём говорил Алексей Любимов.

Потому так печально (долго подбирала слово...) то, что отвечающий А.Любимову П.Скусниченко явно не понимает всего того, о чём говорил сам А.Любимой и другие музыканты.

Получается просто абсурдная ситуация - в ответе Скусниченко и речи не идёт о том, что перечисляют А.Любимов и другие (а ведь это очень трудная Тема - исполнение барочной музыки, аутентичность и т.д.), и всё сводится к административным меркам....что "на концерте могли выступать лишь музыканты, заканчивающие в 2018 г."
ПРИ ЧЁМ здесь ЭТО?? Речь ведь Алексея Любимова (и страстная дискуссия после) сводилась абсолютно не к этому....

У кого есть возможность, перечитайте всю дискуссию в ФБ.

ШЕДЕВР!

Вадим Холоденко
11 ч ·
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО В.Т. ХОЛОДЕНКО Р.Л. МИНЦУ
Роман Львович, что за скандал в консерватории? Что за дакапо? Всё надо играть красивым полным звуком, большая фраза, широкое дыхание, Николай 2 на белом коне, dusha, берёзы, Рахманинов, Чайковский, Глинка, берёзы, MOSCOW, Русь, РУСЬ,
Р
У
С
Ь,
Ь
С
У
Р,
плагальный оборот, субдоминанта вместо доминанты, бог, Бог, б-г для тех, у кого есть талант, там-тататам, мелодия, петь, dusha, сирень, берёзы, берёзовый сок, парашютик, грушка под ладошкой, Рахманинов катающийся как кот в масле в Москве, Рахманинов униженный и оскорбленный в Америке, Чайковский и отсутствие времени, Чайковский и пропаганда на гнилом западе, dusha и студенты из Азии, уехал на запад - катись, и что у него теперь? три церкви в Англии? побежал за деньгами а стал профессором в третьесортной школе в Женеве А МОГ В ДМШ НОМЕР 173859 В НИЖНИХ СКУСНИКАХ ПРЕПОДАВАТЬ, ещё приползет, соседи не дают ему там в Париже заниматься а мог бы с Васей с третьего этажа выпивать как советский интеллигент поля просторы звук мелодия вынимающая душу педаль от первого до последнего звука сок березовый петь петь пеееееетьььььььь...
В Лондонах своих, Роман Львович, дакапами занимайтесь.

https://www.facebook.com/vadux?hc_r...OvluOJfziqwvjgOl-sTKHMOWSMr4jfydLcIc&fref=nf#
 
Последнее редактирование:
ШЕДЕВР!

Вадим Холоденко
11 ч ·
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО В.Т. ХОЛОДЕНКО Р.Л. МИНЦУ
Роман Львович, что за скандал в консерватории? Что за дакапо? Всё надо играть красивым полным звуком, большая фраза, широкое дыхание, Николай 2 на белом коне, dusha, берёзы, Рахманинов, Чайковский, Глинка, берёзы, MOSCOW, Русь, РУСЬ,
Р
У
С
Ь,
Ь
С
У
Р,
плагальный оборот, субдоминанта вместо доминанты, бог, Бог, б-г для тех, у кого есть талант, там-тататам, мелодия, петь, dusha, сирень, берёзы, берёзовый сок, парашютик, грушка под ладошкой, Рахманинов катающийся как кот в масле в Москве, Рахманинов униженный и оскорбленный в Америке, Чайковский и отсутствие времени, Чайковский и пропаганда на гнилом западе, dusha и студенты из Азии, уехал на запад - катись, и что у него теперь? три церкви в Англии? побежал за деньгами а стал профессором в третьесортной школе в Женеве А МОГ В ДМШ НОМЕР 173859 В НИЖНИХ СКУСНИКАХ ПРЕПОДАВАТЬ, ещё приползет, соседи не дают ему там в Париже заниматься а мог бы с Васей с третьего этажа выпивать как советский интеллигент поля просторы звук мелодия вынимающая душу педаль от первого до последнего звука сок березовый петь петь пеееееетьььььььь...
В Лондонах своих, Роман Львович, дакапами занимайтесь.
Эко Вадима на правду пробило!
Спор Яйцеголовых с Тупоголовыми...
Давно это письмо в ФБ от одного звездного пианиста к другому ходит, но, похоже, это повод высказать все свои обиды к Консе.
Нижние Скусники - это сильно! Это как гоголевская шинель...
 

Tatiana

Участник
Эко Вадима на правду пробило!
Спор Яйцеголовых с Тупоголовыми...
Давно это письмо в ФБ от одного звездного пианиста к другому ходит, но, похоже, это повод высказать все свои обиды к Консе.
Нижние Скусники - это сильно! Это как гоголевская шинель...
Теперь ждут Открытое письмо Генделя. ( цитата )
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху