Теодор Курентзис или Курентзис, которого мы потеряем

Рецензия заимствована из FB, автор - Rэnni
"Важнейшей ценностью музыки является способность наиболее убедительно передавать ощущения опыта, выходящего за пределы материального мира. Музыка позволяет раскрыть нашу истинную сущность, освободиться от мирских ограничений. И в первую очередь приблизиться к абсолюту и порвать с земным удается религиозно вдохновленным творениям. Их авторы находятся в диалоге не с современниками, не с профессией, не с жанром. Они обращаются напрямую к Богу и тем самым помогают обратиться к нему другим.

Именно этим в первую очередь так значительна программа священной музыки «Lux Aeterna”, которой Teodor Currentzis заполнил сегодня Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Основное отделение грандиозно драматургически скроено, охватывает период от григорианства до музыки Лигети. Здесь Хильдегарда Бингенская (12й век) и Перселл (17й век) переплетены со Стравинским, Пяртом и Шнитке. Все произведения резонируют друг с другом, но перед лицом вечности границ между тем, что было, что есть и что может быть не существует.

Москве повезло особенно, поскольку по окончании основной программы Маэстро сам предложил после небольшого перерыва исполнить для всех желающих остаться вряд ли кому-то до этого момента известное произведение современного композитора Marko Nikodijevic. И таким образом диалог времен продолжился и вышел в настоящее, в 21-й век. Время близилось к часу ночи, поэтому зал заметно поредел. И хотя свободных мест осталось немного, теперь в зале уже можно было хотя бы сидеть. В то время, как на основной программе людьми были облеплены все стены и колонны Собора.

В самом месте проведения конечно же состоит вторая ценность вечера. Концерт в качестве богослужения окончательно утверждает себя «новой» концепцией классического исполнения. Литургические тексты, интегрированные композиторами в сферу искусства, возвращаются в родное пространство. В наш век, когда религиозный кризис достигает апогея, когда духовное подменяется симулякрами, такое взаимопроникновение двух образов служения миссии может стать последней надеждой, тем самым ковчегом.

Вероятно ощущение важности диалога светского с духовным, диалога сквозь время, диалога целиком от первого до последнего звука посвященного греховному состоянию человека и его стремлению к вечности и спасению, послужили основой столь меткого и уместного выбора программы.

Акустика Собора, отзвук и реверберация сводов сделала легендарное пианиссимо хора MusicAeterna воистину божественным. Vitaly Polonsky должен был сегодня ужаснуться величию своего детища. Хор же звучал совершенно невесомо, спиритически, полностью прорывая пределы бренной оболочки под пристальным вниманием Теодора, который был целиком сосредоточен на эмоциях, особенно подчеркивая в каждом произведении глубокое чувство опасности утратить надежду на спасение.

Тьма ночи за витражами, полумрак в зале, и только музыка, которая может вывести к вечности и спасению.
Музыка, которая и есть тот самый вечный свет —
Lux Aeterna.IMG_6329.JPG IMG_6327.JPG
 
Последнее редактирование:
Екатерина Бирюкова из Colta

"Не секрет, что Теодор Курентзис стремится превратить выступление в священнодействие, а концертный зал в храм. Пролетая над Москвой после суперактивного лета европейских гастролей, пермский коллектив MusicAeterna на этот раз решил не половинничать и высадился под монументальными неоготическими сводами Римско-католического кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, музыкантами для краткости любовно называемого «Непорочкой».
К хорошим концертам собору не привыкать, но этот претендует на большее. Ночь, готика, толчея, ожидание, неизвестность, чудо — вот вкратце описание мероприятия. Ну это помимо всеобщего ажиотажа и кусающихся цен на билеты.
Позднее начало, конечно, еще задержали. Программу не объявляли. При некоторой пытливости можно было выяснить, что она состоит из очень старой и довольно новой музыки. Но, в принципе, это было знать не обязательно. Знание ничего не добавляло к тому невероятному переживанию звука, в которое окунались слушатели.

Collegium Musicum в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе
Под конец концерта, уже за полночь, инструментальный ансамбль исполнил «Gesualdo dub» — сочинение нового любимца Курентзиса, штутгартского серба, лауреата престижной композиторской премии «Гаудеамус» Марко Никодиевича, делающего изящно-психоделические ремиксы старой музыки. Арво Пярт, Альфред Шнитке, Игорь Стравинский, Генри Перселл, Хильдегарда Бингенская тоже отлично обжились под сводами собора. Лучше всех, пожалуй, — Дьёрдь Лигети. Прозвучали его струнный квартет и «Lux Aeterna» для 16 солирующих голосов — сокровище из репертуара хоровой части MusicAeterna и ее мага-хормейстера Виталия Полонского. В гулкой акустике хор из просто очень хорошего превратился в неуловимое волшебство."
 
Петр Поспелов "Ведомости"
Реформатор мейнстрима, Теодор Курентзис вместе с тем продолжает исполнять музыку редкую или новую, подчас составляя из ее образцов программы, где каждый отдельный опус превращается в часть особого, тщательно продуманного замысла.
Именно таким оказался концерт Lux Aeterna («Вечный свет») в Римско-католическом кафедральном соборе в Москве, начавшийся в половине одиннадцатого и завершившийся в час ночи. Эту программу Курентзис вместе с хором и камерным ансамблем (а не оркестром) musicAeterna только что исполнили в нескольких городах Европы. Чтобы приспособить под нее пространство собора на Малой Грузинской, потребовался лишний час, который поклонники дирижера вытерпели безропотно – зато эффект оказался таким, словно программа и придумана для этих величественных стен и бескрайней акустики.
Свадьба по-сербски
Днем раньше в Доме музыки Теодор Курентзис и хормейстер Ольга Власова провели концертное исполнение оперы сербско-канадского композитора Анны Соколович «Свадьба». Опус в фольклорном стиле, приправленный специфическими вокальными приемами, виртуозно спели шесть артисток, в том числе солистка Пермской оперы Надежда Павлова.
Ритуал, священнодействие, сакральная церемония, жанр этот не нов и всегда обходится похожими атрибутами – свечи, долгополые черные одеяния, смиренные позы, молитвенные взоры хористов, устремленные ввысь. Это не произвело бы впечатления, не пой хор musicAeterna с таким совершенством, ясностью и чистотой. Шестнадцатиголосная микрополифония Дьердя Лигети в акапельном опусе Lux Aeterna, известном еще по фильму «Космическая Одиссея», прозвучала так же просто и стройно, как скупой на краски хор «Верую» Стравинского.
Смыслом программы стало то, что современная музыка, обращенная к вечности и небу, не спорила со старинной, а протягивала к ней руки. И встречала ответ: монодия O vis aeternitatis Хильдегарды Бингенской посылала из монастыря XII в. столько же индивидуальной смелости и свободы, сколько нашлось у Арво Пярта, создавшего строгий напев на романтический текст «Ночной песни прядильщицы» Клеменса Брентано.
В Первом струнном квартете (1954), отменно сыгранном музыкантами, Лигети предстал отнюдь не высокомерным авангардистом: новые приемы игры в нем сочетаются с утонченными темами и даже танцами в традиционном духе. Новейший сербский автор Марко Никодиевич в опусе Gesualdo dub взял за основу два первых аккорда мадригала Карло Джезуальдо Moro, lasso и трансформировал их в электронной технике даб-музыки, но для живых инструментов – такой непрямой путь из Ренессанса в авангард через карибский микшерный пульт вдруг привел к звучаниям в духе Прокофьева. Возвышенных хоровых звуков Перселла и Шнитке хватило бы сполна, но программа завершилась «Вечным Бахом» в остроумной обработке норвежца Кнута Нюстедта: стихи хорала Komm suesser Tod пелись пятью группами хора с разной скоростью, но в узловых пунктах группы ждали, пока все вместе не соберутся в благозвучный баховский аккорд. За стенами собора оставался мир, где семеро одного не ждут; а внутри – пусть не семеро, а четверо этого одного ждали, и это было очень человечно, чему «Вечный свет» только радовался.
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Увидела на сайте КЗ Мариинского театра в афише:
28 декабря
четверг 21:00
Теодор Курентзис и оркестр musicAeterna
Билеты на концерт можно приобрести на сайте https://spb.ponominalu.ru/event/teodor-kurentzis


В ПРОГРАММЕ:
Дмитрий Шостакович
Симфония № 7 до мажор («Ленинградская»)

Зашла по предложенной ссылке приобрести билет... вот так новогодний подарок,неожиданные цены однако:eek:
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Увидела на сайте КЗ Мариинского театра в афише:
28 декабря
четверг 21:00
Теодор Курентзис и оркестр musicAeterna
Билеты на концерт можно приобрести на сайте https://spb.ponominalu.ru/event/teodor-kurentzis


В ПРОГРАММЕ:
Дмитрий Шостакович
Симфония № 7 до мажор («Ленинградская»)

Зашла по предложенной ссылке приобрести билет... вот так новогодний подарок,неожиданные цены однако:eek:
После недавнего Концерта в Москве все были также шокированы. Цены приравнены к ценам в Большой Театр.
Если вспоминать ситуацию с билетами на Концерт Е.Кисина, то оказалось, что 90 процентов от стоимости билетов ушло на благотворительность. Потому перекупщики и постарались взвинтить цены по-максимуму.
Но цены на билеты на на Курентзиса действительно очень высоки.
Вот такой вот ..."подарок".
 

Марфа

Участник
Чечилия Бартоли отдыхает... Легче в Пермь слетать на репетицию. И кому этот Курентзис будет играть? Толстым кошелькам? Вот мы его все-таки и потеряли)))
 
Последнее редактирование:

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Цитирую :"...на премьеры театра и Дягилевский фестиваль приезжают не только весь российский бомонд, но и ценители классической музыки из Европы." Видимо для них
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Цитирую :"...на премьеры театра и Дягилевский фестиваль приезжают не только весь российский бомонд, но и ценители классической музыки из Европы." Видимо для них
Может быть...
Мои знакомые после таких цен на концерты решили, что теперь будут слушать всех интересных музыкантов не в России. Поедут на того же Кисина в Мадрид, где стоимость билетов от 35 евро.
https://www.classictic.com/ru/концерт_евгения_кисина_в_мадриде/28667/341571/
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху