Рецензия Арлекина на концерт А Шиффа.
Андраш Шифф в КЗЧ: Гайдн, Бетховен, Моцарт, Шуберт
Вот такие концерты я люблю: чтоб зарядил - и часа на три, а кашляют там или мобильниками звонят, приходят, уходят - дедушка старый, ему все равно. Фантастический пианизм, неповторимая индивидуальность, непоказушное, скромное, но тем больше подкупающее артистическое обаяние, и программа концептуальная (поздние, зрелые, "последние", итоговые, предсмертные сонаты венских классиков и примкнувшего к ним раннего романтика) - а все-таки слушать Шиффа мне было, признаться, утомительнее даже, чем недавно Афанасьева, особенно первое отделение: как будто умираешь вместе с авторами. Соната Ми-бемоль мажор Гайдна ведь - такая ясная, внятная и цельная, а у Шиффа каждая фраза намертво отбита цезурой, каждый раздел обозначен такой ферматой, что до следующего можно не дожить, при том что перерывы между частями пианист как раз не затягивает, наоборот, не дает большим любителям искусства прокашляться от души (хотя им для этого пауза не нужна, кашляют себе всласть, помирать не надо), зато уж внутри фразы легато, для Гайдна немыслимые, и каждая нота не оставлена без внимания, "отмечена", "украшена", но за деталями целое, да и просто мелодическая линия элементарно - теряются. Первая часть 32-й сонаты Бетховена возродила, приободрила, да и музыка сама по себе считай что шлягерная, постоянно и по-разному звучит, интересно сравнить, пускай данная конкретная версия мне и не слишком близка, но во второй части Шифф полностью ушел "в астрал", выкачал из Бетховена весь воздух, и этот рафинад в вакуумной упаковке быстро встал мне поперек горла. Лучше всего, на мой вкус, удалась лаконичная 18-я соната Моцарта, здесь всего было в меру, и "утонченности", и "строгости". Первая часть 21-й сонаты Шуберта тоже внушала надежды - внешне простецкая музычка у Шиффа неожиданно от вариации к вариации превращалась в загадочное магическое варево, но когда эта же однообразная ворожба без ярких контрастов продолжилась и во второй части, мне стало малость не по себе, а к третьей подобный Шуберт меня уже вымотал. Как ни странно, бисы порадовали едва ли не больше, чем основная программа, составив практически самостоятельное третье отделение. Я хотя и пропустил предыдущий, позапрошлогодний концерт Шиффа в БЗК (ради польского кино, между прочим), но знал, что Шифф на бис играет всегда, обязательно и много, но не ожидал, чтоб так. Сначала изумительная 2-я часть из 20-й Ля-мажорной сонаты Шуберта - по сути главный "хит" программы ("а вот это нежное место" - комментировали вслух старые меломанки, вооружившись биноклями), и затем - 31-я соната Бетховена, причем похоже, что целиком, и все на том же уровне, в том же ключе, то есть с "волхвованием", с "заклинанием духов умерших", которое лично меня, допустим, в безоговорочный восторг не приводит, но и не отдать должное уникальности Шиффа невозможно.