Успела на Алексея Чернова – вот уж действительно тёмная лошадка была поначалу. На первом туре никто ничего такого и не ожидал от резервиста, кроме приближённых и посвящённых. Но лидер старта начал позиции потихоньку сдавать – такое встречается. Пианист на чудо не надеялся – оно и не случилось! Верил бы – выучил бы программу. Атеистам на заметку.
Концерт И. Брамса ре минор. Не знаю, как там насчёт театра, но выступление оркестра точно начинается с настройки. Какое это было «ля»! Симфония, в минималистском понимании, конечно. Объёмное, густо тонированное, породистое звучание! И вступление к концерту обещало всё! Но тут вмешался исполнитель – тонкий, глубоко мыслящий, но занятый хлебом насущным – текстом, а не высокими материями. Известен исторический анекдот, кажется, про Л. Оборина, который прервал уже 5 минут как репетирующего в Малом зале ученика вопросом: «Что, Вы уже начали? А я и не заметил». Оркестр, подлаживаясь солиста, постепенно терял энтузиазм и даже стал иногда играть вразнобой, чего сначала не было. Пианист играл в этом оркестре далеко не первую скрипку. Я вспомнила недавние концерты Моцарта. Воистину: «Бойтесь своих желаний, ибо они могут исполниться!». Когда оркестр играет хуже солиста – это плохо, но когда лучше – это ещё хуже. Я втайне ещё надеялась на вторую часть, на философские откровения. Но этим надеждам не суждено было сбыться. Несмотря на отчаянные взмахи руками, в исполнении так всем полюбившегося А. Чернова не было ни брамсовского романтизма, ни духовного прозрения, долженствующего достичь такого предела, где высота уже сливается с глубиной и всё – вечно и прекрасно. «Счастье было так возможно…». Обещающие это счастье фрагменты, особенно в финале, можно было услышать.