"Участие в конкурсах не приветствую, но и не запрещаю" (интервью Ивана Монигетти)

T

Tamila

Guest
...Накануне объявления результатов конкурса блестящий музыкант Иван Монигетти, входивший в состав жюри конкурса виолончелистов, дал интервью корреспонденту "Газеты" Илье Овчинникову.
- Как вы полагаете, нужен ли сегодня подобный конкурс, не устарела ли его идея? По-прежнему ли велик его международный авторитет?
- Классическая музыка сегодня в мире в очень большой опасности. Трудно сказать, насколько этот процесс захватил еще и Россию, но думаю, что в гораздо меньшей степени, чем Западную Европу и Америку. Страшное давление со стороны массмедиа, навязывающих духовную отраву вместо культуры, все сильнее. Любые формы противодействия этому надо всячески приветствовать и поддерживать. И конкурс Чайковского - один из подобных способов. Я вижу, что он собирает много людей, что идут трансляции, что в залах много молодежи - это очень важно и нужно. Можно искать другие формы, более адекватные настоящему времени, но подобные вещи необходимы. Авторитет, думаю, по-прежнему высок. Другое дело, что конкурсов сейчас очень много и сама по себе победа на одном из них не гарантирует успешной концертной деятельности. Раньше первая премия конкурса Чайковского открывала многие двери, сейчас это не так.
- В конкурсе участвовали ваши ученики? Как вы оцениваете работу жюри конкурса виолончелистов?
- Двое участвовали в первом туре и не прошли во второй. Как правило, я не запрещаю своим ученикам участвовать в конкурсах, если они рвутся и если их влечет подобная атмосфера. Но и ни в коей мере не побуждаю их к этому. Я стараюсь заниматься с ними чисто музыкальными проблемами, а подготовка к конкурсу требует специальной, направленной работы. Жюри у нас, по-моему, очень представительное, здесь достойные музыканты со всех континентов, и я считаю за честь находиться среди членов этого жюри.
- Существует мнение, будто средний уровень исполнительского мастерства растет, но золотой век сольного исполнительства закончился.
- Исполнительское искусство напрямую связано с композиторским творчеством. И именно в сфере композиции сегодня особенно ощутим кризис. Молодых авторов, равных гигантам ХХ века, нет. Если вспомнить конкурс имени Чайковского в 1962 году, то за пять лет до этого был написан Первый виолончельный концерт Шостаковича, а за 10 лет - Симфония-концерт Прокофьева - сочинения, перевернувшие представления о возможностях виолончели. Это было время невероятных открытий. Позже появились Второй концерт Шостаковича, концерт Лютославского, концерт Бориса Чайковского. Происходило революционное преобразование виолончельного мира, вызывавшее к жизни адекватных исполнителей, в первую очередь Ростроповича. Он задал невероятное ускорение, которое продолжается до сих пор, но на базе репертуара, уже ставшего классическим. А новый репертуар, который двигал бы дальше исполнительское искусство, не появился. Если и появился, то речь о работах, принадлежащих "детям" Шостаковича. Хотя исторически должно было бы уже настать время его "внуков" и "правнуков", к сожалению, я их не вижу. Возьмите любую историческую эпоху - исполнительство двигала вперед новая музыка. А сейчас тиражируются, пусть и очень хорошие, новые исполнения того, что уже много раз было открыто.
- Среди репертуара, который исполняли виолончелисты, были для вас сюрпризы?
- Нет, в этом году программа очень традиционна, чтобы не сказать консервативна. Могут быть разные концепции составления конкурсных программ: у пианистов более свободный выбор, они могут представить полноценное концертное выступление, а у виолончелистов почти вся программа обязательная. Обе модели имеют много плюсов и минусов.
- Вас чем-либо удивил конкурс этого года?
- Открытием для меня стал тот интерес широкой публики, который я наблюдаю в эти дни. Уже на первый тур спрашивали лишние билеты. Публика очень активная и горячая, иногда даже слишком, когда начинает аплодировать между частями или кричать "браво", не дослушав последнюю ноту. Но это тоже хорошо: пусть лучше здесь кричат, чем делают что-то нехорошее в другом месте.
01.07.2007 / ИЛЬЯ ОВЧИННИКОВ Материал опубликован в "Газете" №117 от 02.07.2007г.
 
N

ne-mov

Guest
Ответ: "Участие в конкурсах не приветствую, но и не запрещаю" (интервью Ивана Мониге

- Исполнительское искусство напрямую связано с композиторским творчеством. И именно в сфере композиции сегодня особенно ощутим кризис. Молодых авторов, равных гигантам ХХ века, нет. Если вспомнить конкурс имени Чайковского в 1962 году, то за пять лет до этого был написан Первый виолончельный концерт Шостаковича, а за 10 лет - Симфония-концерт Прокофьева - сочинения, перевернувшие представления о возможностях виолончели. Это было время невероятных открытий. Позже появились Второй концерт Шостаковича, концерт Лютославского, концерт Бориса Чайковского. Происходило революционное преобразование виолончельного мира, вызывавшее к жизни адекватных исполнителей, в первую очередь Ростроповича. Он задал невероятное ускорение, которое продолжается до сих пор, но на базе репертуара, уже ставшего классическим. А новый репертуар, который двигал бы дальше исполнительское искусство, не появился. Если и появился, то речь о работах, принадлежащих "детям" Шостаковича. Хотя исторически должно было бы уже настать время его "внуков" и "правнуков", к сожалению, я их не вижу. Возьмите любую историческую эпоху - исполнительство двигала вперед новая музыка. А сейчас тиражируются, пусть и очень хорошие, новые исполнения того, что уже много раз было открыто.
Странно здесь вот что: приведённые примеры не являются корректными,ведь Шостакович написал 1 Концерт в 55 лет,а Прокофьев Симфонию-концерт в 61 год! Молодым композиторам предлагается посоревноваться с гениями в их далеко не ранний период творчества!?
А ведь "внукам" и "правнукам" Шостаковича сейчас 20-40 приблизительно будет...
Дейтсвительно,исполнительство всегда было в подчинённом положении у композиции,и именно сочинители "двигали" музыку вперёд,воздействуя на исполнителей.Но...при условии, что сами исполнители хотели этого движения вперёд,были восприимчивы к новому,а не принимали всё без разбора в штыки. А именно такая ситуация "штыковой" обороны,вернее даже сказать "штыковой атаки" большинства исполнителей против современных им композиторов и характеризует взаимоотношения сторон в наше время. Проецируя на недалёкое прошлое, можем представить себе того же Ростроповича, "прокручивающим" некую обойму Концертов (Боккерини,Гайдн,Дворжак,Шуман,Сен-Санс,Лало...),и язвительно прохаживающимся по "виолончельной эквилибристике" Концерта-симфонии Прокофьева,или концертов Шостаковича! А ведь именно так ведёт себя большинство крупных (и некрупных тоже) исполнителей по отношению к творимой на их глазах музыке, как заклинание повторяя часто,что это и есть "традиции Ростроповича" ! Не композиторы и их произведения "вызвали к жизни" Ростроповича, а он своей активной,неравнодушной к новому позицией вызывал к жизни их новые сочинения,причём он находился в постоянном контакте с композиторами,подчас сам напрямую участвовал в их работе над сочинениями.
Предложение моё следующее: чтобы не пребывать в области фантазий и предположений о кризисе или не кризисе в композиции для виолончели (или исполнительстве на виолончели) ,давайте попробуем организовать всемирный (европейский,российский) фестиваль современной виолончельной музыки,-попробуем исполнить хоть 10-ю часть того,что написано для этого инструмента в последние лет 20. Это будет реальное дело (а не только слова),которое и привлечёт как исполнителей к живым ещё композиторам,так и публику просветит в каком-то смысле.
А вот проведя несколько раз такой фестиваль,уже и поговорим о том,что же у нас сейчас на дворе - кризис,не кризис, и кто чьи традиции продолжает,и как.
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху