Уважаемая Ната!
По порядку. Убежден, что когда Вы говорили о том, что ненавидите того, кто
в силу известность имени хочет сделать побольше денег.
Вы, конечно, не имели в виду Ойстраха. Музыканты, которые играли с ним, как с дирижером, насколько мне известно, составили о нем прекрасное мнение и как, в том числе, о дирижере. Как Вы определяете, внес ли кто-либо "грандиозное" в дирижерское искусство или нет? Записи, которые оставил Ойстрах-дирижер (в частности записи произведений Рихарда Штрауса) говорят о том, что он был далеко не беспомощен в этой области. Или в качестве критерия "грандиозности" Вы берете соотношение "сигнал/шум" на уровне журнальных статей?
Уверен, что нет. Если проводить параллели со скрипичным искусством (которое, как я подозреваю, Вам все же ближе 8) ), что Вы скажете о судьбе Шеринга? Практически забытый скрипач (молчите, лучше зайдите в консерваторию и спросите у тех, кто с таким блеском поступил в этом году в консерваторию - им это имя известно лишь понаслышке. То же и с ребятами в других странах), ни один из мэйджоров и не думает заняться сбором его записей в таком масштабе, в каком это сделано в случаях, скажем, Стерна и Хейфеца (обоих очень ценю, а Стерн и вообще для меня кумир). Тот же Монсенжон в своем фильме о скрипичном искусстве, посвятил Шерингу буквально минуту. Говорит ли это о том, что Шеринг оценен по достоинству? Говорит ли это о том, что он и
в самом деле не внес ничего
грандиозного в историю скрипичной игры? Это один из самых ярких. Есть, как Вы догадываетесь, и другие.
Так что скользкая это тема, насчет Ойстраха-дирижера.
Далее. По поводу Лисса, который
пытался сломать более полувековые традиции исполнения одного произведения причём не вполне корректно.
К традициям исполнения
отношусь с холодком, откровенно говоря. Тем более, когда речь заходит о традициях исполнения российских оркестров. Извините, но не знаю ни одного российского симфонического коллектива сегодня, который бы имел давние традиции исполнения чего-либо ПЛЮС имел бы артистические ресурсы и соответствующий для того, чтобы давить на "пришлого" дирижера и навязывать ему собственное мнение, опираясь на "традицию". Ни Госоркестр, ни, при всем уважении, БСО и РНО, с моей скромной точки зрения, не способны сегодня повторить собственные достижения пятнадцатилетней давности. Насколько я знаю российские коллективы сегодняшнего дня, есть два оркестра, которые имеют все данные для того, чтобы выполнить волю любого дирижера с блеском. Это оркестр Мариинского театра и, как это ни смешно, московский оркестр п/у Павла Когана. Если Вы ни разу не слышали последний коллектив в последнее время - сходите, послушайте. Вас ожидает сюрприз.
Но эти два оркестра как раз не настолько накачаны снобизмом для того, чтобы противодейстовать дирижерам. Насколько я знаю, во всяком случае.
Так вот, возвращаясь к Лиссу. Я готов поверить в то, что у него могло не получиться перебороть снобизм
одного известного оркестра. Вообще говоря, давно известно, что в России оркестры потому и носят имена своих главных дирижеров, что играть как следует умеют и хотят только с "главным". Это не есть прерогатива только лишь Заслуженного коллектива во времена Мравинского. Так что в Вашем примере, разумеется,нет ничего невероятного. Однако, с моей точки зрения, это еще не говорит о том, что Лисс - никудышный дирижер, скорее, о недостатке опыта. А потом, мне хорошо известно о том, что если оркестр не имеет никакого желания работать, сделать с этим ничего нельзя. Из каких бы соображений это не происходило.
По поводу Зивы - сам я с ним не играл. Был несколько раз на концертах его оркестра и слышал отзывы о нем, как о маэстро. в том числе и сильно расходящиеся с Вашим утверждением о нем, как о профессионале. Оркестр мне не понравился. Но делать выводы не играя п/у - боюсь, будет себе дороже. :wink:
Да, напоследок, что касается Спивакова и Виртуозов. Не устаю повторять, что будущих учебниках истории честь создания виртуозов с маэстро Спиваковым неминуемо разделят директор "тех" Виртуозов г-н Роберт Бушков, а также музыканты, к примеру, квартет им. Бородина, Футер, Мильман, Ковальский и т.д. Думаю, Вам должны быть известны эти фамилии. Говорить, что Спиваков самостоятельно на ровном месте взял, и создал оркестр - все же не совсем корректно, мне кажется. В первую очередь по отношению к тем людям, которые принимали в этом деле равное с ним участие.
Надеюсь, мои высказывания не показались Вам черезчур резким. В любом случае, заранее оговариваюсь, что если Вы и усмотрите в вышесказанном какие-то перехлесты, уверяю Вас, они никак не направлены против Вас лично. 8)