"Скрипичный ключ" - газета "Взгляд" о конкурсе им. Чайковского

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

boris

Overlord
Команда форума
Администратор
Team #tch15
Privilege
#1
Оригинал: http://vz.ru/culture/2007/6/12/87619.html

Скрипичный ключ

Завтра открывается XIII Международный конкурс имени П.И. Чайковского, который проводится по четырем специальностям: «фортепиано», «скрипка», «виолончель» и «вокал»

12 июня 2007, 16:23
Текст: Павел Жигунов

Конкурс имени Чайковского проводится раз в четыре года, и 13-й должен был пройти в 2006 году. Однако по ряду не вполне очевидных причин (среди которых, например, совпадение сроков проведения конкурса с чемпионатом мира по футболу) было принято решение перенести очередной конкурс на год позже.

Былые достижения

История этого музыкального состязания началась в 1958 году. За это время именно конкурс имени Чайковского открыл массу мировых музыкальных звезд. Пианисты Ван Клиберн, Владимир Ашкенази, Григорий Соколов, Михаил Плетнев.

Скрипачи Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Владимир Спиваков, Виктория Муллова.

Виолончелисты Лесли Парнас, Наталья Гутман, Давид Герингас.
Певцы Владимир Атлантов, Елена Образцова, Тамара Синявская, Евгений Нестеренко, а также многих других.

Несмотря на внушительный список победителей соревнования, которые сегодня являются гордостью мировой музыкальной культуры, в последние годы конкурс имени Чайковского потерял былые блеск и значение.

Он все еще привлекает российских участников, а также молодых музыкантов из Юго-Восточной Азии, однако жители Европы и американских континентов все реже изъявляют желание побороться за некогда престижную награду.

Достаточно сказать, что если заявки на участие в 10-м конкурсе, проходившем в 1994 году, подали около 300 музыкантов из разных стран, то в 13-м конкурсе будут участвовать 199 музыкантов, причем значительное их число живет в России и других странах СНГ либо родились на постсоветском пространстве.

Финансирование конкурса имени Чайковского осуществляется не только за государственный счет, но и при активном участии спонсоров, в том числе и зарубежных. При этом организаторами выступают Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, а также Госконцерт.

Таким образом, можно говорить о том, что конкурс имени Чайковского фактически является государственным проектом. Во всяком случае, его идеологию определяют именно государственные структуры.

Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, а также другие официальные лица в процессе подготовки к конкурсу не раз повторяли, что одной из наиболее важных задач в их работе является возвращение конкурсу имени Чайковского былого престижа в мире. Вместе с тем ни разу не были внятно озвучены причины, по которым конкурс утратил этот престиж. Хотя они достаточно очевидны.

Причины кризиса

Начало тяжелого для конкурса имени Чайковского периода пришлось на 1994 год. В жюри юбилейного, 10-го конкурса были приглашены только победители предыдущих соревнований. Кроме того, оргкомитет тогда выступил с инновационными предложениями в области подсчета баллов, выставляемых участникам.

В результате даже сами члены жюри оказались шокированы итогами голосований: во всех специальностях в финал вышли вовсе не те, кого стоило и хотелось бы там послушать, а первая премия была присуждена только у вокалистов (ее получила сопрано Хибла Герзмава). Подобный исход серьезно подорвал доверие к конкурсу имени Чайковского прежде всего со стороны потенциальных участников из-за рубежа.

Следующий, 11-й конкурс имени Чайковского многим запомнился тем, что любимец публики пианист Алексей Султанов не прошел в финал.

Султанов к тому времени был уже хорошо известен как в России, так и на Западе и, согласно утверждениям многих профессионалов, находился в начале своей международной карьеры, обещавшей стать исключительно яркой.

Сегодня трудно сказать, чем призовое место на конкурсе имени Чайковского смогло бы помочь молодому виртуозу, – история не знает сослагательного наклонения. Султанова не пропустили в финал, а первое место тогда получил Денис Мацуев – один из самых успешных российских музыкантов, работающих, что называется, на стыке жанров, и до сих пор недостаточно хорошо известный на Западе. Алексей Султанов же в 2001 году оказался частично парализован из-за инсульта (тогда ему был 31 год) и скончался в 2005 году.

Объявляя результаты второго тура на конкурсе 1998 года, председатель жюри пианистов композитор Андрей Эшпай сказал, что ему стыдно – Алексей Султанов не прошел в финал (существует видеозапись этого эпизода).

Не секрет, что результаты практически любого, даже самого известного музыкального конкурса в той или иной степени подвержены подтасовкам и в значительной степени зависят от договоренностей между теми или иными членами жюри, а также от влияния других факторов.

Достаточно вспомнить о том, что один из самых известных лауреатов того же конкурса имени Чайковского американский пианист Ван Клиберн получил первую премию в 1958 году только после того, как на это была получена санкция советского правительства.

Советский Союз был заинтересован не только в том, чтобы демонстрировать на международных конкурсах только самых сильных своих музыкантов, но и в том, чтобы создать (а впоследствии и упрочить) репутацию конкурса имени Чайковского как одного из самых сложных и престижных музыкальных соревнований.

Однако для этого требовалось проводить разумную политику при распределении премий. Впоследствии на этом конкурсе выигрывали как советские, так и западные участники.

Безусловно, разговоры о коррупции велись и тогда, однако только после фиаско в 1994 году и ряда сомнительных решений жюри в 1998-м наблюдатели в полный голос заговорили о том, что уровень коррумпированности конкурса имени Чайковского переходит всякие разумные границы.

Без политических наставников ведущие профессора Московской консерватории, входившие в жюри конкурса, оказались не способны удержать себя в рамках здравого смысла и приличий.

Поставщики роялей

Однако организаторы все же сделали определенные выводы из случившегося. Недовольство решениями жюри сопровождает любой крупный конкурс в мире, поэтому к достижениям оргкомитета предыдущего конкурса, безусловно, следует отнести тот факт, что 12-й конкурс (2002 год) прошел без крупных скандалов.

Зато впервые за всю историю конкурса имени Чайковского при его обсуждении речь зашла о том, что на исход конкурса пианистов могут влиять не только члены жюри, но и фирмы – производители роялей.
Как правило, поставщиками инструментов для выступлений пианистов на конкурсе имени Чайковского выступают три фирмы: Steinway & Sons, Kawai и Yamaha. Эти же фирмы поддерживают и многие другие международные состязания пианистов.

Каждый из производителей, безусловно, заинтересован в том, чтобы победители, а также наиболее перспективные участники выбирали для выступлений на конкурсах и последующей карьеры концертирующего музыканта рояли именно его марки.

Для этого используются как вполне честные методы, так и, по слухам, разного рода «серые» схемы. Тем не менее прямых доказательств нечестной игры крупных производителей привести невозможно.

Планы и вариации

Между тем организаторы очередного конкурса имени Чайковского, кажется, постарались сделать очень много для того, чтобы если не мгновенно восстановить былую славу московского соревнования, то сделать в этом направлении второй, более уверенный шаг (если считать, что первый был сделан на прошлом конкурсе, в 2002 году).
В этот раз, несмотря на довольно скромный (по сравнению с прежними временами) состав участников, организаторы рассчитывают на активное освещение этого события.

Трансляцию, включая передачу в Интернет, событий на конкурсе будут вести телеканал и радиостанция «Культура». В саду «Эрмитаж» планируется проводить частые брифинги для журналистов, которые, возможно, станут своего рода дискуссионным клубом и будут способствовать более активному и подробному освещению конкурса в прессе.

Планируется и целый ряд других мероприятий, направленных на улучшение имиджа конкурса имени Чайковского как в России, так и в мире.

И все же основным итогом и главной ценностью для любого музыкального конкурса остаются его лауреаты. Если со временем они превращаются в крупных музыкантов, значит конкурс выполняет свою роль первооткрывателя талантов.
В свое время как для советских, так и для западных музыкантов победа на конкурсе имени Чайковского практически гарантировала успешное начало мировой карьеры. Даже не упоминая о Ван Клиберне, достаточно вспомнить, например, пианистов Джона Лилла (лауреат 1970 года) или Барри Дугласа (1986).

Среди советских музыкантов та же счастливая судьба ждала, например, пианистов Андрея Гаврилова (1974) и Михаила Плетнева (1978). Победительница конкурса имени Чайковского 1982 года скрипачка Виктория Муллова, став невозвращенкой, сразу после этого привлекла пристальное внимание со стороны западной прессы. Подобное вряд ли произошло бы, если бы она не носила гордый титул лауреата конкурса имени Чайковского.

Сегодняшних победителей вряд ли ждет что-то подобное. Фактически, даже заняв призовое место, они получат медаль и денежную премию (золото – 20 тыс. долларов, серебро – 15 тыс. долларов, бронза – 10 тыс. долларов).

Когда-то музыкальная индустрия опиралась на конкурсы как на удобный способ выявить новые яркие таланты. Падение престижности лауреатского звания конкурса имени Чайковского, безусловно, связано с рядом грубых ошибок, которые допустили организаторы в предыдущие годы.

Безусловно, в основании трудностей, которые испытывает сегодня конкурс, лежит в большой степени распад Советского Союза, спровоцировавший массовый отъезд советских преподавателей на Запад, где сегодня многие из них являются гуру для молодых музыкантов, как это было и в их прошлой жизни.

И все же, только ли в этом дело?

В действительности схожие проблемы испытывают и западные музыкальные конкурсы. Не означает ли это, что казавшийся когда-то удачным способ штамповать музыкальных звезд больше не работает в принципе?

Ведь в каком-то смысле музыкальные конкурсы – это та самая сделка с дьяволом, которую классическая музыка во всем мире заключила со средствами массовых коммуникаций.

В качестве одного из способов избежать забвения музыка предоставила прессе возможность снимать, транслировать, записывать и от души комментировать музыкальные соревнования, подавая их чуть ли не как гладиаторские бои.

Но если на каком-то этапе слушатели разочаруются и перестанут интересоваться такими поединками (произойдет ли это с конкурсом имени Чайковского, мы узнаем уже через месяц), пресса быстро найдет более интересные сюжеты, а музыка потеряет один из важных поводов добиваться внимания прессы.

Вопрос лишь в том, выиграет ли она от этого или проиграет.
 
П

Пётр Гнётов

Guest
#2
Ответ: "Скрипичный ключ" - газета "Взгляд" о конкурсе им. Чайковского

В то время, когда приличная пивная имеет постоянную интернет-трансляцию для друзей и родственников заглянувших в нее туристов, наша с позволения сказать казённая культура заигрывает с прессой и ждет от нее решения застаревших конкурсных проблем. А прессе обычно нужна "картинка" а не звук, что может превратить Чайник в очередное дефиле.
 
P

Projekt

Guest
#3
Ответ: "Скрипичный ключ" - газета "Взгляд" о конкурсе им. Чайковского

:appl:
Действителъно, ведъ и спонсор (Тоyota) не самый хилый... Или просто не сообразили? Или , не дай бог, опятъ резулътаты уже известны:lol:?
Человек лишь предполагает.
 
П

Пётр Гнётов

Guest
#4
Ответ: "Скрипичный ключ" - газета "Взгляд" о конкурсе им. Чайковского

Если задуматься, в мире сто лет работают технологии выбора президентов. Неужели выборы лауреатов будут пущены на самотек?
 
P

Projekt

Guest
#5
Ответ: "Скрипичный ключ" - газета "Взгляд" о конкурсе им. Чайковского

Если задуматься, в мире сто лет работают технологии выбора президентов. Неужели выборы лауреатов будут пущены на самотек?
Предложение: как на счет приза зрительских симпатий?
 
П

Пётр Гнётов

Guest
#6
Ответ: "Скрипичный ключ" - газета "Взгляд" о конкурсе им. Чайковского

И под старость этот счастливый обладатель воскликнет: "В том далеком 2007-ом году, еще будучи пианистом, я был любимцем публики! Один раз..."
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.