Эпиграф
"Как корабль назовёте, так он вам и поплывёт"
Сильно зацепили вы меня, дамы, восторгами по поводу исполнения Моэ Ченом Вотрого Концерта Прокофьева и активным неприятием звучания оркестра.
Вроде тот же самый концерт и с тем же самым Мариинским я слушала этой весной в КЗЧ на знаменитом фестивале Прокофьева к 125 - летию, и солит был отменный- Денис Кожухин, и живо до сих пор волнение и трепет души, охватившие от вступившего как океанский лайнер оркестра, его мощи и красоты звука...
- что же могло такого произойти с ним за столь короткое время, чтобы вызвать уже неприятие и самые нелестные отзывы?
Ну, во- первых, у такого огромного оркестра , ясен пень, несколько составов и попасть на проект с сиднеевскими героями "Лики современного пианизма" мог такой же начинающий, проходящий стажировку или только что принятый. Но не весь же состав сразу?
Значит, пойдём по составляющим совместного творчества: солист- оркестр!
Солист- "зацелованный и затисканный" китайчонок Чен. Для чистоты сравнения предлагаю тот же самый оркестр с Александром Торадзе.
Экспозиция. Несколько тактов вступления кларнета и струнных, которые вы даже не можете вполне осознать и оценить столь быстро как будущее "зерно Зла", но всё- таки предваряющих главную тему по - старшинству в драматургии и ... поплыл - вступил солист. С кого начнём, с эталона или с халтурки?
Хорошо, с образца : тогда ещё одно слово об одном и том же оркестре ( а! Простите, главное - то не сказала: за пультом САМ , Гергиев! Но мастерство же не пропьёшь за полгода, с китайчонком Ченом играл всё тот же оркестр!!!! Дирижер другой? Да Мариинка настолько вышколенна МАЭСТРО Гергиевым, что, кажись, разбуди оркестрантов среди ночи и укажи с какой цифры начинать, они с закрытыми глазами в полусне заиграют ТАК,как надо! Персимфанс ! Без дирижёра! Представьте, что Заура вообще там не стояло!)
Итак, МАЭСТРО ТРЕПЕТОМ рук показал, что бы он хотел услышать, оркестр отрефлексировал вдумчивым вступлением и здесь вступил МАСТЕР!
Вы слышали, как вступает во втором концерте Прокофьева Торадзе? Нет, вы слышали???
Вы можете не знать всю подноготную трагедии,положенной в основу драматурги концерта, вы можете не любить грузинское пение по чистым квинтам и квартам, запараллеленным так, что любому теоретику делается дурно от услышанного, но когда Торадзе на чистейших кварто- квинтовых звуках, колышущихся в темпе колыбельной в аккомпанементе начинает повествование ,озвучивает первую мысль , вы в реальном времени , здесь и сейчас осознаёте, что Музыка и есть Высшая философия духа человеческого, его страдания, его существования и бессмертия! Торадзе морщит лоб Сократа, октавами с ямбического затактного вздоха : сооооль - ре .... здесь на секунду ,словно запнулся, засомневался, а стоит ли вообще всё ЭТО рассказывать? - решился: Ля- ...... и пошёл философский рассказ о жизни, о надежде, о красоте мечтаний. Неспешный , достойный рассказ, от которого вы уже не оторвётесь! Потому что Вам будет наплевать на тональный план этого рассказа, ну, темы, главной, вы на уровне интуиции почувствуете её расширение, выход на более высокий уровень, как подымающий сам себя за волосы Мюнхаузен - Янковский, ей тесно , она скована: мысль? жизнь? Какая разница, вот эту игру тональных красок - соль- минор, до - диез минор - оставьте музыкантам разбирать, впитывайте и удивляйтесь необычности звука!
Тема- мысль дважды повторяется , сверкая этими разными красками гармонии, словно постукивает по лбу Фомы - неверующего: запоминай, балбесина, жизнь даётся для Великих дел, для свершений, вот так будешь идти по жизни, преодолевая ступень за ступенью.
И пианист медленно, с трудом начинает аккордовое восхождение, физически передавая тяжесть этого пути....
Нет, можете что угодно себе представлять, доверившись мастерству эталонного исполнения.
Ну так, или примерно так, играет Торадзе и оркестр Мариинки...
Теперь вернёмся к записи: Бог с её несовершенством, кто хочет - тот услышит! Правда, вступительные такты больше угадываются, чем реально занимают своё место в драматургической концепции. Слово за солистом. На море- качка! Серьёзная! Поскакали волны кварто- квинтовые. Темп соответствующий. Кровь кипит, Andantino по определению быстрее Andante, поэтому и на сопутствующую надпись narrate ( повествуя!) перед темой особого внимания не обращаем. Где кровь кипит, там не до Баяновских гуслярских прихотей, быстрее- быстрее. Поскакала тема точно по ноткам: восьмушка с точкой- шестнадцатая - четверть, восьмушка с точкой- шестнадцатая- четверть, повтор, посидели на половинке! Стоп! Мне хочется как Эдуарду Кунцу на мастер- классах остановить солиста и спросить: мальчик! Китайчонок Мойе, о ЧЁМ ЭТА МУЗЫКА?
А дурной пример заразителен! Раз солисту можно, в отсутствие главного МАЭСТРО за пультом- ну почему бы и не пошалить? Сколько можно себя держать в узде? И кларнетист весело подхватывает в том же самом разухабистом темпе и с тем же самым бессмысленным выражением главную тему. Вы помните о чем она? И как, КАК её подавал Торадзе?
Вот точно: по- фиг! А дальше цепная реакция. Почему солисту можно, а оркестру нельзя? Он в кирзачах по душам слушателей и оркестр в кроссовках!
Короче: НЕ- ЗА- ЧЁТ китайчонку Чену концерт Прокофьева. Как незаладилось в экспозиции- так и доплыли под бурные аплодисменты до конца четвёртой части! А чё? Я бы тоже хлопала после каждой части! Хоть какая-то развлекуха!
Для дам - педагогов с хорошими ушам. Даю ссылку на концерт Прокофьева в эталонном исполнении.