Конкурс пианистов имени Джины Бахауэр 2018
Елена Билибина07.12.2017
Конкурс пианистов имени Джины Бахауэр пройдет в Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США) с 10 по 23 июня 2018 года
Этот конкурс считается одним из престижных в музыкальном мире и интерес к нему высок. Фактически работа уже началась: в четырех городах сейчас проходят предварительные прослушивания отборочного тура. Право живого прослушивания было дано на основе отбора по видео: запись свободной программы 260 претендентов направляли в оргкомитет, по итогам просмотра выбрали 85 пианистов, которые уже сделали первый шаг к конкурсу.
Отборочный тур отстоит по времени достаточно далеко от начала основного соревнования, его итоги подводятся за четыре месяца до даты открытия конкурса, а значит, претендентам на участие не нужно нервничать и волноваться до последних минут. Подведение итогов отборочного тура – 26 января 2019. Скрининг-жюри состоит из пяти человек и следует по маршруту: Гамбург, Москва – в этих городах прослушивание уже завершилось, Гонконг (пройдет 7 января), Нью-Йорк (пройдет 23-25 января).
Вот имена музыкантов, которые должны решить судьбу претендентов:
Kary Billings (USA)
Douglas Humplerys (USA)
Gane Coop (Canada)
Gabriel Kwok (Hong Kong)
Bernd Goetgke (Germany)
Я смогла в перерыве подробно поговорить с творческим и техническим директорами конкурса Kary Billings и Douglas Humplerys и узнала интересную информацию. В рамках COMPETITION GINA BACHAUER проводится три цикла: конкурс творческих исполнителей в возрасте от 20 до 32 лет (который и пройдет летом 2018 года), конкурсы молодых исполнителей (возраст от 15 до 19) и юных пианистов (возраст от 11 до 14 лет). На вопрос, почему в Москве отборочный тур проводится всего один день, я получила любопытный ответ: «Российская делегация обычно не такая многочисленная, зато ваши пианисты в последние годы доходят до финала и получают первые места». Мы, естественно, поговорили о победе Лукаса Генюшаса в 2011 и Андрея Гугнина в 2014 году.
Самым приятным для меня стало известие о том, что в этом году впервые будет вручена премия имени Веры Горностаевой. Её учредила замечательная пианистка Этери Анджапаридзе – ученица Веры Васильевны, живущая сейчас в Америке. Обладателем премии может стать любой участник, даже не прошедший в полуфинал. Главное – проявить себя творческой натурой, полностью погруженной в музыку.
Российская фортепианная школа представлена как совсем молодыми, так и известными пианистами, имеющими немалый опыт конкурсной борьбы. Анастасия Воротная, Надежда Писарева, Дарья Пархоменко выступали в Гамбурге. Сергей Белявский, Татьяна Дорохова, Дина Иванова, Александр Панфилов, Мikhel Poll (Эстония), Илья Шмуклер, Виталий Стариков, Самсон Цой – выступали в Москве. Тимур Мустакимов и Артем Кузнецов пройдут прослушивание в Нью-Йорке.
Я слушала московский этап отборочного тура – он проходил в зале Галереи Нико Никогосяна 4 декабря 2017. Пианисты представляли свободные 30-минутные программы на рояле марки SHIGERY KAWAI. Начало прослушивания назначили на 15 часов: все успели проснуться, прийти в себя, спокойно добраться до зала. Атмосфера в Галерее Нико замечательная – каждый микрон пространства заполнен творчеством и красотой. Однако пианистов ждал не совсем приятный момент: над роялем высокий шатровый стеклянный купол, дающий непростую акустику. Зрителей немного, все спокойно, непафосно, но какие нервы и эмоции скрыты за этой рабочей обстановкой – я полагаю, у всех в голове присутствует магическое соотношение «85/36».
Хочу привести программы участников московского этапа, чтобы все представили, как тщательно, продуманно претенденты подошли к Отборочному туру. На подготовку наверняка ушло совсем немало времени и сил: надо максимально показать все свои сильные стороны, но и как любят шутить музыканты – не проявиться уж слишком хорошо, чтобы не испугать жюри своей гениальностью. Я знаю, что предварительных репетиций в зале не было, рояль никто не пробовал – условия для всех равные.
15:00 Sergey BELYAVSKIY, 24, Russia
BEETHOVEN — Rondo a Capriccio, op.129
TANEYEV — Prelude and Fugue G-sharp Minor, op.29
RACHMANINOV — Prelude in C Minor, op.23, no.7; Prelude in D Major, op.23, no.4
LISZT – Rondeau fantastique (El Contrabandista)
15:30 Tatiana DOROKHOVA, 26, Russia
BALAKIREV – Islamey, po. 18
BEETHOVEN – Sonata No 31 in A-flat Major, op.110
16:00 Dina IVANOVA, 23, Russia
WAGNER/LIST – Isolde’s Liebestod
DEBUSSY – Estampes
SHUBERT/ LIST – Auf dem wasser zu singen; Erlkonig
16:30 Alexander PANFILOV, 29, Russia
CHOPIN – Etude in C Minor, op.10, no.1
DEBUSSY – Estampes
PROKOFIEV — Sonata № 7 in B-flat Major, op.83
18:00 Mihkel POLL, 31, Estonia
CHOPIN – Barcarolle, op.60
LIGETI — Etude No.13 (L’escalier du diable)
BARTOK – From Out of Doors, Sz.81
With Drums and Pipes
The Night’s Music
The Chase
18:30 Ilya SCHMUKLER, 23, Russia
HAYDN — Sonata in F Major, Hob. XVI:23
BACH-ZILOTI – Prelude in B Minor, BWV 855a
STRAVINSKY — Trois mouvements de Petrouchka
19:00 Vitaly STARIKOV, 23, Russia
DEBUSSY – Estampes
STRAVINSKY — Trois mouvements de Petrouchka
19:30 Samson TSOY, 29, Russia
SHUBERT – Impromptu in C Minor, op.90. no.1
BEETHOVEN Fantasie in G Minor, op.77
RACHMANINOFF – Prelude in D Major, op.23, no.4, Prelude in B-flat Major, op.23, no.2
Прослушивание в Москве закончилось. Не хочу давать никаких оценок исполнению пианистов – все они молоды, талантливы и полны любви к музыке. Хочу пожелать всем удачи. Не завидую членам скрининг-жюри: период до подведения итогов отборочного тура будет не самым простым в их жизни.
Я брала интервью у Бориса Березовского на Конкурсе имени Чайковского в 2015-м, сразу после завершения первого тура прослушивания, когда ко всеобщему удивлению были отсеяны очень интересные пианисты. И вот что сказал Борис Вадимович:
«…надо относиться к конкурсу проще, не как к концу жизни, а как к интересному этапу. Вот если бы вы любили человека, а он вдруг совершил неудачный прыжок – вы бы его разлюбили? Наверняка, нет».
Большой праздник музыки уже начался и вскоре нам откроются новые имена интересных музыкантов – это главный итог любого конкурса.
Конкурс пианистов имени Джины Бахауэр