Рац. предложение

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
B

Bigcat

Guest
#1
Все хорошо помнят игру в прятки? Ну, например : “Да, помню, это когда все прячутся, а один ищет”. А еще можно добавить, что нужно посчитать до тридцати, а потом прибежать и постучать по специально обученному дереву “чик-трак, я в домике”, а кто-то вспомнит, что и перепрятываться нельзя.

О чем идет речь прежде всего, когда говорят об игре?

О ее правилах.

Любая игра это взаимодействие разных людей (лучше скажу индивидуальностей чтобы подчеркнуть безысходность происходящего), чаще всего с оттенком соперничества, направленного на достижение какой-то цели, причем, часто противоположной целям всех остальных участников. И чтобы не переубивать друг друга и всех сразу, выясняя правомерность полученных результатов, заранее оговариваются условия, определяющие степень свободы каждого из игроков в рамках особенностей данной игры.

В зависимости от характера игры и преследуемых целей играющих, правила могут называться по-разному – устав, контракт, кодекс, конституция, брачный договор, в конце концов, и другие “положения о...”.
А у нас ничего нет. Молодым музыкантам нечем себя защитить и формально не на что опереться. В этом отношении в спортивных соревнованиях все относительно благополучно - выше прыгнул, быстрее пробежал – победил. Есть разноцветные карточки за нарушения разной степени (кстати, степень также определяется в правилах). И в этом случае негодование болельщиков и оспаривание судейского решения можно конструктивно обосновать или опровергнуть.

Никто не говорит, что все просто. “Как же возможно загнать музыку в свод нормативов? Это же не спорт, это же искусство”? И я соглашусь. Почти. Да, часто критерии оценки исполнения неосязаемы - эмоции, чувства, настроения, ощущения.

Только проблема в том, что люди – реальные.
И покалеченные судьбы – реальные.

За те две недели, когда напора стремящихся выплеснуть восторги и негодования не выдерживал даже форум, для меня стало очевидным одно обстоятельство - а все ведь хотят примерно одного и того же. Не буду передергивать цитаты из недавних постов, - в целом, многим хочется эмоционального, искреннего, качественного исполнения. Да, гений – он выше, вне рамок. Ну так не логично ли эти рамки попробовать определить? Сколько раз вы за последние дни слышали, а может, и произносили слова “несправедливо” и “необъективно”? Если есть такая категоричная уверенность в том, что ЭТО “несправедливо”, то получается, что каждый точно знает КАК “справедливо”?

И ведь знают. Но так получается, что до сегодняшнего дня никто не признается. И сегодня вопрос качества и критериев музыкального исполнения уже не просто больной, а скорее кризис - или нужны доказательства? В истории такие кризисы разрешались и разрешаются путем принятия соответствующих законов. Да, вот такая вот странная работа - сидят люди и пишут законы. Часто этим занимаются те, кому больше нечем заниматься, приношу свои извинения за тавтологию. Ну а если сами? На докторскую может и нет, а на кандидатскую точно потянет. Хотя, с другой стороны, такой кодекс не может быть написан одним человеком, он должен быть основан на опыте многих музыкантов, ученых, юристов. А главное - исполнителей, хотя бы потому, что спасение утопающих дело рук самих утопающих. Разве не так?

О попытках написания такого труда по другим направлениям в искусстве я не слышала. Разве что в фигурном катании - по крайней мере, они поделили оценки на технику и артистизм (или кажется, у них сейчас снова что-то изменилось?). Конечно, из-за своей специфики и несовершенства оценочной системы (недодумали :-?) все равно бывают разногласия ). Но они хотя бы попытались вывести из общего списка самую сложную для оценки составляющую – эмоциональную. В одном из вариантов, для музыкальных конкурсов такая структура имеет право на существование. С необходимым количеством разделов и подразделов, естесссно.

И лирическое.
Сегодня, 3 июля, ровно 10 лет с того дня, как мы сыграли вступительный экзамен в консерваторию. В тот период для меня впервые само слово “конкурс” превратилось из абстрактного понятия в по-настоящему поворотное в жизни событие. Как это обычно и бывает, не все наши в тот год поступили.
А еще в тот день мне исполнилось 18 лет. И это очень много, особенно когда осознаешь себя последние 13 лет в пути к этому самому шагу на новую ступень – а вдруг оступишься?

Соревнование – одна из тех составляющих, которая сегодня присутствует в жизни каждого. Где его нет? Не знаю, может быть в лесу где-нибудь – живет там один лесник в своем домике и все. А еще там в лесу, наверно, очень холодно...
 
P

Projekt

Guest
#2
Ответ: Рац. предложение

Браво!:appl:
И еще, с днем рождения!!!:beer:

Спасибо за мудрые рассуждения!
Не мешало бы всем задуматься!:solution:
 
P

ProstoSu

Guest
#3
Ответ: Рац. предложение

На докторскую может и нет, а на кандидатскую точно потянет.
Не отбирайте хлеб, пожалуйста. Уже пытаюсь ведь сформулировать критерии оценки.
 
B

Bigcat

Guest
#4
Ответ: Рац. предложение

И не думала )) А пытались, да? Не знала, если есть ссылка - любопытно посмотреть.
 
L

lerit

Guest
#5
Ответ: Рац. предложение

Ну да, создать правила оценки, потом засунуть эти правила в машину и никакое жюри не нужно...В искусстве у каждого своя правда, в соответствии с которой оцениваются все явления искусства. Доказать ничего нельзя, да и не нужно пытаться это делать. Поверьте, если бы сие было возможно, то уже было бы найдено. Можно лишь уважительно обменяться впечатлениями, не претендуя на истину в последней инстанции.
 
П

Пётр Гнётов

Guest
#6
Ответ: Рац. предложение

Используется далеко не всё, что найдено, а найдено далеко не всё, что возможно. Поэтому судить можно и нужно. И построже.
Согласен с двумя составляющими исполнительства: ремеслом и художественной ценностью. И то и другое поддается оценке.
 
L

lerit

Guest
#7
Ответ: Рац. предложение

А что ж даже на форуме столько взаимоисключающих суждений? И никакой перспективы консенсуса. Вы будете доказывать одно, а ваш оппонент - противоположное. Самое, наверное, удивительное, что вы оба правы.
 
П

Пётр Гнётов

Guest
#8
Ответ: Рац. предложение

А как тогда вообще можно чему-то научить ребенка, если все правы и никто ни за что не отвечает?
 
P

ProstoSu

Guest
#9
Ответ: Рац. предложение

Убеждена, что все же существуют вполне объективные аспекты, по которым можно давать аналитику. Вот взять, к примеру, технику. Согласитесь, что для всех будет очевидным тот факт, что исполнитель играл медленно, тяжело и не по тем нотам. Я даже не касаюсь определения виртуозность, так как оно может быть трактовано неоднозначно. А просто понятие "голой" технической оснащенности.
 
L

lerit

Guest
#10
Ответ: Рац. предложение

Каждый учит сообразно своим представлениям, но ребенок учится не только у своего педагога, поэтому копия невозможна (отвлечемся от всех других отличий).
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.