Просто интересно.

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
История Steinway & Sons: от Ференца Листа до Евгения Кисина



Члены семьи Steinway
Утром 29 июня 1850 года пароход Helena Sloman завершил очередной трансатлантический рейс и пришвартовался в нью-йоркском порту. Из-за большой перегрузки корабль плыл из Гамбурга почти полтора месяца – его каюты, открытые палубы и даже угольные трюмы были заполнены немецкими эмигрантами, бежавшими в Америку от экономических последствий революции 1848 года.

В веренице беженцев, спускавшейся по трапу, ничем особенным не выделялось семейство Штейнвегов. Немолодой немецкий бюргер с женой и целым выводком изможденных детей неуверенно ступили на Манхэттен. Спустя несколько лет они выкупят его значительную часть в семейную собственность, а несколько улиц назовут своими именами, переиначенными на американский манер, – Harry Steinway str., Teddy Steinway ave. и т. д.

До 1848 года Штейнвеги были одной из самых благополучных семей в Зеезене. Мастер-краснодеревщик Генрих Энгельхарт Штейнвег убедил местного перчаточного фабриканта Фиммера выдать за него свою дочь. После свадьбы Генрих увлекся опытами по совершенствованию звучания музыкальных инструментов.


Генрих Энгельхарт Штейнвег
Фиммер активно поощрял новое увлечение зятя – сам по себе музыкальный бизнес не обещал сверхдоходов, но социальный статус мастеров был очень высок, знакомством с ними не брезговали и аристократы. Фиммеру представлялась возможность, расширив круг собственных связей, поставлять перчатки самым блестящим дворам Европы.

Штейнвег не стремился разрушить его иллюзии, однако этап подготовки к вторжению провинциального буржуа в высший свет несколько затянулся. Только спустя десять лет после свадьбы Генрих Энгельхарт приступил к созданию своего первого фортепиано.

Зарегистрированная в 1836 году фирма H. Steinweg, Instrumentenmacher производила 25 – 30 инструментов в год, которые охотно покупали немецкие князья для своих личных оркестров.

В марте 1848-го студенческий союз, выступавший за возрождение Германской империи, спровоцировал восстание в Вене, которое закончилось отставкой канцлера князя Меттерниха. Вскоре волнением были охвачены все немецкие земли. Германским князьям, захваченным революционным водоворотом, стало не до музыки. Штейнвеги могли бы пережить временное отсутствие спроса на их продукцию, но проблема осложнялась еще и тем, что старший сын Генриха Чарльз являлся участником мартовских событий. Сразу же после закрытия Национального собрания революционер бежал в Америку.

Бывшие клиенты и почитатели таланта превратились в гонителей, Генриха объявили в Зеезене персоной нон грата. Его несколько раз арестовывала полиция, в мастерской устроили погром, дети возвращались с улицы в слезах и синяках. Наконец, даже Фиммер отказался их поддерживать. Чарльз тем временем писал из Нью-Йорка:

«Здесь живут лучшие из немцев. Местные власти не мешают им, благодаря чему многие преуспели».

Тогда-то Штейнвеги купили билеты в сказочную «страну богатства и демократии».

Штейнвеги, при поддержке Чарльза, обладавшего определенным весом в землячестве, сумели закрепиться в США, хотя их жизнь была далека от обещанных радужных утопий. Они установили четкие приоритеты своей новой американской жизни: перебивались с картошки на хлеб и откладывали деньги на свой бизнес. В тот же период Генрих заставил все семейство американизировать имена — Штейнвеги превратились в Стейнвеев.


Генри Э. Стейнвей (Генрих Энгельгард Штайнвег)
Наконец, в марте 1853 года была зарегистрирована семейная компания Steinway & Sons, которая к концу лета открыла на Вэрик-стрит мастерскую по производству и ремонту роялей. Дела пошли неплохо — в первый год Стейнвеи продали 74 инструмента, в среднем по $400 за штуку. И это было только началом. В 1880 году в Штатах продавалось фортепиано уже на $15 млн, и 60% этого рынка контролировала компания Steinway & Sons.

Начало бума было связано с тем, что штучный немецкий рояль воспринимался нуворишной американской буржуазией, выросшей на железнодорожных и товарных спекуляциях 1850-х – 1860-х годов, как имиджевый атрибут. За годы Гражданской войны цена фортепиано на американском рынке утроилась – стандартный кабинетный рояль стоил не менее $800, а эксклюзивный концертный экземпляр Steinway продавался за $2500 – 3000.

Steinway & Sons производила очень качественный, но далеко не уникальный продукт: к моменту открытия их мастерской только в Западном Манхэттене уже работали пять аналогичных компаний. Стейнвеи владели более чем 100 патентами на отдельные механизмы и технологии производства инструментов, что позволяло им называть себя «изобретателями современного фортепиано», но во многом этот громкий титул являлся рекламной уловкой.

Рояль и пианино были изобретены еще в 70-х годах XVIII века, ключевые элементы и доработки, которые придали инструменту современное звучание – такие, как литая рама, перекрестное натяжение струн и механизм двойной репетиции, были внесены в конструкцию в 1820-х годах французским мастером Себастьяном Эраром и американцем Александром Бабкоком. Патенты Стейнвеев охраняют в основном незначительные усовершенствования деталей классического фортепиано.

Гордостью компании стала и остается до сих пор модель большого концертного рояля. С 1875 года, когда Теодор Стейнвей (старший сын Генриха Стейнвея) получил на него патент, технические характеристики этого инструмента остались неизменными. Он обязательно имеет 274 см в длину и 157 см в ширину. При разработке этой и ряда других моделей использовались новейшие по тем временам исследования в области акустики, которые проводил знаменитый физик, врач и акустик Герман Гельмгольц.

Главным же изобретением Steinway & Sons являлась уникальная маркетинговая политика, авторство которой, видимо, принадлежало второму сыну Генриха – Уильяму. Самым большим успехом компании в середине 1850-х годов был заказ на концертный рояль от Ференца Листа. Знаменитый венгр, в отличие от большинства коллег по музыкальному цеху, мог себе позволить заказать новый инструмент в Америке. Листу рояль понравился, он стал постоянно выступать с ним, что послужило американской фирме лучшей рекламой.


Первая фабрика Стейнвеев
Идея Уильяма заключалась в том, чтобы создать над производственным комплексом своего рода антрепренерскую надстройку, которая занималась бы организацией гастролей талантливых пианистов. Эта деятельность не должна была являться бизнесом в чистом виде, фирма брала на себя все организационные расходы, предоставляла исполнителю инструмент и услуги по его перевозке во время гастролей, а выручка от концертов почти в полном объеме доставалась музыканту. Единственным требованием спонсора к исполнителю было играть на Steinway.

Затем Уильям обратился к крупнейшим музыкантам своего времени с просьбой дать характеристику роялям Steinway. Восторженные оценки прислали Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Камиль Сен-Санс, братья Николай и Антон Рубинштейны и многие другие. Кроме того, Уильям опубликовал список лиц высшего света, которые приобрели рояли Стейнвей. Среди них были барон Ротшильд и испанская королева, турецкий султан и английская королева Виктория. Из опубликованного списка следовал вывод: если вы культурный и обеспеченный человек, рояль Steinway – необходимая принадлежность вашего дома.

В конце 1850-х – начале 1860-х годов Стейнвеи развернули в Нью-Йорке масштабные строительные работы – они выкупили в собственность несколько кварталов на Лонг-Айленде под новое здание фабрики. На Манхэттене же Стейнвеи выкупили землю для строительства первого в Нью-Йорке концертного зала на 3000 мест. Выбирая подходящие места под строительные площадки, они превратились на некоторое время в крупнейших земельных спекулянтов Нью-Йорка.


Steinway House
Всеми операциями с недвижимостью в семье заведовали сыновья Уильям и Теодор. Формально они не владели долями в семейном бизнесе и занимались политической деятельностью. Уильям в 1870 году занял видный пост в Городском совете, а Теодор заседал в комиссии по развитию скоростного транспорта – в частности, он являлся одним из авторов первого проекта нью-йоркской подземки.

В начале 1870-х годов фирма Steinway & Sons начала формировать свой знаменитый «список артистов». Одним из первых в него вошел знаменитый Антон Рубинштейн, который в 1872 – 1873 годах отыграл по контракту со Steinway & Sons 218 концертов. По итогам концертного тура он получил 200 000 золотых франков – то есть порядка $16 млн в современных денежных единицах.

Тогда же Steinway & Sons начали серьезную борьбу за европейский рынок. Главным конкурентом был Альберт Вебер, бросивший вызов американскому качеству. «Фортепианная война» продолжалась не одно десятилетие. Возможно, борьба за первенство в Европе и побудила сыновей Генри Стейнвея открыть в 1880 году отдельное производство в Гамбурге.

С этого времени стейнвеевские рояли стали прочно утверждаться во всех известных концертных залах старушки Европы. К началу двадцатого столетия компания была поставщиком российского, германского и английского императорских домов. Первая мировая война и последовавший за ней экономический кризис в Европе стали большим испытанием для фирмы. В 1917-1918 годах торговые связи между Соединенными Штатами и Германией были полностью разорваны.


Цех финишной отделки роялей на фабрике
Steinway & Sons росла вместе с рынком до 1929 года. За первые годы Великой депрессии показатели продаж фортепиано в США упали с 344 000 инструментов в год до 51 000. Большинство фабрик, прежде пытавшихся конкурировать со Стейнвеями, закрылись уже к 1932 году, и только лидер рынка спокойно ждал, когда закончатся смутные времена.

Руководивший в то время фирмой внук основателя Генри Стейнвей отказывался снижать установленные еще в «гремящие двадцатые» завышенные цены на инструменты. Тем, кто советовал ему изменить ценовую политику в соответствии с реалиями рынка, он рассказывал семейную легенду о том, как «дедушка Генрих» некогда выкинул из окна бойкого делягу, пришедшего к нему с проектом удешевления рояля Steinway.

Недоброжелатели утверждали, что Стейнвеи чувствовали себя так уверенно, поскольку рассчитывали на государственные закупки и субсидии. Рузвельты и Стейнвеи дружили семьями с 1890-х годов. И производители музыкальных инструментов вполне могли рассчитывать на то, что их компания будет признана национальным достоянием и спасена за счет казны.

Совершенно невероятный эпизод, который многие исследователи объясняют лоббизмом Стейнвеев, имел место в годы второй мировой войны. В декабре 1943-го эскадрилья американских бомбардировщиков совершила несколько вылетов, в ходе которых уничтожались исключительно предприятия группы Bechstein – единственного в тот момент серьезного конкурента Стейнвеев на мировом рынке фортепиано.

Чтобы остановить распространение слухов, Рузвельту пришлось сделать публичное заявление. По его словам, рояльные фабрики и склады были включены в перечень военно-промышленных объектов, подлежащих первоочередному уничтожению по той причине, что фабрикант Бехштейн оказывал финансовую поддержку НСДАП на выборах 1933 года.


Во время Второй мировой войны Steinway & Sons производят пианино под названием “Victory Vertical” для американских войск
Во время Второй мировой американское производство роялей было полностью прекращено, так как для изготовления инструмента использовались стратегические металлы: сталь, медь, бронза, необходимые для военного производства. Вместо роялей на фабрике производились комплектующие части для самолетов, а также… гробы. Кроме того, правительство специально заказало маленькие легкие пианино для армии. Их красили в цвет хаки и помещали в специальный ящик, который могли легко переносить три-четыре человека.

В послевоенные годы Steinway & Sons, действительно, на короткое время стала мировым лидером по производству фортепиано, однако с развитием радио и телевидения сам рынок музыкальных инструментов начал претерпевать изменения. Благодаря развитию СМИ началось бурное развитие нового феномена – массовой культуры.

Изменения произошли и в технологии производства инструментов. В частности, с развитием экологического движения компания Stainway & Sons первой в мире отказалась от использования натуральной слоновой кости в качестве материала для клавиш. Сегодня конструкция и технология создания инструментов представляет собой знаменитую “Систему Стейнвей”, базирующуюся на 129 патентах. Основные инновации компании (резонансная дека, механика, монолитный корпус, чугунная рама и другие) стали стандартом, по которому строятся все современные фортепиано.


Марка с портретом Теодора Стейнвея (1883 – 1957). Почтовая серия Лихтенштейна
В середине 1950-х годов во главе компании встал Теодор Стейнвей, человек крайне консервативных взглядов в вопросах культуры. Страстью его жизни была филателия – он собрал одну из лучших в мире коллекций почтовых марок. Что же касается бизнеса, с этим у Теодора было хуже – он чуть было не довел семейную компанию до банкротства.

Теодор Стейнвей поддерживал традицию «списков исполнителей», но, во-первых, в них не попадали джазмены, во-вторых, финансирование этого проекта даже остаточным назвать можно было только с большой натяжкой.

В разгар «холодной» войны в 1958 году в музыкальном мире произошло нечто немыслимое: в СССР был приглашен техасский пианист Ван Клиберн для участия в Конкурсе им. П. И. Чайковского. По обе стороны железного занавеса миллионы людей, далеких от мира классической музыки, гадали – поедет или не поедет? А Ван Клиберн тем временем ходил по кабинетам Steinway House, выпрашивая несколько сотен долларов на дорогу до Москвы. Наконец директор концертного отдела компании Алекс Грейнер снял с пальца перстень с бриллиантом и отдал пианисту. Вырученных от продажи денег на перевозку до Москвы рояля Steinway & Sons не хватило, поэтому американец победил на главном музыкальном конкурсе «империи зла», играя на инструменте «Красный Октябрь».


Ван Клиберн за роялем Steinway & Sons
В 1960-е годы компания печально наблюдала, как тает интерес общества к фортепианному музицированию. С не меньшей печалью бухгалтеры Steinway & Sons наблюдали за состоянием корпоративных счетов. В 1972 году фамильная компания Steinway & Sons была продана владельцами медийному гиганту Columbia Broadcasting System. Подробности сделки не разглашались, однако позже один из Стейнвеев проговорился журналисту из New York Times, что к 1972 году на всех его кредитках был исчерпан лимит.

Columbia в тот период ставила смелые эксперименты по превращению классических марок музыкальных инструментов в элитные брэнды шоу-бизнеса. С большим успехом прошла, например, модернизация имиджа гитар Fender. CBS выкупила стагнирующего производителя, инструменты раздали музыкантам продюсируемых ею модных групп. После нескольких концертов дорогая старомодная гитара превратилась в рок-н-рольный фетиш.

Со Steinway & Sons этот фокус не прошел. Белый рояль, вокруг которого разворачиваются события в самых лиричных клипах Джона Леннона, Билли Джоела и других культовых исполнителей 1970-80-х годов – это памятник героическому труду сотрудников маркетингового отдела CBS, более десяти лет бившихся над неразрешимой проблемой позиционирования брэнда Steinway & Sons в поп-культуре.

С традиционными рынками сбыта тоже возникали проблемы – концертный Steinway стоил порядка $50 000 при средней цене аналогичного инструмента у прямых конкурентов в $35 000. На любые предложения менеджеров CBS, касающиеся изменений в ценовой политике, Стейнвеи, сохранившие кресла в совете директоров, отвечали «историей о дедушке Генрихе».


Рояль Essex
В 1985 году Columbia за бесценок отдала Steinway & Sons братьям Бирмингем, которые, «оптимизировав структуру управления» (читай: выставив из руководства последних Стейнвеев), перепродали компанию международному производителю музыкальных инструментов Selmer, Inc.

Новая команда менеджеров, во главе с председателем совета директоров Кайлом Киркландом и СЕО Данной Мессино, произвела еще больший переворот в хозяйстве Стейнвеев – активы Steinway & Sons в 1996 году были переданы на баланс корпорации Steinway Musical Instruments.

Дела у компании начали налаживаться после того, как Steinway Musical Instruments предложила рынку «народные» модели фортепиано designed by Steinway & Sons под брэндами Boston (1991 год) и Essex (2001 год). Они собираются в азиатских филиалах и там же находят сбыт. Рояли под оригинальной маркой Steinway & Sons хорошо продаются только в юбилейные годы, когда производитель выпускает ограниченные номерные партии.

Возможно, причина в том, что коллекционные инструменты так же, как и антикварные, могут служить объектом инвестиций – их цена ежегодно увеличивается на 5%.

Как делают рояли

Корпус рояля склеивается из 18 слоев шпона твердого клена
В уникальном методе, используемом Steinway в течение более века, боковые изогутые стенки фортепиано представляют собой одну цельную деталь. До того, как Теодор Стейнвей разработал и запатентовал этот метод в 1878 году, боковые стенки корпуса представляли собой конструкцию из нескольких скрепленных между собой частей.


Пресс для бокового остова
18 листов шпона твердого клена, длиной до семи метров каждая, используются для изготовления боковых стенок рояля. Все слои покрываются клеем, соединяются между собой и формуются с помощью специального гибочного пресса, напоминающего гигантские тиски в форме рояля. Бригада мастеров выравнивает все слои и затем стягивает при помощи хомутов.

Резонансная дека представляет из себя большую деревянную диафрагму с деревянными брусками (штегами) в центре с верхней стороны. Cтруны проходят через штеги, которые передают колебания струн резонансной деке, в результате звучание струн усиливается. Дека имеет форму купола, что позволяет ей выдерживать суммарное давление вниз около 400 кг от более чем 200 струн.


Резонансная дека в процессе изготовления. Фото – Алексей Соломатин
Резонансные деки Steinway тщательно изготавливаются вручную в соответствии с запатентованной фирмой технологией. Для изготовления деки используется отборная распиленная на четверти ель, поскольку это дерево достаточно гибко, чтобы воспроизводить звуковые колебания, но и достаточно прочно, чтобы выдержать нагрузку от струн фортепиано. Деке придается небольшая конусообразность – мастер делает ее чуть тоньше по краям для лучшей звукопередачи после вклеивания внутрь корпуса.


Дека со штегами
Перед тем, как резонансная дека будет установлена в корпус, в штегах должны быть сделаны прорези для струн, которые будут проходить через них. Для разметки используется графит, который наносится на верхнюю часть брусков, и специальный трезубец. Требуются годы практики, чтобы научиться точно определять места, где делать зарубки.

Чтобы придать готовому инструменту большую красоту, весь шпон для каждого инструмента берется от одного дерева. В цехе по изготовлению шпона он режется по размеру, подбирается и маркируется в соответствии с номером фортепиано.


Футор или скелет инструмента. Фото – Алексей Соломатин
Внутри размещается деревянная конструкция (футор), поддерживающая чугунную раму массой около 140 кг.

Чугунная рама устанавливается в корпус фортепиано. Стосорокакилограммовая чугунная рама обеспечивает жесткое устойчивое основание, достаточное для того, чтобы выдержать суммарное натяжение струн около 16 тонн. На части рамы, которые будут контактировать с корпусом и вирбельбанком, наносится графит. Раму устанавливают в корпус и затем вновь поднимают. Места, на которых отпечатался графит, срезают, чтобы компенсировать зазоры между поверхностями.


Сушка свежевыкрашенных чугунных рам. Фото – Алексей Соломатин
После того, как дека и чугунная рама закреплены в корпусе, фортепиано готово к установке струн. Мастер продевает струну в отверстие в колке (вирбеле) и с помощью специальной машинки поворачивает вирбель три раза, делая на нем три витка струны. Затем вирбель продевается сквозь одно из более 200 отверстий в раме и сажается в вирбельбанк.


Установка струн и вирбелей (колков) в вирбельбанк. Фото – Алексей Соломатин
Все молоточки изготавливаются из одной войлочной ленты. Для формирования молоточков клей сначала наносится на внутреннюю сторону ленты. Затем лента помещается в длинную медную форму с канавкой внутри и напрессовывается на деревянный стержень длиной около метра, приобретая грушеобразную форму. После этого стержень распиливается на «ломтики». Каждый «ломтик» становится молоточком, который крепится в клавиатурной механике.


Калибровка клавиш
Древесина механики иногда нагревается на небольшом огне для лучшей посадки деталей. Демпферы предохраняют струны от паразитных колебаний после того, как по струнам ударяют молоточки. Мастер тщательно подгоняет войлочные демпферы к струнам. Затем ему приходится подбираться к фортепиано с нижней стороны с зеркалом, чтобы установить рычаги педали, приводящие в действие демпферы.

В процессе так называемого «вывешивания» каждая клавиша калибруется для согласования их между собой по чувствительности. К клавишам крепятся свинцовые грузики с тем, чтобы усилие, необходимое для нажатия клавиши, было одинаковым для всех клавиш.

Последующий процесс «озвучивания» представляет из себя детальные регулировки молоточков, определяющие конечное звучания инструмента и, в итоге, индивидуальность каждого инструмента Steinway.

Мастер регулирует упругость молоточков, прокалывая войлок игольчатым стержнем, снижая его жесткость и тем самым смягчая его тон. Если мастер хочет увеличить яркость звучания ноты, он увеличивает жесткость с помощью небольшого количество лака. В результате мастер должен привести в соответствие между собой звучание каждой клавиши. Настройщик слушает высоту тона и устанавливает необходимое натяжение струн, вращая вирбели с помощью настроечного ключа. После настройки инструмент готов для окончательной проверки.


Кофр с музыкой
Сегодня рояли Steinway стоят практически на всех ведущих мировых сценах, а 1300 пианистов в мире имеют почетное звание «Артист Стейнвей». В числе «бессмертных» – Антон Рубинштейн, Игорь Стравинский, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Владимир Горовиц. Среди ныне концертирующих пианистов – Владимир Ашкенази, Григорий Соколов, Евгений Кисин и многие другие.
 

Victoria

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Это, конечно, интересно. НО когда я думаю о том, каким образом Стейнвей выиграл конкуренцию, как разбомбили Бехштейн. И делали это целенаправлено. Я слушала однажды очень развернутый рассказ об этой военной операции от одного музыканта, чей отец воевал и был тогда в Германии, поэтому не могу отделаться от чувства, что рояли хороши, но выиграли лидерство недостойно.
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Это, конечно, интересно. НО когда я думаю о том, каким образом Стейнвей выиграл конкуренцию, как разбомбили Бехштейн. И делали это целенаправлено. Я слушала однажды очень развернутый рассказ об этой военной операции от одного музыканта, чей отец воевал и был тогда в Германии, поэтому не могу отделаться от чувства, что рояли хороши, но выиграли лидерство недостойно.
Согласна с Вами.... и, может это покажется странным, но мне всегда был ближе по звучанию Бехштейн. Понимаю, что с концертным вариантом Стенвея это вряд ли можно сравнить, но... если бы не было той истории, о которой Вы сейчас упомянули, кто знает, как всё сейчас повернулось бы....
 

Victoria

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
там. действительно было много нюансов. Дерево использовалось не моложе 80 лет, в самом процессе тоже было много секретов, которые, как признает сама компания, они восстановить не могли.
Вообще - это сложная тема. Победителей не судят, но все же факты есть факты. Ведь музыкальное сообщество игнорирует тему Караяна и его сотрудничества. А он был уже взрослый человек, когда нацисты пришли к власти. Ньюго Босс, Крупп и далее.
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
там. действительно было много нюансов. Дерево использовалось не моложе 80 лет, в самом процессе тоже было много секретов, которые, как признает сама компания, они восстановить не могли.
Вообще - это сложная тема. Победителей не судят, но все же факты есть факты. Ведь музыкальное сообщество игнорирует тему Караяна и его сотрудничества. А он был уже взрослый человек, когда нацисты пришли к власти. Ньюго Босс, Крупп и далее.
И не только тему Г.Караяна, к сожалению. В нашем музыкальном обществе, как и в обществе целом, есть "запретные" темы, которые напоминают одинокие айсберги, скрывая под своими вершинами массу всего такого, о чём так не хотят говорить, хотя и не забывают....
 

Victoria

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Берлинская филармония, наверное, самое доходное предприятие в индустрии классической музыки и просто столп. И кто в нее бросит камень? А 20 век без Караяна никуда. Хотя стоило бы, на самом деле. Как назидание и предостережение.
 

Victoria

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Не знаю, нужно ли делать отдельную тему, может, и сюда подходит. По-поводу конкурсов: В Одессе на Украине в октябре проходил конкурс пианистов им. Гилельса, так вот там 4 человека заняли 1 место, 3 - второе место и 2 третье. Это к вопросу нужно ли участвовать в конкурсах. Конкурс спонсирует фонд Аргерих (конкурентов себе выращивает!)
http://odma.edu.ua/rus/competition/comp/archive/2015/gilels6/laureates
 
Последнее редактирование:

Idia

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Victoria, конечно, участие в таких "маленьких" конкурсах с точки зрения продвижения или призовых денег почти ничего не дает, но вот Маслеев в одном из интервью рассказал, что участие в небольших конкурсах было для него очень полезно в плане опыта: он научился успокаивать нервы перед конкурсными прослушиваниями, правильно распределять силы по ходу конкурса, какие-то полезные знакомства и т.п. Так что на начальном этапе развития такое участие, наверное, нужно.
 

Victoria

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Victoria, конечно, участие в таких "маленьких" конкурсах с точки зрения продвижения или призовых денег почти ничего не дает, но вот Маслеев в одном из интервью рассказал, что участие в небольших конкурсах было для него очень полезно в плане опыта: он научился успокаивать нервы перед конкурсными прослушиваниями, правильно распределять силы по ходу конкурса, какие-то полезные знакомства и т.п. Так что на начальном этапе развития такое участие, наверное, нужно.
Да, пусть участвуют, кто спорит. Но 4 (!) первых и 3 вторых места - как-то многовато. Кунц на своей встрече тоже говорил о конкурсах, что это на определенном этапе был источник его доходов, пока концертов не было.
 

Tatiana

Участник
Да, пусть участвуют, кто спорит. Но 4 (!) первых и 3 вторых места - как-то многовато. Кунц на своей встрече тоже говорил о конкурсах, что это на определенном этапе был источник его доходов, пока концертов не было.
4 первых и 3 вторых- смешно. Даже на детских конкурсах так не дают. Какие то у них свои цели. :)
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху