Понемногу обо всех

Velworks

Новый участник
Друзья, специально зашла показать вам это: 12 главных пианистов XV конкурса Чайковского:
«Сноб» выбрал самых ярких участников фортепианной части соревнования

Согласны или у вас свой рейтинг?
Я надеюсь, что рейтинг у каждого свой, а в описаниях тем более много спорного хотя в общем-то с подобной целью подобные отзывы и пишутся. О своем рейтинге напишу, когда конкурс закончится, скажу только что открытие на нем уже состоялось. Среди конкурсантов есть грандиозного дарования пианист, который с нами всерьез и надолго, ради одного только открытия которого стоило затевать все это предприятие. И, слава богу, пока что его участие продолжается.

Теперь о тех, кто к сожалению не прошел дальше. Как-то странно читать о сравнении Мойе Ченя с Ланг Лангом. Скорее строго противоположное: в Китае такое количество детей ежегодно начинает обучение классической музыке, что просто по закону больших чисел должен был появиться такой, который всей манерой опровергает все негативные стереотипы о своих соотечественниках-музыкантах сложившиеся к настоящему времени (и многие - небезосновательно). И в лице Ченя мы его дождались. Это как раз анти-Ланг, тонкий, вдумчивый, с бесконечной градацией оттенков между "pp" и просто "р", исполнитель, а не состязательный спортсмен, для которого приоритет композиторской мысли, собственно музыки над ее воплощением - абсолютная данность.

Безусловно, обратил на себя внимание Фаворин, о котором живя в далеке от России я ранее не слышал. Увы, интеллектуальные интравертные пианисты часто не продвигаются далеко на конкурсах. Что-то подсказывает мне, что он должен быть прекрасным интерпретатором музыки ХХ века. И не только неоклассической.

Не могу разделить общих восторгов по поводу Джорджа Ли. Его скорее всего ждет громкая слава и статус celebrity, Но - пропущенные репризы в Бетховене - это не столько огреха, сколько в его случае демонстрация отношения к материалу (проявляющегося и в других нюансах), мне лично глубоко перпендикулярного. Но для обывателей, которые ходят слушать "блестящую технику" (вкладывая в это сочетание свой, поверхностный смысл) это - то что надо. Ждем его выступлений в Белом Доме, на церемонии вручения "Грэмми", открытиях/закрытиях олимпийских игр и прочих тому подобных мероприятиях. Не мое. И вместо фуги у него была жига.

Сожалею, что никто не обратил внимание на в высшей степени вразумительного Баха у японки Шино Хидака. Ей в пору переквалифицироваться на клавесин и идти в аутентичницы. Это был самый правильный Бах первого тура, не романтизированный Бах-Бузони (или Черни) а тонко understated (как это перевести на русский?) Вспомнился Рихтер, не Святослав, конечно же, а Карл. Бах (не романтический) вообще прозвучал не для галочки только у четырех участников. Ни один из них не прошел на второй тур. Видимо не случайно самый выдающийся интерпретатор Баха в ХХ веке всю жизнь сторонился Шопена, Шуберта, Рахманинова, Листа... и конкурсов тоже.

Некрасивый Бах Коробейникова был с лихвой компенсирован великолепной "Кампанеллой". Насчет Бетховена не хочу ни с кем спорить, по моему это имеет право на существование. И уж точно не стоит отзывов-фельетонов в стиле газеты "Известия" из тех временн когда ее заголовок был чуть-чуть длиннее, чем просто это слово. Было бы куда интереснее услышать профессиональную критику (мутная педаль там-то и там-то, и так далее), чем призыв к "оргвыводам". Специально прослушал после всего этого сыра-бора его диски со Скрябиным. Они прекрасны.
 

Johannes

Участник
Вообще-то, если вы посмотрите заглавный пост, вы обнаружите, что эта тема позиционируется как мой блог и я прошу размещать развёрнутые сообщения где-то ещё. Соответственно, и вопрос, как я понимаю, был адресован мне.
 

Velworks

Новый участник
Перемещайте, куда хотите, ради бога. Я полагал, что это открытая дискуссия, хоть сотрите вообще. Мне не жалко. Я думал, что обращение "друзья" не направлено одному человеку.
 

Nikolya

Участник
...
Безусловно, обратил на себя внимание Фаворин, о котором живя в далеке от России я ранее не слышал. Увы, интеллектуальные интравертные пианисты часто не продвигаются далеко на конкурсах. Что-то подсказывает мне, что он должен быть прекрасным интерпретатором музыки ХХ века. И не только неоклассической.
...
Вы абсолютно правы - на мой взгляд, да и не только на мой! - Фаворин, пожалуй, лучший интерпретатор-исполнитель современной музыки в России и, если не лучший, то один из лучших в мире. На его странице в Фэйсбуке я как-то прочитала отзыв - кажется, Ричарда Баррета, который совершенно обалдел от того, как классно было исполнено Фаворины его сочинение (если не ошибаюсь, "Тракт"). Извините, что пишу "кажется", - это было пару лет назад, а искать, чтобы уточнить, нет времени. На CkassicalForum есть ветка об этом: http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,5842.0.html
 

Johannes

Участник
Редькин сегодня играл очень плохо, я даже не ожидал. Действительно, не выдержал испытания Моцартом. Непонятная манная каша. Ни капле блеска, отточенности, ни одной искорки. Скука.

Я так и думал, что Мазо сыграет всё-таки получше, но она вообще сыграла вполне неплохо. Выбрала правильный для себя концерт (21, если кто не знает). Всё четко прорисовано, достаточно осмысленно. Играла внутренне спокойно, и здесь (в отличие от Большой сонаты) это было уместно. Никаких откровений, разумеется, не было, но это исполнение ей зачтётся в плюс.

Тецлофф играл как всегда завораживающе одухотворённо. Первая часть (23) выглядела непривычно для наших мест деликатной и камерной. Пожалуй, действительно не хватало какой-то... безалаберности и несерьёзности. Манеру звукоизвлечения не назовёшь аутентичной, но она была в то же время вполне уместной и позволяла удержать характерное для этого ля-мажора ощущение просветлённости. Соло второй части трогали до глубины души. В третьей же исполнитель "разогрелся", прозвучало также ярко и этак... в хорошем смысле зажигательно. Пожалуй, по сравнению с предыдущим прослушиванием это не было откровением, да и, честно говоря, я и не представлял себе, что такое может проявиться в этом именно концерте. Но он испытание Моцартом выдержал на СВОЁМ уровне.

Рашковский... действительно, "делатель искусственных цветов", только не очень ловкий. В целом потенциала его хватило, чтобы изобразить это... когда нот не слишком много, и нет чрезмерного драматизма, он что-то может. Было "кгасиво". Но было даже забавно видеть, как он... вроде играет всё правильно и нормально, но вдруг по какой-то детали ты видишь, насколько же он внутренне пуст, равнодушен и даже глуповат. Даже движения головы были, пардон, дурацкие: во второй части там, где именно надо выдерживать тему на одном дыхании, он мотал ею на каждую четверть, как болванчик. Впрочем, принимая во внимание уровень способностей этого жюри отличать подлинное от фейка, это исполнение тоже может пойти конкурсанту в плюс.

Ли играл как и обычно. В общем, заурядно: виртуозность здесь особо не задействуешь. А глубины и проникновенности сильно не хватало. Кстати, оркестр Уткина оказался на порядок лучше, чем Башмета. Играл всё очень осмысленно , с чёткой прорисовкой. Ну так, и оказывалось, что оркестр сыграл тему - и солист играет её с тем же разрешением, так сказать, хотя на самом деле он должен сфокусировать почётче, индивидуализировать. В общем, достижений мало, хотя публика была довольна бОльшей рельефностью, простотой изложения, чем у Тецлоффа. Для жюри же это по идее должно быть недостаточно. По идее.

По поводу Дебарга трудно что-то говорить. Сейчас уже ясно, что он - безоговорочный лидер. Хотя в состязании как будто и не участвует. Ничего "интересного" в его исполнении не было. Всё было, пожалуй, аскетически просто и точно. Но при этом и оригинально. То есть я хочу сказать, что исполнение какое-то самодостаточное, будто тождественное самой музыке. Но чтобы чем-то разбавить общий хор восхвалений, я могу заметить, что есть и проблема. О ней я уже говорил в отношении китайцев: Дебарг также играет слишком для себя, и часть музыки, которую слышит он, вовне не выходит, так сказать, не достигает слушателя. Это очень естественно для джазового музыканта (хотя внутренней разболтанности нет ни капли - Моцарт бы её ясно показал). У нас такая манера воспринимается как что-то добавляющее исполнению обаяния, поскольку мы привыкли, в самом деле, что наши исполнители, так сказать, лезут без спросу прямо в душу (как ту кто-то писАл). Но в принципе тут надо что-то делать: надо научиться выталкивать ВСЮ музыку наружу.

Дорогие друзья, прошу прощения... мне становится всё труднее пролезать в партер (я купил билеты на галёрку...). В третьем туре уже может быть невозможно. Может быть, у кого-нибудь есть возможность достать для меня бэджик? А то столько людей ходит с надписью "пресса" - а что они написали? Я всё-таки, какой-никакой, а летописец конкурса... не объяснять же это бабушкам, бдящим на входе. В общем, если вам это несложно - буду признателен. Напишите в ЛС или, если вы не зарегистрированы тут, на ящик johannes-04 на яндексе. Спасибо!
 

Johannes

Участник
Генюшаса в Моцарте постигла страшная катастрофа - даже хуже, чем у Турпанова. Моцарта не было вообще. Такое впечатление, что он просто летел сквозь педальный гул, чтоб побыстрее добраться до конца. Всё судорожно, суетливо, только вот это темповый напор подменял выразительность, какой-то нерв пытался изображать. Не звучало настолько, что когда Медведев заиграл вторую часть (того же концерта), я с удивлением подумал: так вроде это уже сегодня должно было звучать. Но прошла полностью мимо. Мелизмы в теме соло первой части просто чудовищно грубые, за такое надо сгонять со сцены. Для меня всё хорошее, что я думал и говорил ранее, элиминировано. Он пустой, Моцарт это высветил. Полный фейк. Кстати, было видно, что он сам какой-то разочарованный и подавленный.

Харитонов выглядел всё-таки получше, но, разумеется, и на 10 процентов не высветил в этом концерте то, что в своём сделали Тецлофф или Турпанов. Монотонная, серая игра, без капли вдохновения, какого-то творчества, хотя бы формальных каких-то находок. Детская свежесть восприятия - утрачена, зрелости нет и, возможно, уже не будет. Будет стареющий вундеркинд, а не артист. Ну что хорошего для него самого, если ему дадут эту фейковую премию? Вопрос в никуда, конечно.

Кочубан... ну, она всё играет одинаково, с одним и тем же напором. Пожалуй, и сам напор, и её звучание подходят к этому концерту. Но достижений никаких не было. Зато были, например, какие-то странные темпо-ритмовые вихляния. Весь концерт прошёл как сплошная однообразная голубая какая-то полоса, и я уже не помню, что мы там с соседями говорили про неё конкретно, хотя что-то вроде ещё было.

Надо вообще сказать, что во второй части сегодняшнего прослушивания как будто все попали в другой мир. И оркестр, который в первой части в экспозициях звучал просто жутко убого, - и оркестр вроде приличный появился, и состав участников - как будто с районных каких-то соревнований перепрыгнули на топ-уровень. Турпанов с самого начала сильно нервничал, ещё до катастрофы (забыл текст, если кто не знает, и несколько секунд выбирался из ямы). Но звучание было великолепным - господи, наконец-то настоящий Моцарт, хотелось воскликнуть! Ну, а после катастрофы ему, конечно пришлось себя сдерживать. Звучание - не столь разнообразное, как у него же, например, в Шуберте... но, как знать, в принципе, может быть, это и нормально здесь. В целом - всё на месте, все детали прорисованы без нажима, но чётко, звук радующе яркий, но не назойливый. Сразу стало очевидно, какой всё-таки ужасно крупный помол у той же Мазо. Ну, что тут говорить... боюсь, что нервничал он зря: его итак никто не собирался брать дальше, а расслабься он и сыграй в свою силу - глядишь, им и впрямь было бы некуда деваться. Очень печально всё это.

Медведев меня удивил. В моём восприятии он прогрессирует от выступления к выступлению. Уже во втором туре мне казалось, что будто кто-то прочитал, что я написал про его звукоизвлечение, и он в Прокофьеве внёс коррективы ( в Листе-то это так просто не сделаешь...). Но в Моцарте, где нот мало... конечно, звук по-прежнему не тянется, герметизован, но это можно было воспринимать как аутентизм, как что-то уместное (хотя Маслеев это опроверг). Начал он просто здорово, и рельефно, и проникновенно. Снимал мягко в соло. Форму держал очень чётко, развитие было естественным и так далее. ну, потом стало пооднообразнее, в третьей части немного сдал, но, как я уже замечал, сравнивать с этим Внукаса просто смешно. Проходил он однозначно, убогого Редькина тоже раздавил.

Маслеев, извините, превзошёл француза. После исполнения я ему так и сказал, что он вернулся в игру, в борьбу за победу (настоящую, не по жюри хотя бы я имел в виду) на этом конкурсе. Люка играл артистично всё-таки как-то (вот такое ругательство!), по-французски, некоторую держал дистанцию. Дмитрий же полностью с музыкой себя отождествил, слился с нею. Всё-таки удивительно, как он при таком проникновенном звучании нисколько не теряет беглости и свободы. В третьей части такой вроде зарядил темп - что там сыграешь, а глядишь - слёзы на глазах выступают. Проникновеннее, душевнее, хоть ровно никаких специальных средств не использовано, что называется. Всё определяется текстом, логикой целого - и всё заново пережито. Нет уж, друзья, рано хоронить нашу школу! Мы ещё поборемся!
 
Последнее редактирование:

tanel

Участник
Маслеев, извините, превзошёл француза... Мы ещё поборемся!
24го, после 2ого выступления Люка Дебарга, я думал - такого таланта в истории всех конкурсов Чайковского еще не открыли, может быть только Ван Клайберн и Григорий Соколов. Но от игры Ашкенази, Мацуева. Плетьнева, Луганского, Гаврилова. Донохоу и Березовского я никогда не получил близкого к тому что делал Дебарг. И нельзя забыть что всем им было 15-40 сорок лет жизни на сцене чтобы хоть раз меня так порадовать, не получилось. Я уже давно думал что конкурс Чайковского по идею уже не может открыть большого Музыканта, так как он по программе (3 этюда и концерт Чайкоского) и по идею слишком спортивный. Но вот наконец-то, после 60-летнего существования, конкурс ПИЧ в конце-концов оправдал свою существование - он дал миру имя Люка Дебарга. Если кто-то скажет что Маслеев (или еще кто-то из финалистов) его переиграл, то это значит, что по общему счету он должен был переиграть и Плетьнева, Луганского итд. Переиграть их в свете всей их карьеры как это делал Дебарг. Неужели Маслеев такая величина? Он абсолютно достоен 2ой премии и многих похвал, есть технический блеск, сценическая энергетика, музыкальность. Но он не запомнится как яркий свободный личность, с своим оригинальным сообщением всему миру чего-то невиданного до него. Люка играл впервые в жизни с оркестром, и все равно - как справился!!
 

Johannes

Участник
24го, после 2ого выступления Люка Дебарга, я думал - такого таланта в истории всех конкурсов Чайковского еще не открыли, может быть только Ван Клайберн и Григорий Соколов. Но от игры Ашкенази, Мацуева. Плетьнева, Луганского, Гаврилова. Донохоу и Березовского я никогда не получил близкого к тому что делал Дебарг. И нельзя забыть что всем им было 15-40 сорок лет жизни на сцене чтобы хоть раз меня так порадовать, не получилось. Я уже давно думал что конкурс Чайковского по идею уже не может открыть большого Музыканта, так как он по программе (3 этюда и концерт Чайкоского) и по идею слишком спортивный. Но вот наконец-то, после 60-летнего существования, конкурс ПИЧ в конце-концов оправдал свою существование - он дал миру имя Люка Дебарга. Если кто-то скажет что Маслеев (или еще кто-то из финалистов) его переиграл, то это значит, что по общему счету он должен был переиграть и Плетьнева, Луганского итд. Переиграть их в свете всей их карьеры как это делал Дебарг. Неужели Маслеев такая величина? Он абсолютно достоен 2ой премии и многих похвал, есть технический блеск, сценическая энергетика, музыкальность. Но он не запомнится как яркий свободный личность, с своим оригинальным сообщением всему миру чего-то невиданного до него. Люка играл впервые в жизни с оркестром, и все равно - как справился!!
Ну, про сольное выступление во втором туре я полностью согласен, что Дебарг был выше. Однако Моцарт... игра Дебарга захватывает глубиной, поражает в чём-то, а игра Маслеева - просто трогает. У меня слёзы на глазах были на Маслееве, а не на Дебарге. То есть в чём-то может оказаться просто искренность ценнее. И потом... я тут посмотрел немного - трансляция очень слабо передаёт магию звучания игры Маслеева. На самом же деле то, как его звук льётся прямо в душу - такого у Дебарга на сегодняшний момент нет. У него образ доминирует. Ну а формально также... всё-таки и в первом туре, в этюдах, Маслеев тоже был повыше. И опыта игры с оркестром у него побольше, Чайковский неизвестно как Дебаргом воспринимается. Так что я имел некоторые основания для того, чтобы подбодрить Маслеева таким образом: по крайней мере теоретически он может ещё и по честному счёту победить в этом конкурсе, хотя про общий масштаб исполнителя не спорю.
 

Nikolya

Участник
Ну, про сольное выступление во втором туре я полностью согласен, что Дебарг был выше. Однако Моцарт... игра Дебарга захватывает глубиной, поражает в чём-то, а игра Маслеева - просто трогает. У меня слёзы на глазах были на Маслееве, а не на Дебарге. ... по крайней мере теоретически он может ещё и по честному счёту победить в этом конкурсе, хотя про общий масштаб исполнителя не спорю.
Переслушиваю сейчас сольное выступление Маслеева - и оно меня все более и более захватывает! По-моему, его талант вполне сопоставим с талантом Дебарга - они просто разные, но оба - совершенно волшебные музыканты! И я бы сказала, что Дмитрий по-техничнее Люки... Возможно, Люк с опытом доберет технику и "переиграет" в этом отношении Дмитрия, но сейчас, на мой взгляд, при том раскладе, который мы имеем на сегодня, на конец второго тура, Дмитрий по гамбургскому счету - это первая премия, а Люк - вторая. Но, к сожалению, по гамбургскому счету не будет - и ребятам надо к этому морально готовиться, чтобы это не стало слишком сильным потрясением в их жизни.
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху