Письмо Гидона Кремера Мартину Энгстрему.

Tatiana

Участник
Гидон Кремер
Письмо директору музыкального фестиваля в Вербье Мартину Энгстрему

Минувшим летом на знаменитом музыкальном фестивале в Вербье произошел, на первый взгляд, обычный инцидент: организаторы мероприятия объявили, что один из его участников - Гидон Кремер - якобы по состоянию здоровья отказался участвовать в концерте.

И все было бы хорошо, если бы "неполиткорректный" Кремер, у которого на самом деле со здоровьем было все в полном порядке, не написал открытое письмо, в котором раскрыл истинные причины своего неучастия в "музыкальном празднике", а заодно поставил неутешительный диагноз всему современному миру классической музыки вообще, и одному из его "высших проявлений" - фестивалю в Вербье в частности.

Открытому письму предшествовало личное послание Кремера директору фестиваля в Вербье. Этот документ с согласия Мартина Энгстрема вскоре был опубликован на сайте известного музыкального критика Нормана Лебрехта, а также на портале Сноб.Ru, в переводе с английского. Ниже мы приводим оба документа.



26 июня, 2011 года

Дорогой Мартин,

Боюсь, у меня плохие новости. Меня давно мучили сомнения - последние несколько недель я пытался разобраться в своих мыслях и, наконец, принял решение отказаться от участия в фестивале в Вербье в этом году.

Мне совсем не хочется тебя расстраивать, и я представляю, как ты разочарован. Пожалуйста, поверь, у меня не было выбора. Мы с каждым днем становимся старше, и с этим не поспоришь, но с возрастом начинаешь более ответственно относиться к собственным поступкам. Это, в особенности, относится к тому, где и почему мы говорим "да" или "нет". То, что Вербье открывает широкие возможности для молодых музыкантов, прекрасно. Я ценю энтузиазм, с которым работает оркестр фестиваля, и очень хорошо знаю, как серьезно ты относишься к годовщинам и юбилеям своих друзей. Среди этих именитых исполнителей есть близкие мне люди. Тем не менее это все не отменяет вопрос, который я все время себе задаю: что делаю я САМ на "этом перекрестке", где встречаются именитые старые и новые звезды. Всю свою жизнь я посвятил музыке, композиторам, "классическому" репертуару и тому, за признание которого я, напротив, боролся десятки лет. Но сейчас чувствую, что должен сделать выбор.

Я больше не хочу быть частью "тусовки ради самой тусовки". Я не хочу оправдывать или подтверждать мнение, что принадлежу к какой-то категории, пусть даже исключительной.

Несколько десятков лет назад одна американская газета написала обо мне противоречивое, но ироничное заключение: "Он настолько вне всего, что он уже неотъемлемая часть" (he is so much out, that he is in). Со временем я все больше чувствую, что хочу быть "частью смысла" того, что я делаю. Мне трудно объяснить почему, но я чувствую, что в Вербье мое присутствие БЕССМЫСЛЕННО. Ты можешь удивиться: "Гидон! Как ты можешь говорить такие вещи, будучи в окружении друзей, которые тебя уважают, любят с тобой играть, следуют за тобой?" Дорогой Мартин! Пожалуйста, не делай ложных выводов. Я не воздвигаю баррикады из-за амбиций или желания смотреть на все по-снобски "свысока", как делают многие критики, полные предубеждений. Ни в коем случае.

Я просто не хочу дышать воздухом, наполненным искаженными ценностями. Давайте согласимся: все мы должны что-то делать с сомнительным состоянием нашего музыкального мира, в котором "звезды" значат больше, чем творчество, рейтинги - больше, чем подлинный талант, а цифры - больше, чем… звуки. Этим летом, после 30 лет полной отдачи, я решил закрыть ежегодный фестиваль в Локенхаузе. Три десятка лет я служил этому делу и благодарен друзьям, разделявшим мое отношение. Музыка была и осталась сутью этого фестиваля идеалистов, который может гордиться тем, что предоставил возможность прозвучать тысячам произведений. По своему размеру и направленности он был и остается оазисом интимного отношения к музыке. Устав от многочисленных туров, новых проектов и записей, я все больше чувствую, что должен делать только то, что мне кажется по-настоящему важным. У меня совсем нет сил и желания поддерживать проекты на широко рекламируемых площадках с "восходящими" или "признанными" звездами сегодняшнего музыкального бизнеса, устраиваемые ради оваций и показухи, основанной на демонстрации сотрудничества знаменитостей.

Да, я знаю, что должен быть профессионалом. Я всегда старался быть верным слову и, конечно, помню, что обещал приехать в Вербье. Но сегодня слово "исполнитель" теряет свой подлинный смысл, свою "ценность". Это больше не мое время. Я оставляю его тем, кто в него верит, будь то слушатели или молодые новые исполнители, превосходно умеющие ублажать публику, оставаясь ПУСТЫМИ. Многие из них (к счастью, не все!) больше, чем творчеством, заняты погоней за признанием на виртуальном пьедестале. Редко речь идет о преданности искусству. Пусть так и будет. Я не ханжа и не судья. Мне просто нужно отдохнуть от этих "фейерверков". Именно по этой причине я решил отстраниться. Мне не по душе участвовать в вездесущей вакханалии, которая за последнее время охватила музыкальный рынок. И все же хочется пожелать тебе плодотворного лета, полного радостных встреч и "великолепных выступлений", с которыми ты будешь ежедневно поздравлять участников на знаменитых ужинах в гостях у "друзей фестиваля".

Надеюсь, ты не только продашь бесчисленное количество билетов, но еще больше раскрутишь фестиваль, который должен гордиться своим художественным руководителем - одновременно таким увлеченным меломаном и прекрасным бизнесменом.

Я также надеюсь, что когда-нибудь ты отдалишься от тех музыкантов, которые используют возможность выступать для своих целей, вместо того чтобы СЛУЖИТЬ музыке, рады показать себя и насладиться атмосферой радостной "совместности".

Сегодня многие фестивали позволяют себе совмещать раскрутку и развлечение. Показателем этого стала популярность кроссовера и так называемых special events. Этот ширпотреб притягателен и для широкой публики, и для всех, кто хочет продемонстрировать себя, мечтает о признании и славе. Девиз "Все на продажу" хорошо работает и на тех, кто стоит за артистами. Признаемся себе, что кому-то на всем этом удается и зарабатывать. Да, я иронизирую и произношу это с горечью, НАСТОЯЩИЕ артисты еще не исчезли окончательно. Но они редки, как птеродактили, а Вербье, скорее, потворствует созданию мистификаций и подмене тех, кто действительно служил ИСКУССТВУ, теми, кто на нем промышляет.

Я пытаюсь противостоять этому и сохранить свою внутреннюю гармонию. В последнее время, пройдя через целый ряд сомнительных "сотрудничеств", я, очевидно, нуждаюсь в отдыхе. Хочется надеяться, что он станет лучшим лекарством от псевдоценностей, которые окружают большинство из нас. Я хочу закончить это письмо словами из песни одного из моих любимых композиторов Роберта Шумана: "Я не сержусь".

Мое обращение не есть попытка обвинять кого-либо, скорее это самозащита (если еще осталось что защищать!). Я еще раз хочу извиниться перед тобой и всеми коллегами и друзьями, с которыми я должен был выступать, за то, что не смогу посетить фестиваль Вербье этим летом. Пожалуйста, простите меня за то, что я нарушаю свое слово, и поверьте, что я делаю это ради того, чтобы остаться самим собой в мире музыки, который я до сих пор люблю.

Искренне Ваш,
Гидон


Открытое письмо (оригинал)
Заинтересованным лицам:

Вы, конечно, помните, что Марк Твен как-то написал издателю: "Слухи о моей смерти сильно преувеличены".

Есть еще слова Мстислава Ростроповича, прекрасно знавшего, что в советское время единственным оправданием желанию путешествовать вместе с супругой могло служить "нестабильное состояние здоровья". Вместо этого проверенного хода вот что написал он в заявлении на выездную визу для жены: "Дорогие товарищи! Ввиду моего безукоризненного здоровья прошу, чтоб меня в зарубежной поездке сопровождала жена Галина Вишневская".

На сайте www.artsjournal.com было опубликовано сомнительное заявление организаторов фестиваля Вербье, утверждавшее, что я отменил свое выступление в связи с "состоянием здоровья". С тех пор мне приходит огромное количество писем от друзей мне известных и неизвестных - все озабочены причиной такого заявления и выражают беспокойство. Мне хотелось бы сообщить всем, что я здоров. "Устать" не значит заболеть. Совсем наоборот: усталость - признак активной жизни. В связи с этим, к сожалению, мне придется опротестовать слова и действия тех, кому было удобно сослаться на мою болезнь.


Дорогие друзья и любители музыки!

Я по-прежнему здоров. И надеюсь сохранить это состояние еще на некоторое время. Прошу прощения у всех, кто воспримет это заявление как вызов. Существует множество "послушных" художников, покорно следующих заявленным "правилам игры" в надежде на то, что это так или иначе приведет к "успеху". Некоторые из этих артистов являются очевидными жертвами современной индустрии музыки. Когда я участвую в известном фестивале с его высоким рейтингом, я вынужден задуматься о том, какой выбор делают музыканты, готовые обменять талант на символическое "признание" и место в пантеоне "звезд".

Мне попросту хотелось отстраниться от шумихи, окружающей "значимые события". Моя цель лишь - СЛУЖИТЬ музыке и композиторам. Она остается неизменной. А вот радовать толпу, промоутеров, менеджеров - это совсем другая задача. Все это я объяснил в письме, адресованном организаторам фестиваля в Вербье.

В настоящем письме мне хотелось бы еще раз подчеркнуть симптомы настоящей болезни - той, что неуклонно распространяется, хотя она и не всегда очевидна и "видна". Все мы должны понимать, какая опасность окружает сегодня молодые таланты. Они рискуют стать жертвами политики промоутеров, в особенности если успех приходит к ним "слишком рано".

Силен соблазн видеть в блестящих исполнителях "личностей", каковыми они далеко не всегда являются. Почему? Потому что многие из них способны подчинить себе самые тяжелые партитуры, но это вовсе не значит, что им есть "что сказать". Слава Богу, есть еще и те, чей талант, способности и самодисциплина позволяют постичь глубины исполняемой ими музыки, те, кому под силу ОРИГИНАЛЬНЫЕ прочтения партитур. Чтобы стать настоящим художником, чтобы взрастить собственный талант, чтобы найти свой путь, музыка требует ВРЕМЕНИ И УСИЛИЙ.

Мне представляется, что музыкальный рынок с его правилами и любовью к быстрым результатам зачастую исключает возможность этих необходимых компонентов творческого роста.

В результате многие молодые одаренные музыканты становятся жертвами собственного хорошо оркестрованного успеха, который, в свою очередь, становится главным препятствием на пути к открытию ими… самих себя. Все те, для кого Музыка - это больше, чем инструмент самопиара и предмет светской беседы, должны вспомнить о ее глубинном значении. Ослепленные "именами", мы рискуем потерять зрение и слух. История музыки, подкрепленная множеством документов и звукозаписей, напомнит нам, в чем ее настоящие сокровища, и позволит отличить их от множества имитаций и "бижутерии".

Я бы процитировал Фридриха Ницше: "Без музыки жизнь была бы ошибкой". Ошибкой также была бы жизнь, наполненная - как это бывает в нашей культуре сегодня - "восходящими звездами", сплошным развлечением и светскими беседами. К такому выводу я пришел, а это значит, что, в интересах сохранения собственных сил и здоровья, я вынужден отказываться от некоторых предложений.

Я вовсе не жду, что с моей позицией согласятся все, но я должен вас заверить, что она никак не связана ни с какими "проблемами со здоровьем", придуманными организаторами фестиваля в Вербье в их стремлении объяснить отмену моего выступления. Тем не менее я надеюсь, что гости и участники фестиваля в этом году смогут получить удовольствие от выступлений "выдающихся исполнителей" и "тусовок" на высоком уровне.

Я сожалею, что не смогу разделить сцену с моими любимыми друзьями и уважаемыми мною музыкантами.

Будем надеяться, что в будущем мы еще не раз сможем разделить друг с другом нашу любовь к музыке.


Искренне ваш,
Гидон Кремер
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху