Tatiana
Участник
"Рояль - это космос"
Опубликовано в 16.05.2009
Екатерина ЦВЕТКОВА.
Занятия музыкой для него начались в пять лет. А в шестнадцать он стал победителем Всесоюзного конкурса юных музыкантов. Сегодня Николая Луганского называют самым ярким и лиричным пианистом современности. Артистичный и молодой, в музыке он скорее сдержан и спокоен, чем эмоционален. Именно поэтому в музыкальном мире о нем говорят как об интеллигентном музыканте, который предпочитает "читать" Рахманинова, нежели Достоевского. Даже если рояль молчит и его руки не касаются клавиш, он постоянно слышит музыку.
На днях всемирно известный пианист приезжал с концертом во Владимир.
- Николай Львович, у вас довольно много времени уходит на концерты и переезды из города в город. Насколько я знаю, вы еще и преподаете в Московской консерватории. Как вам удается совмещать концертную и преподавательскую деятельность?
- Выступления на концертах и преподавание для меня несравнимые вещи. Если я в Москве, если у меня есть свободные четыре-пять часов, тогда я захожу в консерваторию. Но назвать это преподавательской деятельностью никак нельзя. Могу послушать студентов, получить от их игры удовольствие, поделиться какими-то своими соображениями по поводу мною услышанного - не больше. А это не преподавание. Скорее, просто мои встречи с молодыми музыкантами, мое хобби, но не работа.
- Вы регулярно даете концерты более чем в ста пятидесяти городах мира. Какое место среди них занимают города России?
- Около восьмидесяти процентов концертов я играю за границей. Мир огромен. И хотя доля русских городов в моем концертном расписании довольно мала, все же в последние годы она стала больше. И я этому искренне радуюсь.
- Чувствуете ли вы разницу между, скажем, европейским слушателем и слушателем, который встречает вас в России?
- Думаю, что разница есть уже между двумя любыми слушателями, пришедшими в один зал. Замечательную публику и замечательных слушателей можно встретить в любой стране. В свое время я пытался для самого себя ответить на этот вопрос. Не уверен, что я прав на сто процентов, но из своих концертных поездок я сделал следующее заключение: все-таки в Европе классическая музыка как самостоятельное искусство имеет более глубокие корни, и традиции посещения концертов семьями и покупки абонементов здесь существуют очень давно. Они появились тут раньше, чем в России. Я встречал немало семей, которые десятилетиями ходят на одни и те же места в концертном зале или в оперном театре, и после смерти родителей их абонемент наследуют дети. В Европе - колоссальная музыкальная традиция, но и элемент привычки тоже присутствует, что не всегда хорошо. В России при том, что есть своя музыкальная культура и свои меломаны, все-таки каждый приход человека на концерт в большей степени - событие. Сегодня я принимаю решение пойти именно в этот вечер на конкретный концерт классической музыки. В Европе люди не рассуждают, а просто ходят. С другой стороны, я думаю, в России публика более пестрая, более разная. А в Европе более однородная.
Хочу отметить: в отличие от рок-музыки в классике нет публики, есть конкретные личности, которые слушают музыку. Они не реагируют, как масса. Каждый человек воспринимает музыкальное произведение личностно, индивидуально. Поэтому говорить в целом о публике, пришедшей на концерт, где будет звучать, скажем, Рахманинов, все-таки рискованно.
- Кстати, о рок-музыке. Сегодня человека окружает разного рода музыка. Она звучит на улицах, в магазинах, в транспорте. Как вы себя чувствуете в подобном музыкальном пространстве?
- Чувствую себя прекрасно, потому что не соприкасаюсь с подобной музыкой. В поездку всегда беру с собой диск и плеер - слушаю самую разную великую музыку в замечательном исполнении. Случается, приходится просить шофера или таксиста приглушить или выключить радио. Мне жалко молодых людей, которые еще не знают классической музыки. Низкопробная музыка, которая сейчас всюду, не дает им возможность услышать великую. В музыкальном мире считается, что на поп или рок-музыке можно больше заработать, чем на классике. Может быть, это и так. Но сегодня людям навязывают очень некачественную музыку, буквально заставляют ее слушать в огромных объемах. Скажем, я могу попросить водителя выключить радиоприемник. Мне легко. А тем, кто еще находится в состоянии выбора, очень трудно. Их сердце свободно в выборе, а слух - нет. Как музыкант, я считаю, что количество ерунды, звучащей и по радио, и по телевидению, сегодня совершенно невиданное.
- И как вы противостоите этому невиданному количеству музыкальной ерунды?
- Могу противостоять только своими концертами, своей игрой, своими записями. Все-таки я не политик и не государственный деятель. Дай бог чтобы государственные деятели имели возможность просто иногда послушать великую музыку. Людей, лишенных чувства прекрасного, практически нет. Случаются исключения, но они чрезвычайно редки. А классическая музыка очень доступна. Великие и самые популярные образцы классической музыки - то, что действует, приходит к вашей душе немедленно, с первого же раза. Поэтому путь к классической музыке может быть достаточно простым, если ей дадут зеленый свет.
- Значит, каких-то особенных внутренних качеств не нужно, чтобы услышать классику?
- У человека должна быть открыта душа, должны, конечно, работать уши. Но даже здесь бывают исключения: Бетховен под конец жизни ничего не слышал и при этом сочинял музыку. Думаю, что людей, изначально глухих к классике, не существует. Другое дело, если человек десятилетиями слушает низкопробную музыку да еще и на колоссальной громкости - он разрушает и свой слух, и свою нервную систему, которая очень грубеет. Таким людям потом труднее будет приобщаться к безбрежному морю классической музыки.
- У Федерико Феллини есть фильм "Репетиция оркестра", где музыканты рассказывают о душе своего музыкального инструмента. Как бы вы рассказали о душе Рояля?
- Рояль всеобъемлющ. Он в каком-то смысле все-таки космос. Я бы не сказал, что у него одна душа. Рояль - больше, чем одна душа. Одна душа есть у скрипки, виолончели, флейты, кларнета. А рояль ближе к оркестру, чем к какому-то оркестровому инструменту. Рояль - скорее, целый мир разных душ. И у каждого пианиста рояль звучит по-своему. Кроме того, один и тот же рояль, на котором играли Шопена, Рахманинова, Прокофьева и Моцарта, мог звучать как минимум четырьмя разными голосами. А значит, во время концерта у него были разные души.
- Вы не первый раз во Владимире. Наверное, у вас уже сложились какие-то особые отношения с этим городом?
- Очень светлый, красивый город с потрясающей историей. Один из самых любимых и невероятно добрых для меня городов, куда я приезжаю с огромным удовольствием. С главным дирижером Владимирского Губернаторского симфонического оркестра у меня очень теплые, дружеские отношения, он глубокий и тонкий музыкант. Жалко, что из-за своего ритма жизни я бываю здесь очень недолго. Однажды приехал сюда на два дня, просто ходил по городу - это был настоящий праздник для меня.
- Планируете ли уже следующую встречу с оркестром?
- Да. Очень надеюсь на следующую встречу. Думаю, мы с Артемом Маркиным об этом еще поговорим. С ним возможно договориться о программе максимально поздно, и это для меня ценно. Бывает, планируешь на полтора, на два года вперед, а потом в твоей жизни что-то происходит, и ты вынужден изменять концертную программу. И здесь, во Владимире, я всегда встречаю понимание.
http://www.marktreview.net/2009/royal-eto-kosmos
Опубликовано в 16.05.2009
Екатерина ЦВЕТКОВА.
Занятия музыкой для него начались в пять лет. А в шестнадцать он стал победителем Всесоюзного конкурса юных музыкантов. Сегодня Николая Луганского называют самым ярким и лиричным пианистом современности. Артистичный и молодой, в музыке он скорее сдержан и спокоен, чем эмоционален. Именно поэтому в музыкальном мире о нем говорят как об интеллигентном музыканте, который предпочитает "читать" Рахманинова, нежели Достоевского. Даже если рояль молчит и его руки не касаются клавиш, он постоянно слышит музыку.
На днях всемирно известный пианист приезжал с концертом во Владимир.
- Николай Львович, у вас довольно много времени уходит на концерты и переезды из города в город. Насколько я знаю, вы еще и преподаете в Московской консерватории. Как вам удается совмещать концертную и преподавательскую деятельность?
- Выступления на концертах и преподавание для меня несравнимые вещи. Если я в Москве, если у меня есть свободные четыре-пять часов, тогда я захожу в консерваторию. Но назвать это преподавательской деятельностью никак нельзя. Могу послушать студентов, получить от их игры удовольствие, поделиться какими-то своими соображениями по поводу мною услышанного - не больше. А это не преподавание. Скорее, просто мои встречи с молодыми музыкантами, мое хобби, но не работа.
- Вы регулярно даете концерты более чем в ста пятидесяти городах мира. Какое место среди них занимают города России?
- Около восьмидесяти процентов концертов я играю за границей. Мир огромен. И хотя доля русских городов в моем концертном расписании довольно мала, все же в последние годы она стала больше. И я этому искренне радуюсь.
- Чувствуете ли вы разницу между, скажем, европейским слушателем и слушателем, который встречает вас в России?
- Думаю, что разница есть уже между двумя любыми слушателями, пришедшими в один зал. Замечательную публику и замечательных слушателей можно встретить в любой стране. В свое время я пытался для самого себя ответить на этот вопрос. Не уверен, что я прав на сто процентов, но из своих концертных поездок я сделал следующее заключение: все-таки в Европе классическая музыка как самостоятельное искусство имеет более глубокие корни, и традиции посещения концертов семьями и покупки абонементов здесь существуют очень давно. Они появились тут раньше, чем в России. Я встречал немало семей, которые десятилетиями ходят на одни и те же места в концертном зале или в оперном театре, и после смерти родителей их абонемент наследуют дети. В Европе - колоссальная музыкальная традиция, но и элемент привычки тоже присутствует, что не всегда хорошо. В России при том, что есть своя музыкальная культура и свои меломаны, все-таки каждый приход человека на концерт в большей степени - событие. Сегодня я принимаю решение пойти именно в этот вечер на конкретный концерт классической музыки. В Европе люди не рассуждают, а просто ходят. С другой стороны, я думаю, в России публика более пестрая, более разная. А в Европе более однородная.
Хочу отметить: в отличие от рок-музыки в классике нет публики, есть конкретные личности, которые слушают музыку. Они не реагируют, как масса. Каждый человек воспринимает музыкальное произведение личностно, индивидуально. Поэтому говорить в целом о публике, пришедшей на концерт, где будет звучать, скажем, Рахманинов, все-таки рискованно.
- Кстати, о рок-музыке. Сегодня человека окружает разного рода музыка. Она звучит на улицах, в магазинах, в транспорте. Как вы себя чувствуете в подобном музыкальном пространстве?
- Чувствую себя прекрасно, потому что не соприкасаюсь с подобной музыкой. В поездку всегда беру с собой диск и плеер - слушаю самую разную великую музыку в замечательном исполнении. Случается, приходится просить шофера или таксиста приглушить или выключить радио. Мне жалко молодых людей, которые еще не знают классической музыки. Низкопробная музыка, которая сейчас всюду, не дает им возможность услышать великую. В музыкальном мире считается, что на поп или рок-музыке можно больше заработать, чем на классике. Может быть, это и так. Но сегодня людям навязывают очень некачественную музыку, буквально заставляют ее слушать в огромных объемах. Скажем, я могу попросить водителя выключить радиоприемник. Мне легко. А тем, кто еще находится в состоянии выбора, очень трудно. Их сердце свободно в выборе, а слух - нет. Как музыкант, я считаю, что количество ерунды, звучащей и по радио, и по телевидению, сегодня совершенно невиданное.
- И как вы противостоите этому невиданному количеству музыкальной ерунды?
- Могу противостоять только своими концертами, своей игрой, своими записями. Все-таки я не политик и не государственный деятель. Дай бог чтобы государственные деятели имели возможность просто иногда послушать великую музыку. Людей, лишенных чувства прекрасного, практически нет. Случаются исключения, но они чрезвычайно редки. А классическая музыка очень доступна. Великие и самые популярные образцы классической музыки - то, что действует, приходит к вашей душе немедленно, с первого же раза. Поэтому путь к классической музыке может быть достаточно простым, если ей дадут зеленый свет.
- Значит, каких-то особенных внутренних качеств не нужно, чтобы услышать классику?
- У человека должна быть открыта душа, должны, конечно, работать уши. Но даже здесь бывают исключения: Бетховен под конец жизни ничего не слышал и при этом сочинял музыку. Думаю, что людей, изначально глухих к классике, не существует. Другое дело, если человек десятилетиями слушает низкопробную музыку да еще и на колоссальной громкости - он разрушает и свой слух, и свою нервную систему, которая очень грубеет. Таким людям потом труднее будет приобщаться к безбрежному морю классической музыки.
- У Федерико Феллини есть фильм "Репетиция оркестра", где музыканты рассказывают о душе своего музыкального инструмента. Как бы вы рассказали о душе Рояля?
- Рояль всеобъемлющ. Он в каком-то смысле все-таки космос. Я бы не сказал, что у него одна душа. Рояль - больше, чем одна душа. Одна душа есть у скрипки, виолончели, флейты, кларнета. А рояль ближе к оркестру, чем к какому-то оркестровому инструменту. Рояль - скорее, целый мир разных душ. И у каждого пианиста рояль звучит по-своему. Кроме того, один и тот же рояль, на котором играли Шопена, Рахманинова, Прокофьева и Моцарта, мог звучать как минимум четырьмя разными голосами. А значит, во время концерта у него были разные души.
- Вы не первый раз во Владимире. Наверное, у вас уже сложились какие-то особые отношения с этим городом?
- Очень светлый, красивый город с потрясающей историей. Один из самых любимых и невероятно добрых для меня городов, куда я приезжаю с огромным удовольствием. С главным дирижером Владимирского Губернаторского симфонического оркестра у меня очень теплые, дружеские отношения, он глубокий и тонкий музыкант. Жалко, что из-за своего ритма жизни я бываю здесь очень недолго. Однажды приехал сюда на два дня, просто ходил по городу - это был настоящий праздник для меня.
- Планируете ли уже следующую встречу с оркестром?
- Да. Очень надеюсь на следующую встречу. Думаю, мы с Артемом Маркиным об этом еще поговорим. С ним возможно договориться о программе максимально поздно, и это для меня ценно. Бывает, планируешь на полтора, на два года вперед, а потом в твоей жизни что-то происходит, и ты вынужден изменять концертную программу. И здесь, во Владимире, я всегда встречаю понимание.
http://www.marktreview.net/2009/royal-eto-kosmos