ПИАНИСТЫ, их мысли, советы и высказывания

Qwerty

Участник
Потрясающе...
Мы всё лето пытались выяснить, не всегда дружелюбно, кто же такой, настоящий Музыковед. Вот истинный ответ, которому веришь, потому знаешь и ценишь....
Прошу прощение, что чуть-чуть процитирую....
"....музыковед. А кто он такой, этот специалист?
- Он занимается музыкой и имеет очень широкий профиль применения. Педагогика – это один из множества вариантов деятельности, особенно в наше время. Музыковеды находят себя в журналистике в качестве обозревателей, критиков, редакторов музыкальных программ на радио и телевидении. Коллеги занимаются научно-исследовательской деятельностью. Что касается композиции, строго говоря, музыковед – не композитор, но те знания, то образование, которое дается теоретикам, может помочь человеку раскрыться даже как композитору. Кроме того, в последние годы активно развивается звукорежиссура, и в этой области высококлассные музыковеды очень востребованы. Я знаю, что некоторые мои коллеги занимаются выпуском музыковедческой литературы, дисков с музыкальными записями...."
Вот тогда и статьи конкурса к конкурсу Чайковского не пестрели бы образами, более подходящими "жёлтой прессе", а были бы на высочайшем уровне, если этим занимались бы ВЫСОКОКЛАССНЫЕ МУЗЫКОВЕДЫ.
Двумя руками "ЗА"!
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Кажется, что это случилось только вчера.
И боль никуда не исчезает.

Простите, но не могу не разместить здесь статью о потрясающем музыканте, добром и светлом человеке - Марии Баранкиной......

01.02.2014 МАРИИ БАРАНКИНОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ...




31 января 2014 нас постигла тяжелая невосполнимая утрата.
На 46-м году жизни скоропостижно скончалась Мария Баранкина, президент Гильдии пианистов-концертмейстеров России, пианистка и продюсер. Наш друг и коллега. Удивительно теплый, искренний, чуткий человек. Нет слов, чтобы выразить всю боль и горечь случившегося. Скорбим с близкими, родными, друзьями….
Совсем недавно, накануне 10-летия Гильдии концертмейстеров, мы встречались с Машей.

Это последнее интервью, оно было напечатано в декабрьском номере…

Светлая память!



Гильдии концертмейстеров России – 10 лет

Профессия концертмейстера - профессия особая. Для нее недостаточно простого владения инструментом, музыкального чутья и желания сотрудничества. Нужен особый дар, который позволяет не только раскрываться самому, но и помочь тому, с кем ты в ансамбле, чтобы создать в итоге плод совместного творчества, в котором будут максимально реализованы лучшие качества всех участников процесса. Кажется удивительным, что до сих пор эта профессия недостаточно оценена как коллегами по цеху (музыкантами), так и государственными мужами. Для того, чтобы повысить творческий и социальный статус, создать дополнительный стимул для профессионального роста и была создана 10 лет назад Гильдия пианистов-концертмейстеров России. В декабре 2013 года организация отмечает свой первый юбилей.

Об этом и о многом другом мы говорили с Марией Баранкиной, генеральным директором Гильдии, музыкальным продюсером, и Ольгой Бер, исполнительным директором Гильдии, концертмейстером МГК им. П.И. Чайковского.

- Как возникла Гильдия концертмейстеров, и кто был автором идеи?



Мария Баранкина - Вы будете смеяться, но мы придумали это в буфете, прямо как у Станиславского… 10 лет назад, сидя за чашкой чая, мы вдруг поняли, что – если не мы, то кто же? Мы обе концертмейстеры, это наша основная профессия. Я окончила училище (ныне колледж) при Московской Консерватории и Академию Гнесиных, а Оля – училище имени Ипполитова-Иванова и Академию Маймонида. Мы познакомились в стенах Колледжа при Консерватории, оказавшись на одной работе. Вот так, сидя и обсуждая наши творческие проблемы, мы подумали, что надо создать что-то такое объединяющее, некий профсоюз творческих людей, занимающихся одним делом. Мы пригласили в соучредители Тамару Паршину – вице-президента Рахманиновского общества вместе, на энтузиазме, придумали организацию, назвав ее Гильдией пианистов-концертмейстеров.

-Кто может стать членом Гильдии?

- Действующие концертмейстеры. Желающие присылают нам заполненную анкету, в которой, кроме имени, образования и места работы кандидаты указывают цели и задачи своего членства в Гильдии. Их профессиональный уровень мы не проверяем. Достаточно искреннего желания. Сейчас у нас около 300 членов, по всей России, от Белгорода до Петропавловска-Камчатского, из ближнего и дальнего зарубежья: из Беларуси, Украины, Германии.

-Расскажите, пожалуйста, подробнее о деятельности Гильдии.

- Для того, чтобы привлечь дополнительный интерес к профессии, повысить ее значимость, мы даем возможность музыкантам не только участвовать в наших мероприятиях, но и поделиться наболевшими вопросами. Конечно, всем помочь не можем, но какие-то проблемы, например, с трудоустройством, решаем по мере сил.

Поддерживаем детские конкурсы, например, «Юный концертмейстер», проводимые в Кисловодске и Дзержинске Нижегородской области. Сами понимаем, и прошли через это, что, главное направление обучения в нашей системе – это сольная игра. Но солистами становятся единицы. Часто пианисты – выпускники ВУЗов, начиная работать концертмейстерами, к этому морально не готовы. Но если с детства у юных музыкантов есть какой-то стимул, поддержка, и они знают, что совместное музицирование – это яркий, интереснейший творческий процесс, они приходят в нашу профессию более сознательно. Мы также поддерживаем конкурсы в разных городах, где выступают взрослые концертмейстеры. Например, давно работаем с благотворительным фондом «Наше будущее», который находится в Волгограде и организует конкурсы в Санкт-Петербурге, Минске, Сочи и других городах. Но, конечно, главный наш образовательный проект – это Школа концертмейстерского мастерства.

-Когда в этом сезоне планируете проводить Школу?

- В этом году уже в восьмой раз Школа будет проходить с 17 по 23 января 2014 года, в Концертном зале им. Н.Я. Мясковского Московской консерватории. Это цикл из недельных занятий, которые проходят ежедневно, их проводят корифеи: профессора из консерватории, Гнесинки, ведущие педагоги, в том числе и приезжающие из-за рубежа. Каждое занятие посвящено одной из тем концертмейстерского искусства. На самом старте нас поддержал Фонд «Русское исполнительское искусство», а потом мы перешли на самоокупаемость. Посещение нашей Школы для членов Гильдии и студентов бесплатное, для остальных – за небольшие деньги (одно занятие – 300 рублей). При покупке абонемента действуют скидки. Впервые в этом году мы выделяем один день для конференции. К нам приезжает много успешных концертмейстеров из регионов, которым есть о чем поговорить и чем поделиться. Главное, делаем общее дело и радуемся, когда это всем интересно. На Школах всегда создаётся особая творческая атмосфера, о чём свидетельствуют отзывы слушателей и участников.



Первым почетным членом Гильдии мы с гордостью считаем Важу Николаевича Чачаву. Он ежегодно давал на нашей Школе незабываемые, потрясающие мастер-классы. Надо заметить, что каждое занятие (мастер-класс или лекция) длится не менее 3-4 часов. Но насыщенных, эмоционально ярких уроков, какие были у Важи Николаевича, никто не пропускал. «Только что люди на люстрах не висели», мы делали иногда даже по две встречи с Мастером за одну Школу. К счастью, это все снимали на видео, есть диски, и их можно приобрести в Гильдии. Также записаны и мастер-классы других профессоров.

По окончании Школы мы вручаем свидетельства об участии тем, кто активно работал на сцене, и о прослушивании лекций и мастер-классов тем, кто посетил не менее 5 занятий из 7. Количество часов в Свидетельствах мы принципиально не записываем. Нам кажется, если наше свидетельство подписано Важей Чачавой, Александром Бондурянским, Александром Майкапаром, Марией Бер, ведущими зарубежными и российскими профессорами, количество часов тут уже вторично. Все-таки это мероприятие другого уровня. И темы совершенно разные: работа в классе вокальном, дирижерско-хоровом, оперно-симфоническом, хореографическом, джазовой импровизации, народных инструментов. Каждый раз мы пытаемся найти что-то новое. Например, тему «Совместная работа дирижер и концертмейстера при подготовке оперного или балетного спектакля» интереснейшим образом раскрыл главный дирижер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов. Он привел своих солистов и провел открытый урок. Все участники Школы увидели, как они репетируют, как наглядно происходит этот процесс.



Традиционно у нас выступает Александр Зиновьевич Бондурянский с темой «Пианист-концертмейстер в ансамбле с солистом-инструменталистом». На участие в его мастер-классах всегда выстраивается очередь из желающих. Похожая ситуация происходит и с мастер-классами «работа концертмейстера с камерно-вокальным репертуаром» Марии Наумовны Бер. Часто бывает, что для концертмейстеров из других городов мы находим солиста-иллюстратора. И были такие случаи, что возникшие дуэты продолжали и в дальнейшем творческое сотрудничество. На мастер-классах Школы концертмейстерского мастерства обычно присутствует около 100 человек, и нам кажется, что за эту зимнюю неделю происходит много интересного, полезного и запоминающегося.

Второй проект, который мы придумали – концертный цикл «Концертмейстер приглашает солиста». Именно в такой последовательности – концертмейстер имеет абсолютный карт-бланш: играть соло, в фортепианных ансамблях и, конечно, с певцами и инструменталистами.. У нас даже не концерты, а целые марафоны, но мы никому не отказываем, просто определяем конкретный срок подачи заявки и временной лимит. Концерты традиционно проводим два раза в год, в декабре и в мае. Учитывая, что в этом году в декабре наш юбилей, готовим сразу два праздничных концерта.

-С мая этого года на Радио Орфей стала выходить интересная передача – «Концертмейстер – мастер концертов».

-Да, это очень важный момент. С Радио Орфей мы начали цикл передач, который называется «Концертмейстер. Мастер концерта». Ведет его Лилия Виноградова, поэтесса, она сама из известной музыкальной семьи. Лилия нашла интересный ход в программах – не узкоспециальный разговор, а именно беседа «как бывает» – она спрашивает простые, но интересные вещи. Как артисты начинают вместе работать, кто главный, кто второстепенный, как спорят, как отбирают материал, как взаимодействуют, нужно ли детей учить музыке… И «красной нитью» в каждой передаче звучит идея значимости профессии Концертмейстера. Каждую пятницу в 15-30 эти беседы выходят в эфир. Но мы пошли дальше и сделали их «живыми» – из эфира перенесли в Камерный зал Московской Филармонии, и с сентября такие концерты-встречи проходят ежемесячно.

9 декабря приглашаем всех на Гала-концерт, посвящённый 10-летию Гильдии пианистов-концертмейстеров, в котором будут участвовать члены Гильдии из разных городов с разнообразными интересными программами. В качестве специальных гостей выступит Екатерина Мечетина с мужем, скрипачом Евгением Стембольским. Поздравить нас придут и маститый Левон Оганезов, и юные концертмейстеры. Второй юбилейный вечер состоится 15 декабря в Мерзляковке (Колледже при консерватории), где пройдёт наш традиционный концерт цикла «Концертмейстер приглашает солиста», и где у нас всегда свободный вход.

-Что-нибудь изменилось за 10 лет в лучшую сторону для концертмейстеров?

-Хочется верить, что да. Гильдия ли помогла, жизнь ли изменилась… Появилось больше информационных возможностей, ярче проявилась конкуренция. А это означает, что приходят не те, кто не состоялся как солист, а те, кто в этой профессии развиваются сознательно, стараются соответствовать уровню. Раньше на концертмейстеров вообще мало обращали внимание. «У рояля то же, что и раньше…» - как в «Необыкновенном концерте». Однако солисты без нас не могут, педагоги без нас не могут, мы полноправные участники процесса.

Но проблемы есть и остаются, социального и юридического характера. И государственная оплата никак не соответствует, и необходимые домашние занятия никто не учитывает...



Ольга Бер– Есть и хорошие моменты, не зря десять лет прошли. Изнутри вижу, что у нас что-то происходит. Каким-то косвенным влиянием нашей концертмейстерской школы стало то, что организуются курсы повышения квалификации концертмейстеров в разных регионах. Так, например, недавно прошла огромная Школа в Перми. Концертмейстер, член нашей Гильдии Ольга Перетягина, которая много лет ездила на нашу Школу, «пропиталась» атмосферой, увидела, что профессионализм слушателей и участников растет как на дрожжах, смогла на месте организовать людей. Более 80 концертмейстеров со всего пермского края присутствовали на курсах. Только что прошли мастер-классы для концертмейстеров в Улан-Удэ. И это– следствие нашей Школы. Дело в том, что у нас есть группа активно приезжающих из Улан-Удэ концертмейстеров. Они смогли заинтересовать своих коллег, и по нашей рекомендации пригласить пианиста и педагога Максима Пурыжинского провести мастер-классы по работе концертмейстера с инструменталистами. Если я не ошибаюсь, в этом крае это беспрецедентный случай, такого рода курсы проводились в первый раз. Причем был охвачен весь регион.

А социальные проблемы – это то, что сложно сдвинуть. С этим надо работать. На государственном уровне мало что изменилось. И многое зависит от конкретных руководителей на местах, которые распределяют нагрузки, зарплаты, от того, понимает ли руководитель, насколько концертмейстер важен. Где-то, к сожалению, опять по школам, по регионам есть ухудшение положения, неравные права с педагогами по количеству часов на ставку. Этот вопрос мы пытаемся поднимать, пока больше на разговорном уровне. Александр Зиновьевич Бондурянский, замечательный пианист, ансамблист, профессор Московской консерватории, яркая творческая личность, сказал в передаче «Концертмейстер. Мастер концерта», что статус концертмейстера должен быть совсем другим. Он его определил как «педагог-репетитор», или, как на западе называют, «коуч». Учитывая, что Александр Зиновьевич ещё и проректор консерватории, от которого все-таки многое зависит в творческом мире, надеемся, что его мнение кто-то услышит «наверху». Но суть вопроса в чем? В том, что наши руководители, имею в виду министерских работников, не могут категорически понять, как это – в классе на одного ученика должно быть два педагога? Это недоступно их сознанию никак! Скажем, в классе на одного педагога – 30 учеников, это нормально, а вот на одного ученика – два педагога, это непонятно. Этот вопрос конечно, сложный.

-Гильдия концертмейстеров с первого года проведения конкурса «Дети играют старинную музыку» в московском Музее-Усадьбе Останкино поддержала конкурс и учредила специальные дипломы для концертмейстеров. Почему решили присоединиться к нашему проекту?

Мария Баранкина – Мы давно являемся партнерами «Арт-Центра» и газеты «Музыкальный Клондайк», и с удовольствием поддерживаем это начинание. У конкурса высокий уровень и в последнее время он широко разросся и по количеству участников, и по географическому охвату. Мы стараемся поощрять концертмейстеров, награждая их Дипломами, а в прошлом году наш Диплом получил и юный пианист, который прекрасно выступил как концертмейстер.

-Будет ли пополняться коллекция записей мастер-классов, список которой представлен на сайте Гильдии accomp.ru?

Ольга Бер –Да, конечно. На ближайшей Школе мы планируем записать все занятия и затем распространять их среди желающих. У нас большая подборка DVD, на сегодняшний день 48 мастер-классов записано! Нам звонят, пишут, покупают. Есть темы, которые особенно интересуют концертмейстеров. К примеру, явно не хватает информации и материалов по работе концертмейстера в хореографии. Этому практически нигде не учат. Многие, приходя в профессию, учатся во время работы. Нас часто спрашивают, будет ли еще мастер-класс по хореографии. И мы решили сделать такое занятие на ближайшей Школе. Расписание предстоящей Школы уже утверждено и его также можно прочитать на нашем сайте.

-О чем мечтаете на следующие 10 лет?

Ольга Бер -Мечта совершенно определенная. Нужно как-то пытаться менять социальный статус профессии. Поднять на министерском уровне, чтобы не было этого недооценивания, принижения и в материальном, и в моральном плане. Чтобы были равные права и отношения. Суть проблемы в том, что концертмейстер по-прежнему не включен в перечень музыкальных профессий. Мы так называемый «учебно-вспомогательный состав», к которому отнесены также нянечки, уборщицы, гардеробщицы. И этого закона никто не отменял, кажется, с 1934 года… Этот «шлейф» идет и у педагогов. Раньше считалось почти нормой, когда объявлялся концерт, например, Лемешева: «Романсы Чайковского поет Сергей Лемешев». Что? Один, соло? И таких примеров много. И на афишах не писали. Сейчас все-таки меньше стало таких случаев.. Но, бывает, до сих пор проскальзывают такие вещи. Пишут – солист. А он – не солист. Он – часть дуэта. Профессия Концертмейстер должна стать престижной!

Мария Баранкина – Мы принципиально в Гильдии сначала указываем в программках имя концертмейстера, а потом уже имя солиста. И поэтому на наших концертах концертмейстеры себя чувствуют по-другому. Они знают, что их слушают. И их самооценка повышается, и профессиональное мастерство растет. А это и есть та цель, к которой мы все вместе стремимся. И верим, что всё у нас ещё впереди...

Ирина ШЫМЧАК
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Кажется, что это случилось только вчера.
И боль никуда не исчезает.

Простите, но не могу не разместить здесь статью о потрясающем музыканте, добром и светлом человеке - Марии Баранкиной......

01.02.2014 МАРИИ БАРАНКИНОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ...




31 января 2014 нас постигла тяжелая невосполнимая утрата.
На 46-м году жизни скоропостижно скончалась Мария Баранкина, президент Гильдии пианистов-концертмейстеров России, пианистка и продюсер. Наш друг и коллега. Удивительно теплый, искренний, чуткий человек. Нет слов, чтобы выразить всю боль и горечь случившегося. Скорбим с близкими, родными, друзьями….
Совсем недавно, накануне 10-летия Гильдии концертмейстеров, мы встречались с Машей.
Это последнее интервью, оно было напечатано в декабрьском номере…


Светлая память!



Гильдии концертмейстеров России – 10 лет

Профессия концертмейстера - профессия особая. Для нее недостаточно простого владения инструментом, музыкального чутья и желания сотрудничества. Нужен особый дар, который позволяет не только раскрываться самому, но и помочь тому, с кем ты в ансамбле, чтобы создать в итоге плод совместного творчества, в котором будут максимально реализованы лучшие качества всех участников процесса. Кажется удивительным, что до сих пор эта профессия недостаточно оценена как коллегами по цеху (музыкантами), так и государственными мужами. Для того, чтобы повысить творческий и социальный статус, создать дополнительный стимул для профессионального роста и была создана 10 лет назад Гильдия пианистов-концертмейстеров России. В декабре 2013 года организация отмечает свой первый юбилей.

Об этом и о многом другом мы говорили с Марией Баранкиной, генеральным директором Гильдии, музыкальным продюсером, и Ольгой Бер, исполнительным директором Гильдии, концертмейстером МГК им. П.И. Чайковского.

- Как возникла Гильдия концертмейстеров, и кто был автором идеи?



Мария Баранкина - Вы будете смеяться, но мы придумали это в буфете, прямо как у Станиславского… 10 лет назад, сидя за чашкой чая, мы вдруг поняли, что – если не мы, то кто же? Мы обе концертмейстеры, это наша основная профессия. Я окончила училище (ныне колледж) при Московской Консерватории и Академию Гнесиных, а Оля – училище имени Ипполитова-Иванова и Академию Маймонида. Мы познакомились в стенах Колледжа при Консерватории, оказавшись на одной работе. Вот так, сидя и обсуждая наши творческие проблемы, мы подумали, что надо создать что-то такое объединяющее, некий профсоюз творческих людей, занимающихся одним делом. Мы пригласили в соучредители Тамару Паршину – вице-президента Рахманиновского общества вместе, на энтузиазме, придумали организацию, назвав ее Гильдией пианистов-концертмейстеров.

-Кто может стать членом Гильдии?

- Действующие концертмейстеры. Желающие присылают нам заполненную анкету, в которой, кроме имени, образования и места работы кандидаты указывают цели и задачи своего членства в Гильдии. Их профессиональный уровень мы не проверяем. Достаточно искреннего желания. Сейчас у нас около 300 членов, по всей России, от Белгорода до Петропавловска-Камчатского, из ближнего и дальнего зарубежья: из Беларуси, Украины, Германии.

-Расскажите, пожалуйста, подробнее о деятельности Гильдии.

- Для того, чтобы привлечь дополнительный интерес к профессии, повысить ее значимость, мы даем возможность музыкантам не только участвовать в наших мероприятиях, но и поделиться наболевшими вопросами. Конечно, всем помочь не можем, но какие-то проблемы, например, с трудоустройством, решаем по мере сил.

Поддерживаем детские конкурсы, например, «Юный концертмейстер», проводимые в Кисловодске и Дзержинске Нижегородской области. Сами понимаем, и прошли через это, что, главное направление обучения в нашей системе – это сольная игра. Но солистами становятся единицы. Часто пианисты – выпускники ВУЗов, начиная работать концертмейстерами, к этому морально не готовы. Но если с детства у юных музыкантов есть какой-то стимул, поддержка, и они знают, что совместное музицирование – это яркий, интереснейший творческий процесс, они приходят в нашу профессию более сознательно. Мы также поддерживаем конкурсы в разных городах, где выступают взрослые концертмейстеры. Например, давно работаем с благотворительным фондом «Наше будущее», который находится в Волгограде и организует конкурсы в Санкт-Петербурге, Минске, Сочи и других городах. Но, конечно, главный наш образовательный проект – это Школа концертмейстерского мастерства.

-Когда в этом сезоне планируете проводить Школу?

- В этом году уже в восьмой раз Школа будет проходить с 17 по 23 января 2014 года, в Концертном зале им. Н.Я. Мясковского Московской консерватории. Это цикл из недельных занятий, которые проходят ежедневно, их проводят корифеи: профессора из консерватории, Гнесинки, ведущие педагоги, в том числе и приезжающие из-за рубежа. Каждое занятие посвящено одной из тем концертмейстерского искусства. На самом старте нас поддержал Фонд «Русское исполнительское искусство», а потом мы перешли на самоокупаемость. Посещение нашей Школы для членов Гильдии и студентов бесплатное, для остальных – за небольшие деньги (одно занятие – 300 рублей). При покупке абонемента действуют скидки. Впервые в этом году мы выделяем один день для конференции. К нам приезжает много успешных концертмейстеров из регионов, которым есть о чем поговорить и чем поделиться. Главное, делаем общее дело и радуемся, когда это всем интересно. На Школах всегда создаётся особая творческая атмосфера, о чём свидетельствуют отзывы слушателей и участников.



Первым почетным членом Гильдии мы с гордостью считаем Важу Николаевича Чачаву. Он ежегодно давал на нашей Школе незабываемые, потрясающие мастер-классы. Надо заметить, что каждое занятие (мастер-класс или лекция) длится не менее 3-4 часов. Но насыщенных, эмоционально ярких уроков, какие были у Важи Николаевича, никто не пропускал. «Только что люди на люстрах не висели», мы делали иногда даже по две встречи с Мастером за одну Школу. К счастью, это все снимали на видео, есть диски, и их можно приобрести в Гильдии. Также записаны и мастер-классы других профессоров.

По окончании Школы мы вручаем свидетельства об участии тем, кто активно работал на сцене, и о прослушивании лекций и мастер-классов тем, кто посетил не менее 5 занятий из 7. Количество часов в Свидетельствах мы принципиально не записываем. Нам кажется, если наше свидетельство подписано Важей Чачавой, Александром Бондурянским, Александром Майкапаром, Марией Бер, ведущими зарубежными и российскими профессорами, количество часов тут уже вторично. Все-таки это мероприятие другого уровня. И темы совершенно разные: работа в классе вокальном, дирижерско-хоровом, оперно-симфоническом, хореографическом, джазовой импровизации, народных инструментов. Каждый раз мы пытаемся найти что-то новое. Например, тему «Совместная работа дирижер и концертмейстера при подготовке оперного или балетного спектакля» интереснейшим образом раскрыл главный дирижер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов. Он привел своих солистов и провел открытый урок. Все участники Школы увидели, как они репетируют, как наглядно происходит этот процесс.



Традиционно у нас выступает Александр Зиновьевич Бондурянский с темой «Пианист-концертмейстер в ансамбле с солистом-инструменталистом». На участие в его мастер-классах всегда выстраивается очередь из желающих. Похожая ситуация происходит и с мастер-классами «работа концертмейстера с камерно-вокальным репертуаром» Марии Наумовны Бер. Часто бывает, что для концертмейстеров из других городов мы находим солиста-иллюстратора. И были такие случаи, что возникшие дуэты продолжали и в дальнейшем творческое сотрудничество. На мастер-классах Школы концертмейстерского мастерства обычно присутствует около 100 человек, и нам кажется, что за эту зимнюю неделю происходит много интересного, полезного и запоминающегося.

Второй проект, который мы придумали – концертный цикл «Концертмейстер приглашает солиста». Именно в такой последовательности – концертмейстер имеет абсолютный карт-бланш: играть соло, в фортепианных ансамблях и, конечно, с певцами и инструменталистами.. У нас даже не концерты, а целые марафоны, но мы никому не отказываем, просто определяем конкретный срок подачи заявки и временной лимит. Концерты традиционно проводим два раза в год, в декабре и в мае. Учитывая, что в этом году в декабре наш юбилей, готовим сразу два праздничных концерта.

-С мая этого года на Радио Орфей стала выходить интересная передача – «Концертмейстер – мастер концертов».

-Да, это очень важный момент. С Радио Орфей мы начали цикл передач, который называется «Концертмейстер. Мастер концерта». Ведет его Лилия Виноградова, поэтесса, она сама из известной музыкальной семьи. Лилия нашла интересный ход в программах – не узкоспециальный разговор, а именно беседа «как бывает» – она спрашивает простые, но интересные вещи. Как артисты начинают вместе работать, кто главный, кто второстепенный, как спорят, как отбирают материал, как взаимодействуют, нужно ли детей учить музыке… И «красной нитью» в каждой передаче звучит идея значимости профессии Концертмейстера. Каждую пятницу в 15-30 эти беседы выходят в эфир. Но мы пошли дальше и сделали их «живыми» – из эфира перенесли в Камерный зал Московской Филармонии, и с сентября такие концерты-встречи проходят ежемесячно.

9 декабря приглашаем всех на Гала-концерт, посвящённый 10-летию Гильдии пианистов-концертмейстеров, в котором будут участвовать члены Гильдии из разных городов с разнообразными интересными программами. В качестве специальных гостей выступит Екатерина Мечетина с мужем, скрипачом Евгением Стембольским. Поздравить нас придут и маститый Левон Оганезов, и юные концертмейстеры. Второй юбилейный вечер состоится 15 декабря в Мерзляковке (Колледже при консерватории), где пройдёт наш традиционный концерт цикла «Концертмейстер приглашает солиста», и где у нас всегда свободный вход.

-Что-нибудь изменилось за 10 лет в лучшую сторону для концертмейстеров?

-Хочется верить, что да. Гильдия ли помогла, жизнь ли изменилась… Появилось больше информационных возможностей, ярче проявилась конкуренция. А это означает, что приходят не те, кто не состоялся как солист, а те, кто в этой профессии развиваются сознательно, стараются соответствовать уровню. Раньше на концертмейстеров вообще мало обращали внимание. «У рояля то же, что и раньше…» - как в «Необыкновенном концерте». Однако солисты без нас не могут, педагоги без нас не могут, мы полноправные участники процесса.

Но проблемы есть и остаются, социального и юридического характера. И государственная оплата никак не соответствует, и необходимые домашние занятия никто не учитывает...



Ольга Бер– Есть и хорошие моменты, не зря десять лет прошли. Изнутри вижу, что у нас что-то происходит. Каким-то косвенным влиянием нашей концертмейстерской школы стало то, что организуются курсы повышения квалификации концертмейстеров в разных регионах. Так, например, недавно прошла огромная Школа в Перми. Концертмейстер, член нашей Гильдии Ольга Перетягина, которая много лет ездила на нашу Школу, «пропиталась» атмосферой, увидела, что профессионализм слушателей и участников растет как на дрожжах, смогла на месте организовать людей. Более 80 концертмейстеров со всего пермского края присутствовали на курсах. Только что прошли мастер-классы для концертмейстеров в Улан-Удэ. И это– следствие нашей Школы. Дело в том, что у нас есть группа активно приезжающих из Улан-Удэ концертмейстеров. Они смогли заинтересовать своих коллег, и по нашей рекомендации пригласить пианиста и педагога Максима Пурыжинского провести мастер-классы по работе концертмейстера с инструменталистами. Если я не ошибаюсь, в этом крае это беспрецедентный случай, такого рода курсы проводились в первый раз. Причем был охвачен весь регион.

А социальные проблемы – это то, что сложно сдвинуть. С этим надо работать. На государственном уровне мало что изменилось. И многое зависит от конкретных руководителей на местах, которые распределяют нагрузки, зарплаты, от того, понимает ли руководитель, насколько концертмейстер важен. Где-то, к сожалению, опять по школам, по регионам есть ухудшение положения, неравные права с педагогами по количеству часов на ставку. Этот вопрос мы пытаемся поднимать, пока больше на разговорном уровне. Александр Зиновьевич Бондурянский, замечательный пианист, ансамблист, профессор Московской консерватории, яркая творческая личность, сказал в передаче «Концертмейстер. Мастер концерта», что статус концертмейстера должен быть совсем другим. Он его определил как «педагог-репетитор», или, как на западе называют, «коуч». Учитывая, что Александр Зиновьевич ещё и проректор консерватории, от которого все-таки многое зависит в творческом мире, надеемся, что его мнение кто-то услышит «наверху». Но суть вопроса в чем? В том, что наши руководители, имею в виду министерских работников, не могут категорически понять, как это – в классе на одного ученика должно быть два педагога? Это недоступно их сознанию никак! Скажем, в классе на одного педагога – 30 учеников, это нормально, а вот на одного ученика – два педагога, это непонятно. Этот вопрос конечно, сложный.

-Гильдия концертмейстеров с первого года проведения конкурса «Дети играют старинную музыку» в московском Музее-Усадьбе Останкино поддержала конкурс и учредила специальные дипломы для концертмейстеров. Почему решили присоединиться к нашему проекту?

Мария Баранкина – Мы давно являемся партнерами «Арт-Центра» и газеты «Музыкальный Клондайк», и с удовольствием поддерживаем это начинание. У конкурса высокий уровень и в последнее время он широко разросся и по количеству участников, и по географическому охвату. Мы стараемся поощрять концертмейстеров, награждая их Дипломами, а в прошлом году наш Диплом получил и юный пианист, который прекрасно выступил как концертмейстер.

-Будет ли пополняться коллекция записей мастер-классов, список которой представлен на сайте Гильдии accomp.ru?

Ольга Бер –Да, конечно. На ближайшей Школе мы планируем записать все занятия и затем распространять их среди желающих. У нас большая подборка DVD, на сегодняшний день 48 мастер-классов записано! Нам звонят, пишут, покупают. Есть темы, которые особенно интересуют концертмейстеров. К примеру, явно не хватает информации и материалов по работе концертмейстера в хореографии. Этому практически нигде не учат. Многие, приходя в профессию, учатся во время работы. Нас часто спрашивают, будет ли еще мастер-класс по хореографии. И мы решили сделать такое занятие на ближайшей Школе. Расписание предстоящей Школы уже утверждено и его также можно прочитать на нашем сайте.

-О чем мечтаете на следующие 10 лет?

Ольга Бер -Мечта совершенно определенная. Нужно как-то пытаться менять социальный статус профессии. Поднять на министерском уровне, чтобы не было этого недооценивания, принижения и в материальном, и в моральном плане. Чтобы были равные права и отношения. Суть проблемы в том, что концертмейстер по-прежнему не включен в перечень музыкальных профессий. Мы так называемый «учебно-вспомогательный состав», к которому отнесены также нянечки, уборщицы, гардеробщицы. И этого закона никто не отменял, кажется, с 1934 года… Этот «шлейф» идет и у педагогов. Раньше считалось почти нормой, когда объявлялся концерт, например, Лемешева: «Романсы Чайковского поет Сергей Лемешев». Что? Один, соло? И таких примеров много. И на афишах не писали. Сейчас все-таки меньше стало таких случаев.. Но, бывает, до сих пор проскальзывают такие вещи. Пишут – солист. А он – не солист. Он – часть дуэта. Профессия Концертмейстер должна стать престижной!

Мария Баранкина – Мы принципиально в Гильдии сначала указываем в программках имя концертмейстера, а потом уже имя солиста. И поэтому на наших концертах концертмейстеры себя чувствуют по-другому. Они знают, что их слушают. И их самооценка повышается, и профессиональное мастерство растет. А это и есть та цель, к которой мы все вместе стремимся. И верим, что всё у нас ещё впереди...

Ирина ШЫМЧАК
Наташа, спасибо большое!) ничего не знала об этой гильдии. О школе, & они проводят. У нас в школе тоже есть и областные, и международный конкурсы юных концертмейстеров. С Александром Зиновьевичем познакомилась в Юрмале, отдыхая у общих друзей, еще 3 года назад говорили с ним о повышении престижности специальности концертмейстеров, о переименовании должности (педагог-репетитор), об абсурдных ситуациях при аттестации концертмейстеров. Но что-то ничего не меняется;(
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Наташа, спасибо большое!) ничего не знала об этой гильдии. О школе, & они проводят. У нас в школе тоже есть и областные, и международный конкурсы юных концертмейстеров. С Александром Зиновьевичем познакомилась в Юрмале, отдыхая у общих друзей, еще 3 года назад говорили с ним о повышении престижности специальности концертмейстеров, о переименовании должности (педагог-репетитор), об абсурдных ситуациях при аттестации концертмейстеров. Но что-то ничего не меняется;(
Аня, у нас если что-то и меняется, то не в ту сторону, в которую хотелось... Именно поэтому так бесценно то, что смогла задумать и воплотить Мария - Гильдию концертмейстеров, которая так необходима многим музыкантам в разных городах!
Если заинтересует, то можно зайти к ним на сайт, почитать, они вообще очень открытые и дружелюбные люди...
И это - тоже счастье, что, несмотря ни на что, а порой и вопреки, можно воплотить свою мечту, которая настолько значима для многих...
И, дай Бог, Гильдия концертмейстеров будет "выполнять" своё предназначение и дальше, помогая, решая вопросы и проблемы....
 

Qwerty

Участник
Кажется, что это случилось только вчера.
И боль никуда не исчезает.

Простите, но не могу не разместить здесь статью о потрясающем музыканте, добром и светлом человеке - Марии Баранкиной......

01.02.2014 МАРИИ БАРАНКИНОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ...




31 января 2014 нас постигла тяжелая невосполнимая утрата.
На 46-м году жизни скоропостижно скончалась Мария Баранкина, президент Гильдии пианистов-концертмейстеров России, пианистка и продюсер. Наш друг и коллега. Удивительно теплый, искренний, чуткий человек. Нет слов, чтобы выразить всю боль и горечь случившегося. Скорбим с близкими, родными, друзьями….
Совсем недавно, накануне 10-летия Гильдии концертмейстеров, мы встречались с Машей.
Это последнее интервью, оно было напечатано в декабрьском номере…


Светлая память!



Гильдии концертмейстеров России – 10 лет

Профессия концертмейстера - профессия особая. Для нее недостаточно простого владения инструментом, музыкального чутья и желания сотрудничества. Нужен особый дар, который позволяет не только раскрываться самому, но и помочь тому, с кем ты в ансамбле, чтобы создать в итоге плод совместного творчества, в котором будут максимально реализованы лучшие качества всех участников процесса. Кажется удивительным, что до сих пор эта профессия недостаточно оценена как коллегами по цеху (музыкантами), так и государственными мужами. Для того, чтобы повысить творческий и социальный статус, создать дополнительный стимул для профессионального роста и была создана 10 лет назад Гильдия пианистов-концертмейстеров России. В декабре 2013 года организация отмечает свой первый юбилей.

Об этом и о многом другом мы говорили с Марией Баранкиной, генеральным директором Гильдии, музыкальным продюсером, и Ольгой Бер, исполнительным директором Гильдии, концертмейстером МГК им. П.И. Чайковского.

- Как возникла Гильдия концертмейстеров, и кто был автором идеи?



Мария Баранкина - Вы будете смеяться, но мы придумали это в буфете, прямо как у Станиславского… 10 лет назад, сидя за чашкой чая, мы вдруг поняли, что – если не мы, то кто же? Мы обе концертмейстеры, это наша основная профессия. Я окончила училище (ныне колледж) при Московской Консерватории и Академию Гнесиных, а Оля – училище имени Ипполитова-Иванова и Академию Маймонида. Мы познакомились в стенах Колледжа при Консерватории, оказавшись на одной работе. Вот так, сидя и обсуждая наши творческие проблемы, мы подумали, что надо создать что-то такое объединяющее, некий профсоюз творческих людей, занимающихся одним делом. Мы пригласили в соучредители Тамару Паршину – вице-президента Рахманиновского общества вместе, на энтузиазме, придумали организацию, назвав ее Гильдией пианистов-концертмейстеров.

-Кто может стать членом Гильдии?

- Действующие концертмейстеры. Желающие присылают нам заполненную анкету, в которой, кроме имени, образования и места работы кандидаты указывают цели и задачи своего членства в Гильдии. Их профессиональный уровень мы не проверяем. Достаточно искреннего желания. Сейчас у нас около 300 членов, по всей России, от Белгорода до Петропавловска-Камчатского, из ближнего и дальнего зарубежья: из Беларуси, Украины, Германии.

-Расскажите, пожалуйста, подробнее о деятельности Гильдии.

- Для того, чтобы привлечь дополнительный интерес к профессии, повысить ее значимость, мы даем возможность музыкантам не только участвовать в наших мероприятиях, но и поделиться наболевшими вопросами. Конечно, всем помочь не можем, но какие-то проблемы, например, с трудоустройством, решаем по мере сил.

Поддерживаем детские конкурсы, например, «Юный концертмейстер», проводимые в Кисловодске и Дзержинске Нижегородской области. Сами понимаем, и прошли через это, что, главное направление обучения в нашей системе – это сольная игра. Но солистами становятся единицы. Часто пианисты – выпускники ВУЗов, начиная работать концертмейстерами, к этому морально не готовы. Но если с детства у юных музыкантов есть какой-то стимул, поддержка, и они знают, что совместное музицирование – это яркий, интереснейший творческий процесс, они приходят в нашу профессию более сознательно. Мы также поддерживаем конкурсы в разных городах, где выступают взрослые концертмейстеры. Например, давно работаем с благотворительным фондом «Наше будущее», который находится в Волгограде и организует конкурсы в Санкт-Петербурге, Минске, Сочи и других городах. Но, конечно, главный наш образовательный проект – это Школа концертмейстерского мастерства.

-Когда в этом сезоне планируете проводить Школу?

- В этом году уже в восьмой раз Школа будет проходить с 17 по 23 января 2014 года, в Концертном зале им. Н.Я. Мясковского Московской консерватории. Это цикл из недельных занятий, которые проходят ежедневно, их проводят корифеи: профессора из консерватории, Гнесинки, ведущие педагоги, в том числе и приезжающие из-за рубежа. Каждое занятие посвящено одной из тем концертмейстерского искусства. На самом старте нас поддержал Фонд «Русское исполнительское искусство», а потом мы перешли на самоокупаемость. Посещение нашей Школы для членов Гильдии и студентов бесплатное, для остальных – за небольшие деньги (одно занятие – 300 рублей). При покупке абонемента действуют скидки. Впервые в этом году мы выделяем один день для конференции. К нам приезжает много успешных концертмейстеров из регионов, которым есть о чем поговорить и чем поделиться. Главное, делаем общее дело и радуемся, когда это всем интересно. На Школах всегда создаётся особая творческая атмосфера, о чём свидетельствуют отзывы слушателей и участников.



Первым почетным членом Гильдии мы с гордостью считаем Важу Николаевича Чачаву. Он ежегодно давал на нашей Школе незабываемые, потрясающие мастер-классы. Надо заметить, что каждое занятие (мастер-класс или лекция) длится не менее 3-4 часов. Но насыщенных, эмоционально ярких уроков, какие были у Важи Николаевича, никто не пропускал. «Только что люди на люстрах не висели», мы делали иногда даже по две встречи с Мастером за одну Школу. К счастью, это все снимали на видео, есть диски, и их можно приобрести в Гильдии. Также записаны и мастер-классы других профессоров.

По окончании Школы мы вручаем свидетельства об участии тем, кто активно работал на сцене, и о прослушивании лекций и мастер-классов тем, кто посетил не менее 5 занятий из 7. Количество часов в Свидетельствах мы принципиально не записываем. Нам кажется, если наше свидетельство подписано Важей Чачавой, Александром Бондурянским, Александром Майкапаром, Марией Бер, ведущими зарубежными и российскими профессорами, количество часов тут уже вторично. Все-таки это мероприятие другого уровня. И темы совершенно разные: работа в классе вокальном, дирижерско-хоровом, оперно-симфоническом, хореографическом, джазовой импровизации, народных инструментов. Каждый раз мы пытаемся найти что-то новое. Например, тему «Совместная работа дирижер и концертмейстера при подготовке оперного или балетного спектакля» интереснейшим образом раскрыл главный дирижер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов. Он привел своих солистов и провел открытый урок. Все участники Школы увидели, как они репетируют, как наглядно происходит этот процесс.



Традиционно у нас выступает Александр Зиновьевич Бондурянский с темой «Пианист-концертмейстер в ансамбле с солистом-инструменталистом». На участие в его мастер-классах всегда выстраивается очередь из желающих. Похожая ситуация происходит и с мастер-классами «работа концертмейстера с камерно-вокальным репертуаром» Марии Наумовны Бер. Часто бывает, что для концертмейстеров из других городов мы находим солиста-иллюстратора. И были такие случаи, что возникшие дуэты продолжали и в дальнейшем творческое сотрудничество. На мастер-классах Школы концертмейстерского мастерства обычно присутствует около 100 человек, и нам кажется, что за эту зимнюю неделю происходит много интересного, полезного и запоминающегося.

Второй проект, который мы придумали – концертный цикл «Концертмейстер приглашает солиста». Именно в такой последовательности – концертмейстер имеет абсолютный карт-бланш: играть соло, в фортепианных ансамблях и, конечно, с певцами и инструменталистами.. У нас даже не концерты, а целые марафоны, но мы никому не отказываем, просто определяем конкретный срок подачи заявки и временной лимит. Концерты традиционно проводим два раза в год, в декабре и в мае. Учитывая, что в этом году в декабре наш юбилей, готовим сразу два праздничных концерта.

-С мая этого года на Радио Орфей стала выходить интересная передача – «Концертмейстер – мастер концертов».

-Да, это очень важный момент. С Радио Орфей мы начали цикл передач, который называется «Концертмейстер. Мастер концерта». Ведет его Лилия Виноградова, поэтесса, она сама из известной музыкальной семьи. Лилия нашла интересный ход в программах – не узкоспециальный разговор, а именно беседа «как бывает» – она спрашивает простые, но интересные вещи. Как артисты начинают вместе работать, кто главный, кто второстепенный, как спорят, как отбирают материал, как взаимодействуют, нужно ли детей учить музыке… И «красной нитью» в каждой передаче звучит идея значимости профессии Концертмейстера. Каждую пятницу в 15-30 эти беседы выходят в эфир. Но мы пошли дальше и сделали их «живыми» – из эфира перенесли в Камерный зал Московской Филармонии, и с сентября такие концерты-встречи проходят ежемесячно.

9 декабря приглашаем всех на Гала-концерт, посвящённый 10-летию Гильдии пианистов-концертмейстеров, в котором будут участвовать члены Гильдии из разных городов с разнообразными интересными программами. В качестве специальных гостей выступит Екатерина Мечетина с мужем, скрипачом Евгением Стембольским. Поздравить нас придут и маститый Левон Оганезов, и юные концертмейстеры. Второй юбилейный вечер состоится 15 декабря в Мерзляковке (Колледже при консерватории), где пройдёт наш традиционный концерт цикла «Концертмейстер приглашает солиста», и где у нас всегда свободный вход.

-Что-нибудь изменилось за 10 лет в лучшую сторону для концертмейстеров?

-Хочется верить, что да. Гильдия ли помогла, жизнь ли изменилась… Появилось больше информационных возможностей, ярче проявилась конкуренция. А это означает, что приходят не те, кто не состоялся как солист, а те, кто в этой профессии развиваются сознательно, стараются соответствовать уровню. Раньше на концертмейстеров вообще мало обращали внимание. «У рояля то же, что и раньше…» - как в «Необыкновенном концерте». Однако солисты без нас не могут, педагоги без нас не могут, мы полноправные участники процесса.

Но проблемы есть и остаются, социального и юридического характера. И государственная оплата никак не соответствует, и необходимые домашние занятия никто не учитывает...



Ольга Бер– Есть и хорошие моменты, не зря десять лет прошли. Изнутри вижу, что у нас что-то происходит. Каким-то косвенным влиянием нашей концертмейстерской школы стало то, что организуются курсы повышения квалификации концертмейстеров в разных регионах. Так, например, недавно прошла огромная Школа в Перми. Концертмейстер, член нашей Гильдии Ольга Перетягина, которая много лет ездила на нашу Школу, «пропиталась» атмосферой, увидела, что профессионализм слушателей и участников растет как на дрожжах, смогла на месте организовать людей. Более 80 концертмейстеров со всего пермского края присутствовали на курсах. Только что прошли мастер-классы для концертмейстеров в Улан-Удэ. И это– следствие нашей Школы. Дело в том, что у нас есть группа активно приезжающих из Улан-Удэ концертмейстеров. Они смогли заинтересовать своих коллег, и по нашей рекомендации пригласить пианиста и педагога Максима Пурыжинского провести мастер-классы по работе концертмейстера с инструменталистами. Если я не ошибаюсь, в этом крае это беспрецедентный случай, такого рода курсы проводились в первый раз. Причем был охвачен весь регион.

А социальные проблемы – это то, что сложно сдвинуть. С этим надо работать. На государственном уровне мало что изменилось. И многое зависит от конкретных руководителей на местах, которые распределяют нагрузки, зарплаты, от того, понимает ли руководитель, насколько концертмейстер важен. Где-то, к сожалению, опять по школам, по регионам есть ухудшение положения, неравные права с педагогами по количеству часов на ставку. Этот вопрос мы пытаемся поднимать, пока больше на разговорном уровне. Александр Зиновьевич Бондурянский, замечательный пианист, ансамблист, профессор Московской консерватории, яркая творческая личность, сказал в передаче «Концертмейстер. Мастер концерта», что статус концертмейстера должен быть совсем другим. Он его определил как «педагог-репетитор», или, как на западе называют, «коуч». Учитывая, что Александр Зиновьевич ещё и проректор консерватории, от которого все-таки многое зависит в творческом мире, надеемся, что его мнение кто-то услышит «наверху». Но суть вопроса в чем? В том, что наши руководители, имею в виду министерских работников, не могут категорически понять, как это – в классе на одного ученика должно быть два педагога? Это недоступно их сознанию никак! Скажем, в классе на одного педагога – 30 учеников, это нормально, а вот на одного ученика – два педагога, это непонятно. Этот вопрос конечно, сложный.

-Гильдия концертмейстеров с первого года проведения конкурса «Дети играют старинную музыку» в московском Музее-Усадьбе Останкино поддержала конкурс и учредила специальные дипломы для концертмейстеров. Почему решили присоединиться к нашему проекту?

Мария Баранкина – Мы давно являемся партнерами «Арт-Центра» и газеты «Музыкальный Клондайк», и с удовольствием поддерживаем это начинание. У конкурса высокий уровень и в последнее время он широко разросся и по количеству участников, и по географическому охвату. Мы стараемся поощрять концертмейстеров, награждая их Дипломами, а в прошлом году наш Диплом получил и юный пианист, который прекрасно выступил как концертмейстер.

-Будет ли пополняться коллекция записей мастер-классов, список которой представлен на сайте Гильдии accomp.ru?

Ольга Бер –Да, конечно. На ближайшей Школе мы планируем записать все занятия и затем распространять их среди желающих. У нас большая подборка DVD, на сегодняшний день 48 мастер-классов записано! Нам звонят, пишут, покупают. Есть темы, которые особенно интересуют концертмейстеров. К примеру, явно не хватает информации и материалов по работе концертмейстера в хореографии. Этому практически нигде не учат. Многие, приходя в профессию, учатся во время работы. Нас часто спрашивают, будет ли еще мастер-класс по хореографии. И мы решили сделать такое занятие на ближайшей Школе. Расписание предстоящей Школы уже утверждено и его также можно прочитать на нашем сайте.

-О чем мечтаете на следующие 10 лет?

Ольга Бер -Мечта совершенно определенная. Нужно как-то пытаться менять социальный статус профессии. Поднять на министерском уровне, чтобы не было этого недооценивания, принижения и в материальном, и в моральном плане. Чтобы были равные права и отношения. Суть проблемы в том, что концертмейстер по-прежнему не включен в перечень музыкальных профессий. Мы так называемый «учебно-вспомогательный состав», к которому отнесены также нянечки, уборщицы, гардеробщицы. И этого закона никто не отменял, кажется, с 1934 года… Этот «шлейф» идет и у педагогов. Раньше считалось почти нормой, когда объявлялся концерт, например, Лемешева: «Романсы Чайковского поет Сергей Лемешев». Что? Один, соло? И таких примеров много. И на афишах не писали. Сейчас все-таки меньше стало таких случаев.. Но, бывает, до сих пор проскальзывают такие вещи. Пишут – солист. А он – не солист. Он – часть дуэта. Профессия Концертмейстер должна стать престижной!

Мария Баранкина – Мы принципиально в Гильдии сначала указываем в программках имя концертмейстера, а потом уже имя солиста. И поэтому на наших концертах концертмейстеры себя чувствуют по-другому. Они знают, что их слушают. И их самооценка повышается, и профессиональное мастерство растет. А это и есть та цель, к которой мы все вместе стремимся. И верим, что всё у нас ещё впереди...

Ирина ШЫМЧАК
Наталья , поставить нравится не поднялась рука! Светлая память,прекрасный был человек! Очень рано ушла
 

Qwerty

Участник
Я опоздал, уже есть отдельная тема,но я выбрал все про конкурс)! В чем-то повторюсь, с отдельно созданной страничкой! но кто не успел прочитать может здесь прочтет.

Элисо Вирсаладзе: «Не надо упрекать молодых за то, что они уезжают и не возвращаются"
– Был ли вам интересен последний конкурс имени Чайковского?


– Совершенно неинтересен, и я считаю катастрофой то, что с ним происходит. Это все-таки конкурс имени Чайковского, а не Гергиева и примкнувшего к нему Мацуева.

И когда на конкурсе Чайковского плохо играется Чайковский, и даже Даниил Трифонов, мною очень ценимый, играет на открытии конкурса вторую и третью части Первого концерта из рук вон неудачно… я понимаю, что у каждого свой график, и он перегружен концертами, переездами. Но когда вы заранее знаете, что будете выступать на открытии, вы должны играть немножко по-другому.

По вашей реакции не скажешь, будто конкурс вам неинтересен.

– Я не была в Москве в это время, мне показывали записи мои студенты. Благодаря каналу Medici вполне можно судить о том, что происходило.

Сам по себе уровень трансляции был колоссальным, но меня удивляли комментарии, которые это сопровождали, их невозможно слушать. Почему, например, наши бывшие соотечественники, хорошо говорящие по-русски, говорят по-английски через переводчика, если уж приехали в Россию? И почему выступления комментируют некомпетентные люди?

Было бы нечестно с моей стороны говорить о том, кто как играл, я мало кого слушала. Но то, что я слышала на финале, было большим разочарованием.



Элисо Вирсаладзе
– В 2002 году вы были членом жюри конкурса Чайковского и не подписали итоговый протокол. Тем не менее Владимир Крайнев, возглавлявший жюри, именно вас приводил в пример как принципиального судью, не делающего скидок своим ученикам…

– Этот конкурс был злосчастным для меня, я стала довольно популярной из-за того, что я не подписала протокол, но, поверьте, это не потому, что мне хотелось каким-то образом выделиться, я таких афронтов не делаю. Но я счастлива, что после этого столкновения мы с Володей остались добрыми друзьями. То, что сегодня его нету с нами, колоссальная потеря, которую невозможно возместить.

– Конкурсы сегодня – это конвейер или место для творчества на них все же остается? Так, вы называли конкурс имени Клайберна коммерческой авантюрой, но очень хорошо отзывались о Вадиме Холоденко, который его выиграл.

– Да, я счастлива, что такой пианист победил, как я счастлива была в свое время, что этот конкурс выиграл совершенно не конкурсный пианист Раду Лупу. Бывают вдруг такие необязательные закономерности, когда выигрывает достойный.

Не то чтобы я себя считала эталонным членом жюри, но мне всегда интересны исполнители, которым есть что сказать слушателю и при этом они высокопрофессиональны. Бывают исполнители, которые вроде бы хорошо умеют говорить с публикой, они даже фамильярны с ней, но непрофессиональны. Когда таких пианистов или скрипачей поддерживает жюри, я категорически против.

Колоссальное упущение государства – давать недостаточно денег на культуру: это неблагодарная тема, она не дает плодов сразу.

В свое время в Финляндии была сформулирована государственная задача – финансировать музыкальное образование. А сегодня из этой маленькой страны выросло такое количество дирижеров, исполнителей, композиторов!

И наше государство должно понимать, что, если нет такой помощи, не надо упрекать молодых за то, что они уезжают и не возвращаются.

– При этом конкурс Чайковского финансировался весьма серьезно.


– Я в ужасе от этого. Сколько на эти деньги можно было бы сделать для музыкальных школ! Уже не говорю о том, чтобы создать постоянно действующий фонд в поддержку молодых музыкантов, а то в консерватории стипендия – 3 000 рублей. И когда думаешь о гонорарах членов жюри, это всё несерьезно.Не говоря уже о первом туре конкурса… Одним из тех, кого я слушала, был очень уважаемый мною Юрий Фаворин. Удачно он играл или нет, это большая личность, и не пропустить его во второй тур – за это стыдно должно быть членам жюри.

Правда, на третьем туре Лукас Генюшас играл Второй концерт Чайковского – и очень достойно. По сравнению с другими финалистами он был одним из лучших. Я также слушала виолончелистов и считаю, что Александр Бузлов заслуживает более высокой премии.
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
30 октября 2015
Вера Носина: Высшая школа музыки – золотой фонд республики!

SakhaLife.ru
С 14 по 17 октября 2015 года в Высшей школе музыки РС (Я) прошел республиканский семинар «О значении наследия И.С. Баха в формировании полифонического мышления музыканта-профессионала». В программе семинара были лекции и мастер – классы профессора Российской Академии музыки им. Гнесиных, заслуженного деятеля культуры Киргизии, лауреата международных конкурсов, члена жюри многих международных конкурсов в Германии, Испании, Франции, Италии, Австрии, Польше, Литве, России — Веры Борисовны НОСИНОЙ. О роли и значении Высшей школы музыки в музыкальной жизни республики, о международном конкурсе П.И. Чайковского — эти и другие темы в нашей беседе с Верой Борисовной.

Здравствуйте, Вера Борисовна. Во-первых, с приездом Вас, и разрешите задать Вам несколько интересующих нас вопросов. Скажите пожалуйста, как по Вашему мнению прошел нынешний конкурс П.И. Чайковского? Справедливо ли были распределены призовые места?

-Мне кажется, достаточно справедливо, потому что Дмитрий Маслеев очень выделился, особенно, когда играл концерт Прокофьева в финале. Очень понравились Джордж Ли, Лукас Генюшас и Люка Дебарг. Жалко, что Дебарг оказался немножко далеко, он получил четвертую премию. На первых двух турах он показал необыкновенную игру. Ему не повезло играть финал с оркестром, потому что оркестр был не очень готов, и они сами в этом признавались. Джордж Ли — очень яркий виртуозный пианист. В целом конкурс очень интересный и, по-моему, он прошёл на очень высоком уровне.
— А что Вы скажете про пианистов, которые не дошли до финала? Например, про таких замечательных пианистов, как Медведев и Фаворин.

-Да, безусловно, это замечательные пианисты. И мне не совсем понятно почему они не прошли. Мне запомнилось чудесное исполнение Медведевым концерта Моцарта. Но вот бывают такие странности. Жалко конечно, но всех пропустить нельзя. Приходится кем-то жертвовать.
-Вера Борисовна, Вы — наш частый гость, и поэтому наверняка в курсе многих наших школьных дел. Скажите пожалуйста, какова роль, на ваш взгляд, нашей школы в музыкальной жизни республики?
-Высшая школа музыки имеет грандиозное значение в музыкальной жизни республики.

Во-первых, в школе очень высокий уровень. Во-вторых, это центральное учебное заведение для всей республики, да и на востоке страны, которое выпускает замечательные кадры. Без Высшей школы музыки культурная жизнь республики не имела бы подпитки и постепенно заглохла бы. Высшая школа музыки — это яркое культурное явление, золотой фонд республики и ее уникальное преимущество перед другими регионами. И поэтому всеми силами нужно поддерживать ВШМ. Ваши детки все прекрасно воспитаны, имеют широкий кругозор и яркое мышление.

— А что Вы скажете о работе кафедры специального фортепиано?

-То, что я слышала всегда и на лекциях, как реагируют люди, по-моему, деятельность кафедры трудно переоценить. Организуются всевозможные прослушивания, конкурсы, мастер- классы. И вот эта живая, интеллектуальная и профессиональная жизнь построена просто изумительно. Честно говоря, я сама позавидовала такой интенсивности. Юнона Михайловна Упхолова, можно сказать, творческий центр кафедры, она организует самые интересные мероприятия, собирает своей энергией и профессионализмом, тем самым поднимает вверх по ступенькам мастерства.

-Вера Борисовна, каков нынешний уровень музыкального образования в стране? Велика ли разница Москвы и Санкт-Петербурга от остальной части России?

-Безусловно, Москва и Петербург — сильнейшие образовательные школы страны. Но сами по себе они не могут питаться своими силами, они могут питаться тем, что представляет вся Россия. И в частности, Российская Академия музыки им. Гнесиных всегда с радостью ждет абитуриентов из Якутии. Это такие замечательные выпускники, как Александр Корякин и Наталья Зюзина. Сейчас у меня учится Валерия Бугаева, она выделяется особым отношением к своему делу, она очень хорошо развита, видно, что человек старается. Это очень важные качества. Вообще, Сибирь — очень сильный талантами регион. Вспомните, кто прошёл во второй тур конкурса Чайковского? Это все мальчики родом из Сибири, кроме Генюшаса.

-В этом году юбилей у таких великих композиторов как И. Бах, Г. Гендель и Д. Скарлатти. Какова роль этих композиторов в развитии музыки в общем и развитии клавирного искусства в частности?

Все эти три композитора, которых Вы назвали, определили пути развития европейской музыки на столетия вперёд. На их базе выросло европейское музыкальное искусство. Это, так сказать, «творческие дрожжи», это базис, грунт, основа того, на чем держится музыкальное искусство современности. Так что их роль безмерна, это великие гении, которых нам даровала природа и большое счастье, что они заложили такие основы.

Спасибо, Вера Борисовна.



Беседу вёл Слепцов Алексей,

Преподаватель кафедры специального фортепиано

Высшей школы музыки РС (Я)
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
30 октября 2015
Вера Носина: Высшая школа музыки – золотой фонд республики!

SakhaLife.ru
С 14 по 17 октября 2015 года в Высшей школе музыки РС (Я) прошел республиканский семинар «О значении наследия И.С. Баха в формировании полифонического мышления музыканта-профессионала». В программе семинара были лекции и мастер – классы профессора Российской Академии музыки им. Гнесиных, заслуженного деятеля культуры Киргизии, лауреата международных конкурсов, члена жюри многих международных конкурсов в Германии, Испании, Франции, Италии, Австрии, Польше, Литве, России — Веры Борисовны НОСИНОЙ. О роли и значении Высшей школы музыки в музыкальной жизни республики, о международном конкурсе П.И. Чайковского — эти и другие темы в нашей беседе с Верой Борисовной.

Здравствуйте, Вера Борисовна. Во-первых, с приездом Вас, и разрешите задать Вам несколько интересующих нас вопросов. Скажите пожалуйста, как по Вашему мнению прошел нынешний конкурс П.И. Чайковского? Справедливо ли были распределены призовые места?

-Мне кажется, достаточно справедливо, потому что Дмитрий Маслеев очень выделился, особенно, когда играл концерт Прокофьева в финале. Очень понравились Джордж Ли, Лукас Генюшас и Люка Дебарг. Жалко, что Дебарг оказался немножко далеко, он получил четвертую премию. На первых двух турах он показал необыкновенную игру. Ему не повезло играть финал с оркестром, потому что оркестр был не очень готов, и они сами в этом признавались. Джордж Ли — очень яркий виртуозный пианист. В целом конкурс очень интересный и, по-моему, он прошёл на очень высоком уровне.
— А что Вы скажете про пианистов, которые не дошли до финала? Например, про таких замечательных пианистов, как Медведев и Фаворин.

-Да, безусловно, это замечательные пианисты. И мне не совсем понятно почему они не прошли. Мне запомнилось чудесное исполнение Медведевым концерта Моцарта. Но вот бывают такие странности. Жалко конечно, но всех пропустить нельзя. Приходится кем-то жертвовать.
-Вера Борисовна, Вы — наш частый гость, и поэтому наверняка в курсе многих наших школьных дел. Скажите пожалуйста, какова роль, на ваш взгляд, нашей школы в музыкальной жизни республики?
-Высшая школа музыки имеет грандиозное значение в музыкальной жизни республики.

Во-первых, в школе очень высокий уровень. Во-вторых, это центральное учебное заведение для всей республики, да и на востоке страны, которое выпускает замечательные кадры. Без Высшей школы музыки культурная жизнь республики не имела бы подпитки и постепенно заглохла бы. Высшая школа музыки — это яркое культурное явление, золотой фонд республики и ее уникальное преимущество перед другими регионами. И поэтому всеми силами нужно поддерживать ВШМ. Ваши детки все прекрасно воспитаны, имеют широкий кругозор и яркое мышление.

— А что Вы скажете о работе кафедры специального фортепиано?

-То, что я слышала всегда и на лекциях, как реагируют люди, по-моему, деятельность кафедры трудно переоценить. Организуются всевозможные прослушивания, конкурсы, мастер- классы. И вот эта живая, интеллектуальная и профессиональная жизнь построена просто изумительно. Честно говоря, я сама позавидовала такой интенсивности. Юнона Михайловна Упхолова, можно сказать, творческий центр кафедры, она организует самые интересные мероприятия, собирает своей энергией и профессионализмом, тем самым поднимает вверх по ступенькам мастерства.

-Вера Борисовна, каков нынешний уровень музыкального образования в стране? Велика ли разница Москвы и Санкт-Петербурга от остальной части России?

-Безусловно, Москва и Петербург — сильнейшие образовательные школы страны. Но сами по себе они не могут питаться своими силами, они могут питаться тем, что представляет вся Россия. И в частности, Российская Академия музыки им. Гнесиных всегда с радостью ждет абитуриентов из Якутии. Это такие замечательные выпускники, как Александр Корякин и Наталья Зюзина. Сейчас у меня учится Валерия Бугаева, она выделяется особым отношением к своему делу, она очень хорошо развита, видно, что человек старается. Это очень важные качества. Вообще, Сибирь — очень сильный талантами регион. Вспомните, кто прошёл во второй тур конкурса Чайковского? Это все мальчики родом из Сибири, кроме Генюшаса.

-В этом году юбилей у таких великих композиторов как И. Бах, Г. Гендель и Д. Скарлатти. Какова роль этих композиторов в развитии музыки в общем и развитии клавирного искусства в частности?

Все эти три композитора, которых Вы назвали, определили пути развития европейской музыки на столетия вперёд. На их базе выросло европейское музыкальное искусство. Это, так сказать, «творческие дрожжи», это базис, грунт, основа того, на чем держится музыкальное искусство современности. Так что их роль безмерна, это великие гении, которых нам даровала природа и большое счастье, что они заложили такие основы.

Спасибо, Вера Борисовна.



Беседу вёл Слепцов Алексей,

Преподаватель кафедры специального фортепиано

Высшей школы музыки РС (Я)
Спасибо, Аня!
Это - ностальгия....и опять - личное.
Была знакома, и достаточно близко, в тот период жизни, когда училась в Академии...
Всегда восхищалась Верой Борисовной. Её книгу о музыкальной символике И.С.Баха советовала бы выучить всем "наизусть"..), хотя, конечно, лучше один раз побывать на одной из её лекций, посвящённых И.С.Баху.

Преклоняюсь перед тем, что может часами работать с учениками, забывая о времени, забывая обо всём. Одна из тех музыкантов, кто последней, как и Т.А.Зеликман, выходит из Академии....
Преклоняюсь за её преданность своему профессору.

А её технические приёмы, которые смогла запомнить за те несколько уроков, которые у меня были, когда мой профессор уезжала в Японию на мастерклассы, помню и применяю до сих пор.
У меня ученики также знают все эти упражнения)) (как упражнения от Веры Борисовны, от Юрия Владимировича (Понизовкина), Георгия Анатольевича (Федоренко) и многих других, для меня, как и для многих - лучших наших педагогов-музыкантов)
СПАСИБО, АНЯ.......
 
Последнее редактирование:

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху