Отдельно о Коробейникове

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Знаете, уважаемая Наталия, я думал, Вы человек такой... искренний и чуждый искусственности и фальши. Теперь же я вижу, что Вы прекрасно умеете разводить бессодержательную демагогию. Кстати, звук у Коробейникова тусклый ВСЕГДА, потому-то он и боится как огня романтического репертуара. Совсем недавно перематывал каналы и наткнулся на концерт Скрябина, который Коробейников играл с Федосеевым... просто поразительно, как же они додумались записывать и транслировать такую серую, убогую игру!... В общем, спасибо, но такие разъяснения от Вас мне не нужны. Может быть, tanel подтянется и скажет что-нибудь помимо "он же такой талантливый"....
Вы знаете, ни секунды не сомневалась, что Вам это не нужно, тем более от меня. И очень не хотела ничего отвечать, так как предполагала именно такой Ваш ответ. Но, дав слово, надо держать.
Я признаю Ваши меткие суждения о других исполнителях, и не только на данном форуме. Но, именно в данном разделе мы с Вами принципиально никогда не сойдёмся во мнениях потому, что на конкретного исполнителя смотрим под разным углом. Вы - с открытыми глазами и с определённой личной историей, я - с закрытыми, не учитывая ничего личного.
А что касается моей "бессодержательной демагогии", Вам, наверное, виднее, что это такое, но, повторюсь, на Ваши претензии объективно можно было ответить только по поводу И.Баха (и, если Вы музыкант, то Вы и сами всё это прекрасно понимаете). Всё остальное относится к личному восприятию.
На этом, думаю, я просто и тихо удалюсь из Вашего раздела. Это будет единственно правильным решением в данном конкретном случае.
 
Последнее редактирование:

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
1. См. название ветки.
2. Потребление может осуществляться с разных позиций. С позиции бонзы, с позиции эстета, с позиции слушателя, критика. Позиция ненавидящего конкретного исполнителя слушателя - это вообще не позиция, это хлам. Вас это не касается, я явно прочитал вас по диагонали.
3, 4. Простите. Зацепился за ваши слова про "формализм и механизм" - возможно, вы не вкладывали в них подобный смысл, но это одни из стандартных "консерваторских" штампов. Они ничего по сути не значат, поэтому их очень удобно использовать для травли. Разговоры про "рояль не звучит" - практически из той же сферы. Это не скрипка, зажатые руки вибрацию смычка не блокируют.
5. Тогда должны измениться критерии отбора. Впрочем, очевидно что конкурс на котором спилили Лубянцева и Мндоянца - явление специфическое, и тут вообще не приходится говорить о том, для кого он и зачем.
6. Я неоднократно писал об этом выше. Нет абсолютно ничего плохого в негативном мнении. До тех пор пока оно не подается как объективная музыкальная критика, уважаемая "профессорами консерватории". В данном случае я еще раз перед вами извиняюсь, т.к интерпретировал ваши слова в контесте первого поста. Если вы прочитаете весь тред подряд до своих сообщений, вы поймете, что это действительно связывается в одну " партийную линию", хоть это и не верно.
Не нужно быть художником, чтобы иметь свое мнение - но этим приемом часто пользуются критики, которые претендуют именно на профессиональную аналитику и оценку. Я крайне сомневаюсь, что Йоханнес может за роялем показать разницу в звукоизвлечении ненавистного ему Коробейникова и любого одобряемого им пианиста.
Простите, я был совершенно не прав в вашем отношении. Но я бы посоветовал вам ознакомиться с контекстом "формализма" и прочих методов публичного осуждения в музыкальной критике, благо есть прекрасный способ - через творение Шостаковича.
Вы очень точно всё подметили. В каждом пункте согласна с Вами. Мы здесь все переругались именно из-за того, что некоторые из нас так сильно и остро отреагировали на первый пост. Это была и моя, к сожалению, ошибка. А этого было делать нельзя. В подобных "спорах" истина не рождается.
Спасибо Вам за все Ваши высказывания!
 
Последнее редактирование:

MaxwellDevil

Новый участник
Спасибо, за добрые слова.
Кажется, Татьяна писала, что у Коробейникова "плохая энергетика", поэтому все ссорятся. Это не совсем так, скорее их конфликт с Йоханнесом, кто бы он ни был, переходит на других людей. Обычно так ведут себя бывшие друзья.
Желаю всем интересного финала, любите музыкантов - даже если вам не нравится их игра. А Йоханнес пусть разберется со своими чувствами и перестанет вовлекать в эти переживания других людей.
 

Tatiana

Участник
Спасибо, за добрые слова.
Кажется, Татьяна писала, что у Коробейникова "плохая энергетика", поэтому все ссорятся. Это не совсем так, скорее их конфликт с Йоханнесом, кто бы он ни был, переходит на других людей. Обычно так ведут себя бывшие друзья.
Желаю всем интересного финала, любите музыкантов - даже если вам не нравится их игра. А Йоханнес пусть разберется со своими чувствами и перестанет вовлекать в эти переживания других людей.
Добрый вечер, Максвелл! А еще лучше просто любить людей и уважать их! Вам- добра!
 

Margareth

Новый участник
Вы тут всё пишете,рассуждаете,отстаиваете свою точку зрения: что правильно и нет,как надобно играть и как ни в коем случае нельзя. Все эксперты ,налицо. И ,наверное,все известные на весь мир музыканты..а может(наверняка) с мировым именем,выступающие в Карнеги и лучших залах Европы..ну,люди не последние...Ну так выйдите сами на конкурс Чайковского,можно на 16й, в будущем,если не хотите ждать- Хамаматцу уже осенью,как и Лонг в Париже. Покажите,как надобно,РАЗЪЯСНИТЕ,как это -и музыкантское проникновение,и содержание,и техника,и полет мысли..Писать все умны,да проку.
 

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Нашла в архивах нашего форума обсуждение игры Андрея Коробейникова на конкурсе Чайковского 2007 года. Прочитала с неподдельным интересом и вниманием, так как, помимо высказываний о развернувшейся давней ситуации, ярко чувствовалась атмосфера самого конкурса... И это замечательно, что форум хранит всю информацию, можно с головой погрузиться в прошлое, и вспомнить то, что каждому из нас наиболее дорого.
Если кому-то будет интересно, вот ссылка:
http://tchaikovskyforum.com/threads/sultanov-1998-korobejnikov-2007.228/
 
Последнее редактирование:

lera.ozdamar

Новый участник
Друзья, день сегодня был всё-таки выдающийся, можно сказать, исторический. В центре Москвы, в историческом месте, в огромном зале собрались... нет, не толкиенисты или реконструкторы. Это были люди, так или иначе связанные с искусством. С классической музыкой, которая и сейчас остаётся, можно сказать, важным государственным институтом ("видишь - это Катя Мечетина, она по телевизору с Путиным разговаривала!"). Всё происходило в консерватории, ректор которой был министром и боролся с самим Швыдким! И вот этим сотням занимающихся государственным делом профессионалов высшего уровня, а также множеству тонких ценителей изящных искусств отчаянно бросил вызов один единственный ниоткуда, собственно говоря, взявшийся товарищ, хоть и потративший десять лет на окучивание изрядного слоя простаков и профанов, привлечённого в концертные залы эпохой безвременья, но изначально-то ведь не имевший вообще никаких ресурсов! Он по сути объявил всё, чему эти профессионалы столетиями учили новые поколения, что передавалось из уст в уста и описывалось в учебниках и монографиях, - объявил всё это ерундой, ничего не значащей перед его всепобедной инидивидуальностью. Он провозгласил торжество современной масс-медийной псевдореальности над традицией, вкусом, здравым смыслом наконец. И он уже победил, потому что среди этих сотен прекрасно всё понимающих людей до сих пор, по-видимому, не нашёлся и не факт что вообще найдётся кто-то готовый назвать настоящим именем новый наряд короля!..

Должен признаться, что пока шла тема и первая вариация, я был не в силах поверить в реальность происходящего и находился в ступоре. Только когда началась как бы вариация вторая (хотя какие тут вариации на самом деле), гротескность ситуации, объединяющей происходившее на сцене и серьёзные физиономии сидевших на лучших местах партера обывателей вдруг стала очевидной и меня охватил небольшой приступ истерического смеха. Да, мы дожили до этого! И ведь всё к этому и шло! Ясно было, что он что-то должен предпринять, потому что сыграть вторую часть сонаты на не то что конкурентном, но на мало-мальски приличном уровне товарищ, конечно не сможет. Но вот что всё будет так просто... вначале это казалось ужасно смешно. но в сущности-то, конечно, это совсем не смешно.

Не смешно постольку, поскольку сегодня уже впрямь нужно доказывать, что разыгранная на сцене Большого Зала клоунада была не гениальным откровением, а результатом циничного и фантастически наглого расчёта. Что это была просто игра ва-банк, в которой ставка была сделана именно на неспособность вменяемых людей назвать вещи своими именами. На то, что они не решатся произнести слова, которые будут что-то значить и за которые нужно будет нести ответственность перед анонимной массой агрессивных невежд или подчиняющихся стадному инстинкту простаков. Ставка была верная, потому что нести ответственность, опираясь только на совесть и разум, время наше всех этих людей долго отучало. Но как же до такого мог дойти товарищ, всегда бывший и по сей день остающийся, в сущности, никем и ничем?..

Что ж, конечно, нельзя сказать, что Коробейников - полный бездарь. Он, во-первых, действительно профессионал, обладающий всеми необходимыми навыками пианистического искусства. А во-вторых, у него и впрямь есть некий особенный талант. Он мастер... нет, не мелкой вспашки, а, я бы сказал, точечного воздействия. Он умеет так взять отдельную ноту, аккорд или сделать паузу, что это будет выглядеть, во-первых, оригинально, а во-вторых, при особом настрое слушателя и наличии у такового воображения, как имеющее содержательную связь с исполняемым произведением в целом. Мне, честно говоря, трудно судить, какую роль в этом даре также играет простая наглость. Но ясно, что это может иметь ценность для профессионалов, особенно прошедших наш педагогический конвейер, поскольку они с юных лет задавлены шаблонами, за рамки которых подспудно стремятся вырваться, но не могут: вот для такого восприятия производившиеся прежде Коробейниковым небольшие, в рамках пристойности разрывы непрерывности могли восприниматься как откровение или глоток свежего воздуха. Я даже готов признать, что тут правда нужна некоторая специфическая способность, врождённая или дарованная свыше, так сказать. Более того, Коробейников может разучить и сыграть какую-нибудь багатель или прелюдию, которая будет прилично выглядеть с традиционной точки зрения, но будет также оснащена целой системой таких вот акупунктурных воздействий, что впрямь может производить интересный эффект.

Проблема в том, что как только дело доходит до произведений не только крупной формы и серьёзного содержания, но вообще сколь-либо масштабных, игра Коробейникова немедленно становится заурядной, серой, пустой и утомительной. Попросту говоря, бездарной, но, кроме того, ещё и лишённой каких бы то ни было внешних украшений, способных эту бездарность прикрыть. Настоящая беда начинается в романтическом репертуаре. Он, конечно, может разучить пару этюдов или даже целую Апассионату и довести их до более или менее приличного состояния, но Бог ведает, каких усилий ему это стОит. У меня сложилось впечатление (подкреплённое сегодняшним прослушиванием), что нормально исполняя нормальную человеческую музыку, он страдает, как чёрт при исполнении мессы. Возможно, сказывается этот адов труд, а возможно, тут и моральные угрызения работают: ведь когда он пытался просто по-своему, свободно играть эту музыку (как, например, Рахманинова во время организованного для него после позапрошлого конкурса Чайковского концерте), это вызывало разочарование и шок даже у его поклонников, над вовлечением которых в свою секту он прежде тоже так упорно работал.

Но вот, имея, стало быть, это весьма ограниченное дарование, он вместе с тем как-то выработал совершенно безграничные амбиции. Ему нужно, чтобы его признали гением, королём, богом. И он взялся за решение этой задачи - а тут-то и проявились его настоящие способности. Лично я плохо представляю механику того гипноза, которому он постепенно подвергал нашу музыкальную общественность. Я лишь со стороны наблюдал, как не только ребятишки из музучилищ, но и вполне взрослые и приличные музыканты-профессионалы всё с бОльшим придыханием начинали произносить его фамилию (никогда не умея, впрочем, конкретно обрисовать источники своего пиэтета). И я могу лишь указать итог: сформировавшиеся принцип коробениковской концертной практики, апофеоз которой мы наблюдали сегодня. Его можно выразить словами "самовыражение по поводу". По мере распространения его гипнотического воздействия он всё меньше заботился о том, чтоб действительно придать исполняемому приличный вид, попытаться выразить настоящую идею произведения. Великая музыка становилась лишь поводом и фоном для демонстрации тех самых "конвульсий какого-то доморощенного декадентства" (надеюсь, московские конкурсные старожилы припомнят эту фразу), которые изначально были его козырной картой. Зачем я буду мучиться, изображать результат крапаний какого-то там Бетховена! Это итак все знают, а те, кто не знает - вообще профаны, которые должны молча внимать откровениям, даруемым мной, великим гением! Пускай фон будет серым, это даже хорошо: зато тем ярче станут выглядеть вымученные им конвульсивные пророчества. Таков путь, по которому Коробейников уверенно шёл к внешнему успеху и внутреннему успокоению.

Проблема заключается лишь в том, что то, что годится на концертах, посещаемых поклонниками и действительными профанами, может вообще говоря, не сработать на конкурсах. Но Коробейников не мог обрести успокоения, не забравшись на главный трон - подиум конкурса имени Чайковского. Тут явно мы видим навязчивую идею, побуждающую столь уверенного игрока ввязаться в сомнительную авантюру. Впрочем, это - тоже характерное для подобных персонажей явление. Вот подумать только: у него есть всё. Публика, концерты, записи. Слава и деньги, в конце концов. Наконец, даже не премия, а победа (Бог знает кем подаренная) на престижном отечественном конкурсе, открывающая двери куда угодно. Но поди ж ты. Позиционируя себя как "неконкурсного" гения, Коробейников продолжает упорно лезть на конкурс. Прекрасно понимая, что в честной конкурсной борьбе у него нет шансов. Петров, тормознувший его на позапрошлом конкурсе, думаю, действовал из лучших побуждений: было видно, что ни к чему хорошему для самого конкурсанта дальнейшей продвижение не приведёт. Коробейников сделал определённые выводы. Он взял паузу и выработал новую стратегию. Он понял, что разучивать Апассионату глупо, поскольку десять человек тут же рядом сыграют её лучше. Он решил попытаться обратить неизбежное поражение в победу, которая откроет перед ним новые горизонты в зомбировании широких масс публики. Вот это мы и наблюдали сегодня.

Прежде чем сделать выводы, зададимся вопросом: а в чём всё-таки может состоять содержание коробейниковского самовыражения, стоящее за его успехом? Есть ли это только "истлевшая в себе субъективность", как выражался Гегель? - Думаю, нет. Тут мы обращаемся к пробеме так называемого "современного искусства". Не вдаваясь в долгие рассуждения, отмечу только, что хотя называться "искусством" это вряд ли может, здесь мы всё-таки видим некоторое "самовыражение эпохи". Пусть оно и заключается только в последовательной деструкции созданного временами предшествующими, препарировании трупа культуры: какова эпоха, таково и самовыражение, что тут поделаешь. Нельзя только отдавать этому будущее: нужно попытаться сохранить живое и подлинное до лучших времён. Решительно вставая на его защиту. Мы можем, пожалуй, смириться с тем, что в зале Третьяковской галереи, соседнем с тем, где висят шедевры Левитана, разместят плоды своих рассудочных вдохновений какие-нибудь инсталляторы. Но должны ли мы терпеть, когда кто-то берёт подлинник, да пусть и не подлинник картины Мурильо и начинает самовыражаться прямо поверх лица Мадонны? А ведь именно это происходило сегодня в Большом Зале.

Давайте не будем обманывать себя ссылками на идеал свободы творчества, который мы вроде бы тоже должны защищать (на что настроила нас советская эпоха). В случае Коробейникова, да и вообще, речь идёт не о творчестве, а о манипулировании средствами масс-культуры. И Коробейников в этом смысле даже хуже порицаемого многими втайне Мацуева (хоть именно спиваковщина-мацуевщина сделала возможным появление феномена Коробейникова). "Современный художник" является, собственно говоря, мошенником именно в "креативном" смысле: его творчество в том и заключается, чтоб художественно запудрить мозги потребителям. Вот в чём подлинное искусство Коробейникова и состоит.

А свобода творчества... с ней у нас есть проблемы. Прослушав сегодняшнее выступление нашего всероссийского вундеркинда (Харитонова), я с горечью убедился, что у него нет и, видимо, уже никогда не будет ничего своего. Он до какого-то момента будет выдавать профессиональные и яркие исполнения, а затем его ждёт судьба Рашковского и Войлочникова, о которых я писАл ранее. И давайте сравним это с игрой тоже достаточно юного американца Тецлоффа! Разве у последнего мало свободы, и ему нужна возможность играть Бетховена в три раза медленнее, чем принято? А он не играет Бетховена вообще: ни позднего, ни Апассионату. Он разучил сонату Гайдна, и играет её так, что дух захватывает и у видавших виды профессионалов, и у простых любителей. Он играет Капустина, но это нисколько не разрушает его вдохновение в Бахе и Чайковском. Может быть, вот это и есть та свобода, который мы лишаем нашу молодёжь? Вот о чём надо думать.

Но в любом случае, пока у нас есть молодые музыканты, которые радуют нас подлинным живым искусством, пока они ещё могут рождаться вопреки всему - давайте же оградим их от этой фальши и гнили! Пусть мы не можем защитить великую музыку от профанации и издевательств, но мы должны хотя бы отмежеваться от этого. Заявить нашу позицию, как-то объединиться и начать мягко и ненавязчиво выдворять всё это из наших учебных заведений и концертных залов. Пусть эти товарищи играют в ночных клубах! Но конкурсы... я всё-таки надеюсь, что завтра жюри примет правильное решение. Было бы недопустимо сделать уступку этому вот "общественному мнению" и пропустить Коробейникова хотя бы в следующий тур: это означало бы его моральную победу. Да и... сколько же есть достойных участников, кто-то из которых может быть принесён в жертву! А уж о том, что Коробейников будет играть концерт Моцарта, мне просто неприятно и подумать.

Но, помимо выдворения, должны быть произнесены соответствующие слова. Должно быть указано, что есть пределы, которые никому не позволено переходить. Что мы ещё сохраняем какие-то орентиры. Что настоящее искусство живо. Наступает, чёрт возьми, момент истины. Если мы стерпим ВОТ ЭТО, наше искусство будет обречено на превращение в цирк. Вокруг рояля, за которым будjет сидеть (условный) Мацуев, по сцене Большого Зала будут ходить козы, а рядом, философически возведя очи горе, будет сидеть Коробейников с бубном и гениально аккомпанировать этому ансамблю. Править бал он вряд ли будет, но не пропадёт точно. А вот что будем делать все мы? Кем мы станем в результате? Давайте хорошенько об этом подумаем и сделаем то, что от нас зависит.
Как это все интересно сказано. К сожалению, правда, выглядит как донос на коллег, как уже было сказано выше.
 

alisa

Участник

Спасибо за интересную рецензию! Испытала массу положительных эмоций!
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху