Уважаемый
Мастер!
Насчет Рихтера, мне кажется, Вы немного лукавите. В том смысле, что Вы же знаете, что он играл не на серийном инструменте, а на чуть ли не hand-made. Во всяком случае, на как следует подготовленном. И это вовсе не то же самое, что выкатывает та же Ямаха на конкурс. Или я ошибаюсь? (серьезно спрашиваю, честное слово)
По поводу Амати (а еще лучше, Гварнери) - ну, конечно, интереснее играть на нем, чем на немецкой фабрике. Я говорил лишь о том, что безобразно большое количество собственных грехов многие ничтоже сумняшеся списывают на инструмент. А грехи, тем временем, остаются и на новых, качественных инструментах, буде такие попадут в руки. Тот, кто играл, к примеру, на Страде и при этом умеет думать головой, почти сразу понимает, что его инструменты не любят, не терпят и не выдерживают даже небольшого давления (в физическом смысле). Есть инструменты, из которых звук необходимо "доставать" (и не говорите, что это обязательно признак плохого инструмента, кстати!), а из этих - не надо. Что получается, если не соблюдать это правило, можно было прекрасно слышать даже по телевизору, когда некая участница последнего конкурса держала в руках небезызвестный "юсуповский" Страд.
Дальше, как я уже и сказал, к любому инструменту (я имею в виду струнный в первую очередь) необходимо искать "подход". Это довольно болезненный местами процесс. Бывают ситуации, когда абсолютно безответственно рассчитывать на собственное умение, скажем, ситуация нехватки времени. При таком раскладе лучше остаться со знакомомой немецкой фабрикой, чем с абсолютно незнакомым инструментом, да еще и гораздо более высокого класса. Это может быть опасно таки.
Основой методики преподавания является не совсем ставка на вундеркинда. Скорее просто нежелание признать простой факт, что "пианист", так же, как и "скрипач" - не профессия. То, что человек умеет издавать звуки на том или на другом - еще не признак того, что он с равным успехом будет и играть концерт Брамса, и трио Шостаковича.
И, наконец, последний момент. Тоже по поводу детей. Если с младых ногтей человек будет играть только на хороших инструментах - это вовсе не приведет к тому, что у него обязательно выработается хороший звук. Одно от другого не зависит. Хорошо звучать можно на всяких инструментах-то!