Ничего хаотичного не вижу. Попробую объяснить свое впечатление. Я прослушала этот концерт в исполнении Трифонова, Нерсесьяна (только 1 часть), Торадзе - тоже пока не до конца. Просто это такая потрясающая музыка, что больше нельзя. Это ведь о смерти и жизни, так? Вот Люка это и играет. Смерть, которая уже над тобой, в тебе, везде! А ведь еще это о том, что это надо пережить и остаться... Вот, Трист, эти стихи почти про то, что я имею ввиду:
О, знал бы я, что так бывает...
От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.
Но старость это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Это подходит и для сравнения с перечисленными исполнителями. Они играют отлично, в традиции. У Трифоново все сделано красиво и логично. И хочется вспомнить Тургенева "Прошу тебя, друг Аркадий, не говори красиво". Торадзе и Нерсесьян играют очень сильно, по-мужски. А Люка - на разрыв аорты. Не "исполняет концерт", он проживает его. Как студент (бывший,филфака в печальные времена))) буду подтверждать свое мнение цитатой:
Regards
"Я жалею, что устройство концертной жизни заставляет обыгрывать программы перед выносом их в "главные залы": процесс изучения произведения выдающимся музыкантом не менее интересен, чем конечный результат, а то и более, так как позволяет заглянуть в мышление исполнителя.
Прокофьев - абсолютно лучшее исполнение и, по-видимому, идеальное. С первой секунды верный темп, что редко у кого получается, и часто замедленный выливается в ложное глубокомыслие, а ускориться там особо не разгонишься. Все эпизоды полностью осмысленны и каждая интонация живая и естественная, никаких скидок на экзотику или эффектность, что обычно встречается. Ясно слышна вся фактура, совершенно гениальная квазистретта перед каденцией. У Рахманинова бы уже всё рухнуло в кульминацию, а Прокофьев продолжает нагнетание (думаю, это - самое длинное нагнетание в литературе, сравнимо только с 3 концертом Рахманинова), и я почти не верил, что Люка чисто физически справится, но он каким-то чудом набрался феноменальной энергетики, и провёл все нарастания естественно и с невероятной мощью. Тут опять проявилось его мышление потоками, пластами, как впервые - в Метнере и Скарбо. Это - не расчёт и экономия сил, а феноменальное по масштабу и охватываемому временному диапазону мышление. Уже по первой части это - безоговорочно игра гения.
Скерцо - 15 страниц безумия, я даже представить не могу, что можно так быстро перебирать пальцами )) Феерия.
Интермеццо - самая бесовская часть, и тут Люка в своём мире: все экзотические и чудовищные образы совершенно естественны, а заключительный всплеск - находка и полная реализация идеи автора, которую обычно играют просто как очередной фантазм в ряду прочих. Потрясающе. Финал - весь в блестящих находках и сокрушительно хорош.
Разбирать детально не буду, послушаю вечером ещё раз, пусть уложатся первые первые впечатления.
Фрейджер отходит на почётное второе место, лучшее исполнение 2 концерта Прокофьева теперь принадлежит Дебаргу. Заодно явно проявилась необычная черта его менталитета - особое сродство с инфернальной музыкой, это - уникально в истории. Я страшно удивился летом, узнав, что будет играть этот концерт, а теперь понимаю, что дьявольская мистика никуда не делась после конкурса, и в ней он колдует наиболее ярко и свободно. Браво тысячу раз. Надеюсь, довезёт этот концерт до Москвы, несмотря на филармонические дрязги. Плетнёв и сам сыграл этот концерт, я уверен, что он пробьёт Люке возможность сыграть с ним. Кстати, он, кажется, не играл остальные 4 или я не знаю, но в этом есть некая правда: я вот "тоже" совершенно равнодушен к остальным концертам Прокофьева, хотя все они великолепны, второй явно выпадает из ряда своей потусторонней атмосферой и мощью, будто какой-то катаклизм вывалился в мир.
Ещё от regards'a
"хочу подчеркнуть, что Люка играл очень уверенно, с убеждённостью Рихтера. В этом концерте ну очень разнообразная музыка, фактура, всё, но он в каждой локальной ситуации играет так, будто иначе невозможно. Это - талант высшего полёта. "Обычная" сегодня игра, даже очень виртуозных и раскрученных пианистов, - это как бы почтительное следование автору в их понимании, изначальная вторичность. А тут - такой крутой текст, а он на него смотрит сверху!! - Не в смысле, что он "круче", а в том, что этот текст для него - нечто естественное, а не какой-то там вызов для демонстрации публике. Я очень давно не слышал такой игры.
https://vk.com/lucasdebargue