Ответ: Как некоторые участвуют в конкурсе Чайковского
А чтобы сравнить пианизм любительский и профессиональный послушайте в записи, например, Колесникова - Коробейникова - Колесову -подряд фрагментами. Уровень в записи слышен намного лучше, чем в экзальтированном и фрондерски настроеном зале.
Неблагодарное это дело - сравнивать РАЗНЫХ музыкантов, хотя и играющих на одном и том же инструменте. Меня за это тоже часто ругают
))))
Да, у Андрея ЕСТЬ пианистические проблемы (я думаю, он о них знает
), но назвать его пианизм "любительским" никак нельзя. Это перегиб в другую сторону.
Когда-то я отмечал некоторую ограниченность его звуковой палитры, когда он играл одинаковым звуком и Скрябина, и Чайковского, и Рахманинова - но это было несколько лет назад, а с тех пор много воды утекло.
Правда, скрябинистом его назвать у меня по-прежнему язык не поворачивается - но разве пианисты живут одним только "скрябинизмом" ??
Да и в плане реализации крупномасштабного пианизма у него имеются очевидные проблемы - а у кого их нету ?
Я чувствую, что Андрей с учётом собственных творческих и конкретно пианистических особенностей ищет какой-то свой путь и свой репертуар, а сейчас он находится как бы "по пути" к чему-то. Возможно, он откажется от многого из того, что делает сегодня - ну и что ? Без движения музыкант не может существовать - меняется мировоззрение, меняется самооценка.
Почему-то я уверен. что с САМОоценкой у него всё в порядке - манией величия он не страдает, но цену себе знает.
По поводу же "универсальности" хочу добавить только одно: не существует универсальных пианистов; даже самые великие среди них хоть в чём-то да не попадали в цель - то бишь, "в стиль". Не буду называть имён, дабы меня не укоряли в неправомерности сравнения с ними Андрея.
Но упрёки в непрофессионализме применительно к нему выглядят всё же несколько странно ........
Кстати, один из признаков профессионализма - адекватная оценка собственных возможностей
)
А с этим, я повторяю, у него всё в порядке.
Что же касается якобы "лёгкости", к примеру, прелюдий Шостаковича, то по этому поводу можно поспорить !
Даже если иметь в виду чисто пианистическую сторону проблемы исполнения этого цикла, оставляя за бортом необходимость Образного постижения его уникального мира и того времени, в котором жил и творил автор (а это Андрей, как я услышал из его записи, глубоко ОСОЗНАЛ), то и тут надо отметить пианистическое КОВАРСТВО этого произведения при всей кажущейся "лёгкости" его по причине "малонотности". Именно когда нот так мало, а их посредством хочется сказать так много, начинаются самые настоящие ПИАНИСТИЧЕСКИЕ проблемы: вопрос тут не в том, можно ли сыграть, а в том, КАК сыграть. Не секрет же, что именно по причине "малонотности", когда каждая нотка на слуху и на виду, для многих представляет проблему исполнение, допустим, Моцарта. А ведь тоже, казалось бы, "что там сложного" ??
Вроде и НИЧЕГО, но почему же в нём так страшно мажут и играют таким крупным мясистым звуком ? Разве это не "пианистическая" проблема ? Вопрос риторический.
То же можно сказать и о прелюдях Шостаковича - на самом деле именно ПИАНИСТИЧЕСКИ очень трудно реализовать их таким звуком и с такой тонкостью, чтобы, с одной стороны, не пожертвовать образностью в ущерб преодолению пианистических проблем, а с другой стороны, сыграть всё "чисто". Кроме того, многое написано весьма неудобно именно пианистически ввиду наличия определённого звукового замысла автора.
Каждый, кто С ПОНИМАНИЕМ ДЕЛА играл этот цикл, думаю, подтвердит мою мысль.
Многие прелюдии, например, es-moll, содержат "отсылки" к симфоническим приёмам Шостаковича - имитация напряжённого звучания струнных в верхнем регистре, служащее фоном для темы, проводимой в низком регистре более "тяжёлыми" инструментами и т.п. Релизовать это ПИАНИСТИЧЕСКИ, и чтобы было ПОХОЖЕ - не так-то просто ........
Полагаю, как раз "сверхзадача", поставленная Андреем перед собой в связи с исполнением этого цикла НА КОНКУРСЕ состояла так же и в "доказательстве" того, что исполнение этого, казалось бы, "простенького" произведения на самом деле представляет значительную ПРОБЛЕМУ. Вопрос о том, НАСКОЛЬКО Андрей справился с ЭТОЙ сверхзадачей, остаётся открытым.
Но сомневаться в правомерности самой постановки такой задачи у меня лично нет оснований. Другое дело, как она была разрешена и как это оценило жюри ....