Интересные выставки (в России и не только).

Наталия С.

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Гений неустойчивого равновесия|Un génie d’équilibre instable

Автор: Надежда Сикорская, Базель, 1. 06. 2016


Александр Колдер. Автопортрет. 1907 (© 2016 Calder Foundation/New York / ProLitteris, Zurich)

С 29 мая по 4 сентября Фонд Бейлера в Базеле представляет масштабную выставку, посвященную выдающемуся американскому скульптору Александру Колдеру и двум его швейцарским коллегам Петеру Фишли и Давиду Вайсу, работавшим вместе под именем Фишли/Вайс.


Возможно, кто-то из наших читателей побывал в прошлом году на ретроспективе Александра Колдера в московском Музее им. А.С. Пушкина, по поводу которой ее куратор Александр С. Ровер, президент Фонда Колдера и внук художника, нашел связь между своим выдающимся дедушкой и Россией, сказав, что «в 1931 году изобретением «мобиля» Колдер решил проблему, поставленную в начале XX века русскими конструктивистами: передать движение в его чистейшей форме». Теперь же у вас есть возможность полюбоваться его творениями в одном из лучших частных музеев Швейцарии, объединившем наследие пионера кинетического искусства, скончавшегося в Нью-Йорке в 1976 году, с работами швейцарского творческого союза, окончательно сформировавшегося в начале 1980-х.

Александр Колдер. The General Sherman, 1945 (© 2016 Calder Foundation, New York/ProLitteris, Zurich))

… В самом начале выставки посетитель натыкается на крысу и медведя, две фигуры в костюмах, панду и еще одну крысу, размером с ребенка. Они кажутся расслабленными, чуть ли не дремлющими, может, им что-то снится? Над ними, прикрепленный проволокой к потолку, покачивается мобиль, на конечностях планок которого подвешены маленькие белые металлические кружки. Вот вокруг этой и других хрупких конструкций, «вокруг мгновений нестабильного равновесия, этого шаткого, но всегда многообещающего состояния» и «вертится» вся экспозиция, на которой представлены прекрасные образцы таких остановленных мгновений. Совершенно разные на первый взгляд, при внимательном рассмотрении они оказываются чуть ли не двумя сторонами одной медали, результатами размышлений на одну и ту же тему, просто в разные периоды.

По замыслу куратора Теодоры Вишер, открывает наглядный диалог в пространстве между работами Кодлера и Фишли/Вайса. Путеводной нитью выставки стали исторические моменты в творчестве Колдера. Отталкиваясь от работы Calder Circus 1920-х годов, когда художник работал оформителем цирковых представлений, они сопровождают посетителя к абстракции и изобретению мобиля в начале 1930-х (термин этот придумал, кстати, не менее известный художник Марсель Дюшан) и к кульминации в виде демонстрации грандиозных возможностей, спрятанных в обычной проволоке и листовом металле. Произведения же Фишли/Вайса привносят свой оригинальный тон.

Александр Колдер. Мадемуазель, 1939 (© 2016 Calder Foundation/New York/ProLitteris, Zürich Photo: Tim Nighswander/Imaging4Art.com))

Устроители выставки постарались через это неожиданное объединение артистов представить невероятно живой творческий процесс с использованием простого поделочного материала, наблюдения и экспериментов под новым углом. Легкость и вес, испытание на прочность, тестирование допустимых пределов игры, поэзия и юмор, канатоходец как прототип окружающей нас действительности – вот разнообразные точки соприкосновения Колдера и Фишли/Вайса.

Александр Кодлер (1898 – 1976), сын и внук скульпторов, признанный мэтр современного искусства. С изобретением «мобиля» он смог сделать видимым постоянно меняющееся равновесие между весом и невесомостью. Все его творчество посвящено изучению этого соотношения, а его работы завораживают сочетанием искусственного баланса, который систематически становится предметов исследования и обычно достигается, и его визуализацией в различных формах.

Петер Фишли Дэвид Вайс. Die Gesetzlosen, 1984 (© Peter Fischli David Weiss Photo: Fischli/Weiss Archiv, Zürich))

Со своей стороны, начиная с 1979 года Петер Фишли (род. В 1952 году) и Давид Вайс (1946-2012) предали теме хрупкого равновесия совсем иную форму, также ставшую знаковой. С не меньшим усердием, чем Колдер, они разработали – с помощью фильмов и скульптур, языка, фотографии и живописи – соблазнительную игру вокруг равновесия и четкости, в которой тончайшие элементы и камни преткновения объединяются в элегантности мобиля.
 
Последнее редактирование:

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху