Наташа! К сожалению не только детей, но корень- в детстве. Ну или в начале они, конечно, все были детьми. А потом начинаются всякие дискомфорты. То одежда, то стул, то рояль, то оркестр, то зал, то нервы, то публика шуршит, то телефон звонит. Про мимику мы уже говорили. Причин много. Зажимы все это, которые сложно распознать и не пропустить в детстве.
Я попытаюсь завтра отсканировать одну старую статью о Гугнине, или просто в выходные перепечатаю.
Он был уникальным учеником, можно даже сказать, гениальным. Никаких зажимов, никаких проблем ни с мимикой, ни с ногой... Вся профессура, и не только Московская, диву давалась, разве такое возможно в столь юном возрасте?
А потом ученик повзрослел. Осознал всю ответственность выхода на сцену. И появилась и мимика, как результат нервов, и шаркающая временами ножка... Но это - не из детства. Это проблемы взрослеющего музыканта...и они есть у каждого!
А что касается
стула - можно играть на любой высоте, хотя каждый из нас знает, КАК это скажется на звуке и на способах звукоизвлечения.
Что касается
рояля, были случаи, когда незакреплённый рояль катился по сцене концертного зала, а музыкант шёл за ним, играя Рахманиновскую сонату, и ничего, докатился до кулис и остановился, главное, что МУЗЫКА не закончилась ни на мгновение! Про лопнувшие струны, которые потом ложатся на другие, создавая непередаваемый эффект звучания, даже говорить не буду. Хотя однажды, когда перед выходом Гугнина в музее Глинки кто-то так врезал по струне во второй октаве, я поняла - Андрей не сыграет. Написала смс-ку. Он, слава Богу, прочитал, вышел, подошёл к роялю, поклонился, и полез откручивать эту струну, точнее, выворачивать её вверх, иначе вместо исполнения были бы только опять же смех и злорадные усмешки...
Зал......это вообще чудесная тема. Как вам такое зрелище - на Похоронном марше сонаты Шопена кто-то "добросердечный" выпускает кошку из-за кулис, которая начинает умываться....потом идёт по авансцене, а ей навстречу, из других кулис - другая кошка. Зал буквально "корчится" от смеха, а музыкант - играет, прекрасно играет, слыша всю эту "бесподобную" реакцию.
Публика шуршит? Какая ерунда... А как вам роняемые ключи во время исполнения, громко хлопающие двери или окна, специально заранее открытые во время дождя? А профессура, встающая посередине экзамена, чтобы покурить в сторонке? А уж поговорить по телефону, особенно в первом ряду партера ( на Хосе Каррерасе, и не только) - это святое дело....
Но из всего перечисленного действительную проблему составляет только жмущая одежда и вечно сползающие очки...
Чтобы приучить своих детей к выступлениям, с детства говорю, играем до конца, даже если будет рушиться потолок... Они смеются, потом мажут руки моим "волшебным мелом" и выходят на сцену с радостной улыбкой (большинство), но только в детстве.
А вот потом срабатывают другие механизмы взросления, среди которых и "как я выгляжу?", и "всё ли у меня в порядке с платьем, туфлями?", "костюмом?" Они постепенно превращаются во взрослых, оставаясь, по сути, детьми, но при этом приобретают все комплексы взрослого человека, с его вечными мучительными раздумьями..."а как я?"...."а что подумают?"... "а что скажут?"....
И только единицы, среди которых, на первом месте для меня, безусловно, Дебарг, но и Дима также, думают не про пиджак, а про МУЗЫКУ, потому они так нам и интересны.