Денис Мацуев

"Пора превращать воду в вино.."
http://www.concertonet.com/scripts/review.php?ID_review=11263 - еще одна шикарная статья про Мацуева.
Русский перевод взят из ФБ Дениса Мацуева. Надеюсь, никто не обидится, потому что, слава Богу, наличие ФБ_аккаунта еще не является в этом мире обязательным :) И очень мило со стороны маэстро, что он даже в ФБ, в отличие от многих восходящих звезд, не забывает, ЧТО ЕГО РОДНОЙ ЯЗЫК РУССКИЙ И НА РОДИНЕ ЕГО ЛЮБЯТ.

Расщепление атома и превращение воды в вино не под силу обычному смертному. Хотя возможно, только Денис Мацуев может превратить двенадцать салонных произведений Чайковского в яростную и страстную 40-минутную сонату.
Карнеги понадобилось 120 лет, чтобы представить полное исполнение «Времён года» (в 1991 году) и это было логично. Дюжина произведений, месяц за месяцем, написанная Чайковским и ни один «настоящий» пианист не возвращался к ним более, чем однажды, разве что исполняя отрывками в бисах.
Денис Мацуев меж тем не «настоящий пианист». Его виртуозность и энергия – виртуозность и энергия сверхчеловека, а его страсть такая же жаркая как его умение пользоваться современными цифровыми технологиями. Это становится ясно с самой первой ноты, и здесь нечего обсуждать. В конце концов, он может справиться с любым произведением Чайковского без проблем. Хотя здесь, несмотря на их салонный размах, Чайковский не поскупился на сложности для исполнения с технической точки зрения. Он только что закончил свой Первый фортепианный концерт. И хотя его весьма устраивал гонорар, предложенный за «Времена года», он не хотел, чтобы их исполняли любители.
Ещё до концерта нас насторожило предупреждающее электронное письмо о том, что опоздавшие на концерт смогут насладиться пиццей напротив здания Карнеги Холла, потому что НИКОГО НЕ ПУСТЯТ В ЗАЛ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ПРОЗВУЧАТ ПЕРВЫЕ НОТЫ. Что задумал Денис Мацуев, чего собирается достичь? Такое строгое правило имело смысл. Господин Мацуев оставлял паузу в 1,5 секунды между частями, поэтому они практически перетекали из одного в другой.
И что наиболее важно, он заставил стенвей петь максимально полнозвучно с первой ноты до простой рождественской песни в конце. Он наращивал градус исполнения с каждой часть и, когда мы были наполнены этой музыкой, он подарил нам ещё один подарок мелодии и вариации.
Господин Мацуев смог преодолеть звуки кашля и телефонных звонков во время исполнения ласкающих слух майских Белых Ночей и он придал акварельные тона, как на литографиях Currier & Ives «Тройке». Но вместо отдельных произведений мы услышали «Времена года», как единую работу, завершённая романтическая соната скорее, а не дюжина отдельных работ. Правда, ни одна из «тем» не повторялась и не развивалась потом в других частях. Но музыкальные сокровища, открывшиеся нам, были настолько удивительны сами по себе и исполнены с такой душевностью и страстью этим победителем Конкурса Чайковского, что Мацуеву удалось создать гармоничную, завершённую и в высшей степени эмоциональную работу.
В каком-то смысле последовавшая за этим «Крейслериана» Шумана была похожа на Чайковского. Восемь отдельных произведений, хотя и с циклическим повторением. Шумана можно назвать родственной душой для Мацуева. Каждая часть была помечена либо äußerst (крайне) or Verr (очень), и пианист довёл оба указания в исполнении до экстремума.
Хотя Мицуко Ушида будет играть её в следующем году, мало пианистов способны справиться с этим произведением, из-за тех первых восьми тактов, которые считаются одними из самых сложных из написанных когда-либо. Но это не значит, что у Мацуева возникли с ними проблемы. Он прорвался через все экстремальные сложности с необходимой в данном случае степенью душевного волнения (бедный Бобби Шуман сам не мог сыграть их, и даже Клара иногда испытывала с ними трудности), оставляя место нежным, грубым, дерзким частям, которые следовали дальше, заканчивая седьмой частью на такой скорости, которую я никогда не слышал прежде.
Было ли это слишком? Не проиграл ли он от этого в двух медленных частях? Нет, крайность здесь была правильным решением. Господин Мацуев представил Шумана не романтическим композитором детских пьес, а мужчиной, страдающим от сифилиса, депрессии, на грани безумства и самоубийства. А посему нам здесь не нужна была «нежная, полная любви забота».
Во время Трёх сцен из «Петрушки», написанном для фортепиано самим Стравинским, Мацуев явно получал удовольствие. Без пауз между частями (это была attaca всё время, с первой ноты Ярмарки (вызывающей воспоминания о Масленице Чайковского) до собственно атаки мавра с ятаганом. Один пианист в зале буквально открыл рот от изумления в этот момент. Великолепный вихрь нот и при этом прозрачность и ясность, независимо от того, насколько сложно исполнять ту или иную фразу технически.
Это был концерт, заполненный возгласами «Ух ты!» и «Вот так так!», и господин Мацуев предложил в ответ четыре исполнения на бис. Никогда не скупящийся на бисы Мацуев сыграл «Музыкальную табакерку» Лядова и два этюда Сибелиуса и Скрябина. Четвёртым была собственная аранжировка Дюка Элингтона. Каким-то образом можно было услышать в ней Тедди Вилсона, Эррола Гарнера и Арта Татума, играющими на клавиатуре одного рояля, умножая свою виртуозность многократно, обогащая исполнение мастерством пальцев солиста и вписываясь при этом в композицию Take The A Train.
Даже Дюк Эллингтон, человек сдержанный в проявлении чувств, был бы - как все мы там – ошеломлён.
Гарри Рольник
 

Idia

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
У него отличный видеоблог :)
 

Victoria

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
"Пора превращать воду в вино.."
http://www.concertonet.com/scripts/review.php?ID_review=11263 - еще одна шикарная статья про Мацуева.
Русский перевод взят из ФБ Дениса Мацуева. Надеюсь, никто не обидится, потому что, слава Богу, наличие ФБ_аккаунта еще не является в этом мире обязательным :) И очень мило со стороны маэстро, что он даже в ФБ, в отличие от многих восходящих звезд, не забывает, ЧТО ЕГО РОДНОЙ ЯЗЫК РУССКИЙ И НА РОДИНЕ ЕГО ЛЮБЯТ.

Расщепление атома и превращение воды в вино не под силу обычному смертному. Хотя возможно, только Денис Мацуев может превратить двенадцать салонных произведений Чайковского в яростную и страстную 40-минутную сонату.
Карнеги понадобилось 120 лет, чтобы представить полное исполнение «Времён года» (в 1991 году) и это было логично. Дюжина произведений, месяц за месяцем, написанная Чайковским и ни один «настоящий» пианист не возвращался к ним более, чем однажды, разве что исполняя отрывками в бисах.
Денис Мацуев меж тем не «настоящий пианист». Его виртуозность и энергия – виртуозность и энергия сверхчеловека, а его страсть такая же жаркая как его умение пользоваться современными цифровыми технологиями. Это становится ясно с самой первой ноты, и здесь нечего обсуждать. В конце концов, он может справиться с любым произведением Чайковского без проблем. Хотя здесь, несмотря на их салонный размах, Чайковский не поскупился на сложности для исполнения с технической точки зрения. Он только что закончил свой Первый фортепианный концерт. И хотя его весьма устраивал гонорар, предложенный за «Времена года», он не хотел, чтобы их исполняли любители.
Ещё до концерта нас насторожило предупреждающее электронное письмо о том, что опоздавшие на концерт смогут насладиться пиццей напротив здания Карнеги Холла, потому что НИКОГО НЕ ПУСТЯТ В ЗАЛ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ПРОЗВУЧАТ ПЕРВЫЕ НОТЫ. Что задумал Денис Мацуев, чего собирается достичь? Такое строгое правило имело смысл. Господин Мацуев оставлял паузу в 1,5 секунды между частями, поэтому они практически перетекали из одного в другой.
И что наиболее важно, он заставил стенвей петь максимально полнозвучно с первой ноты до простой рождественской песни в конце. Он наращивал градус исполнения с каждой часть и, когда мы были наполнены этой музыкой, он подарил нам ещё один подарок мелодии и вариации.
Господин Мацуев смог преодолеть звуки кашля и телефонных звонков во время исполнения ласкающих слух майских Белых Ночей и он придал акварельные тона, как на литографиях Currier & Ives «Тройке». Но вместо отдельных произведений мы услышали «Времена года», как единую работу, завершённая романтическая соната скорее, а не дюжина отдельных работ. Правда, ни одна из «тем» не повторялась и не развивалась потом в других частях. Но музыкальные сокровища, открывшиеся нам, были настолько удивительны сами по себе и исполнены с такой душевностью и страстью этим победителем Конкурса Чайковского, что Мацуеву удалось создать гармоничную, завершённую и в высшей степени эмоциональную работу.
В каком-то смысле последовавшая за этим «Крейслериана» Шумана была похожа на Чайковского. Восемь отдельных произведений, хотя и с циклическим повторением. Шумана можно назвать родственной душой для Мацуева. Каждая часть была помечена либо äußerst (крайне) or Verr (очень), и пианист довёл оба указания в исполнении до экстремума.
Хотя Мицуко Ушида будет играть её в следующем году, мало пианистов способны справиться с этим произведением, из-за тех первых восьми тактов, которые считаются одними из самых сложных из написанных когда-либо. Но это не значит, что у Мацуева возникли с ними проблемы. Он прорвался через все экстремальные сложности с необходимой в данном случае степенью душевного волнения (бедный Бобби Шуман сам не мог сыграть их, и даже Клара иногда испытывала с ними трудности), оставляя место нежным, грубым, дерзким частям, которые следовали дальше, заканчивая седьмой частью на такой скорости, которую я никогда не слышал прежде.
Было ли это слишком? Не проиграл ли он от этого в двух медленных частях? Нет, крайность здесь была правильным решением. Господин Мацуев представил Шумана не романтическим композитором детских пьес, а мужчиной, страдающим от сифилиса, депрессии, на грани безумства и самоубийства. А посему нам здесь не нужна была «нежная, полная любви забота».
Во время Трёх сцен из «Петрушки», написанном для фортепиано самим Стравинским, Мацуев явно получал удовольствие. Без пауз между частями (это была attaca всё время, с первой ноты Ярмарки (вызывающей воспоминания о Масленице Чайковского) до собственно атаки мавра с ятаганом. Один пианист в зале буквально открыл рот от изумления в этот момент. Великолепный вихрь нот и при этом прозрачность и ясность, независимо от того, насколько сложно исполнять ту или иную фразу технически.
Это был концерт, заполненный возгласами «Ух ты!» и «Вот так так!», и господин Мацуев предложил в ответ четыре исполнения на бис. Никогда не скупящийся на бисы Мацуев сыграл «Музыкальную табакерку» Лядова и два этюда Сибелиуса и Скрябина. Четвёртым была собственная аранжировка Дюка Элингтона. Каким-то образом можно было услышать в ней Тедди Вилсона, Эррола Гарнера и Арта Татума, играющими на клавиатуре одного рояля, умножая свою виртуозность многократно, обогащая исполнение мастерством пальцев солиста и вписываясь при этом в композицию Take The A Train.
Даже Дюк Эллингтон, человек сдержанный в проявлении чувств, был бы - как все мы там – ошеломлён.
Гарри Рольник
Да, Бобби Шуман, просто супер.
 
http://www.journaldemontreal.com/2016/02/01/un-colosse-aux-doigts-de-fee - "Гигант с пальцами феи".
Сразу перевод из ФБ Д. Мацуева (с великой благодарностью тем, кто делает переводы):
В воскресенье вечером по совету дирижёра, аранжировщика и композитора Энтони Розанкович, мы пошли на концерт русского пианиста Дениса Мацуева в Maison symphonique. Зал был переполнен по вполне понятным причинам.
Несмотря на то, что год начался и впереди нас ждёт немало прекрасных концертов – этот, наполненный божественным вдохновением и мощью, наверняка будет лучшим.
Мацуев не затягивает приветствие и с улыбкой этот гигант начинает концерт двумя произведениями Шумана: «Детские сценки» и «8 фантазий для фортепиано».
Он сразу же предложил поэтическую и наполненную ассоциациями трактовку с небольшой долей шаловливости и сумасшедшинки одновременно. В лихорадочном, но О! насколько контролируемом темпе, его Шуман рокотал раскатами грома, настоящее искусство, но лучшее было впереди.
Ваш блогер ждал Рахманинова, и этот момент настал! С тем же настроением он исполнил Этюды ор. 39 и Вторую сонату. О, Боже, какое неистовство и ураган! Заставляя жалобно вибрировать стенвей, он вёл диалог с ошеломлённым залом, распространяя ауру мощи и эмоций.
Нужно было находиться в первых рядах, чтобы в деталях наблюдать непрерывный поток и деликатность исполнения.
Заметно довольный выступлением, гигант сыграл три биса и удивил четвёртым, исполнив джазовую импровизацию с «Караваном», «Take the A Train», «Someone to Watch Over Me».
 

Victoria

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Наш главный Бронзовый человек за фортепиано стабилен и успешен. Что радует. В Карнеги тоже хорошо сыграл, судя по отзывам.
 

Tatiana

Участник
Денис Мацуев
11 ч ·
https://www.facebook.com/matsuevd/posts/906438539472608?__mref=message

Я очень рад тому, что с лёгкой руки журналиста ИТАР-ТАСС моё интервью вызвало и в России и далеко за её пределами столь жаркую общественную дискуссию. Ибо обсуждение – первый шаг к реальному решению поднятой мной проблемы.

Буквально через месяц в Москве начнётся Первый международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition, куда съедутся удивительные самородки со всего мира и в том числе из России. Потому интерес к новостям с ним связанным естественен и непростительно было бы не воспользоваться возможностью начать разговор о музыкальном образовании. Если мы говорим об обучении пианистов, состояние музыкальных инструментов является залогом будущих успехов этих ребят в исполнительском искусстве. В первую очередь я имею в виду инструменты в региональных музыкальных школах.

Мы обсуждали эту проблему не раз с Валерием Гергиевым, пытаясь найти оптимальное решение, и, конечно, невозможно было не озвучить идею восстановить хотя бы одну фабрику по производству пианино в России. Для Москвы вопрос о хороших инструментах в музыкальных школах не стоит так остро - здесь есть огромное количество школ, где в классах стоят Steinway и Yamaha. Но в регионах инструменты в таких же простых музыкальных школах – в, мягко говоря, не лучшем состоянии. Это не голословное утверждение, я, как вы прекрасно знаете, много путешествую по России, и в музыкальные школы меня часто приглашают в качестве гостя. Наша программа ««Новые имена» - регионам России» каждый год в разных регионах находит огромное количество талантливых ребят, которые занимаются на откровенно плохих инструментах, то есть учатся не «благодаря», а скорее «вопреки».

Да, сам я занимался на пианино «Тюмень» в своё время, и его качество не помешало мне выиграть Конкурс Чайковского, да, когда японцы приезжали снимать обо мне фильм, они ужаснулись, увидев, на каком инструменте я занимался тогда. Можно, конечно, утешаться мыслью, что «талант себе дорогу всегда пробьёт». Но кто сказал, что так должно быть? И кто сказал, что не нужно ничего менять к лучшему?

Как вы видите, проблема собственно не в отсутствии собственной фабрики по производству пианино. Она в том, как исправить ситуацию с плохими инструментами в региональных музыкальных школах, чтобы дать ребятам возможность расти профессионально без лишних сложностей.

Но раз уж дискуссия развернулась именно вокруг идеи с фабрикой, позвольте мне последовательно изложить своё видение, чтобы избежать в будущем превратного толкования и недопонимания.

В течение этого дня у меня появилась уникальная возможность посоветоваться со многими представителями фирмы Yamaha, с которыми мы дружим на протяжении 25 лет, относительно состоянии рынка, цен на инструменты, количества фабрик пианино в Советском Союзе, уровня тех инструментов и целесообразности восстановления этого производства.

Роялей высочайшего уровня в Советском Союзе никогда не делали. Только пианино. На сегодняшний день ни одной действующей фабрики пианино не осталось. Следовательно, начинать нужно будет с нуля. Что это значит? Дереву для деки нужно будет сушиться не один год прежде, чем можно будет сделать первое пианино на этой новой фабрике. То есть собственно производство начнётся не раньше, чем через несколько лет. Следовательно, только в том случае, если мы говорим об очень отдалённом будущем, можно рассуждать всерьёз об этом проекте.

Во-вторых, встаёт вопрос о том, остались ли в России специалисты, которые способны организовать работу в этом направлении? Учитывая паузу в несколько десятков лет, вряд ли можно будет быстро набрать или переобучить достаточное количество квалифицированного персонала за короткий срок. Можно, конечно, рассмотреть вариант сотрудничества с известными компаниями – производителями музыкальных инструментов, но как показывает исторический опыт производства «Москвы» на основе Steinway и «Красного Октября» на основе Becker - он тоже не гарантирует успеха.

Отсутствуют и другие профессионалы – настройщики. И это тоже очень важный аспект проблемы. У Yamaha есть потрясающая фабрика в Хамамацу, при которой существует академия для настройщиков. И они с радостью готовы поделиться своим мастерством с молодыми российскими настройщиками. Это один из вполне реальных шагов по улучшению ситуации в целом, который можно сделать уже сегодня.

В-третьих, будут ли эти пианино дешевле и при этом лучше тех, что уже есть на рынке (самое простое пианино у Yamaha стоит сегодня 250 000 рублей), а самая простая клавинола, которую можно использовать для общего развития ребёнка в плане музыки в семье, - 80 000 руб.

Китайцы и корейцы, к примеру, делают свои пианино, но не самого лучшего качества. Японцам – да, удалось создать даже несколько компаний (Yamaha, Kawai), рояли и пианино которых замечательного качества и уровня.

Подводя итог сказанному, можно заключить, что восстановление российской фабрики пианино возможно, но лишь в долгосрочной перспективе. Это не значит, что эту тему стоит перестать обсуждать. Однако, на данный конкретный момент можно предложить более рациональное решение проблемы плохих инструментов в региональных музыкальных школах. Нужно реально смотреть на вещи и искать варианты на ближайшую перспективу, потому что уже сейчас поколение растёт потрясающее, я об этом много раз говорил. Надо дать возможность сейчас детям заниматься на приличных инструментах.

Вы наверняка помните о «рояльном движении», инициированном мной несколько лет назад, в рамках которого я убеждаю губернаторов регионов приобретать самые лучшие концертные рояли для залов филармоний. Эта проблема, к счастью, постепенно решается: для областей России уже закуплено более 52 инструментов самого высокого класса.

По аналогии с этим проектом выход я вижу в том, чтобы параллельно с рояльным инициировать «пианинное движение» по стране: просить помощи в закупке инструментов для музыкальных школ и у государства, и у частных меценатов, которые в принципе способны, на мой взгляд, заполнить насколько это возможно новыми пианино (в том числе Yamaha) музыкальные школы за относительно небольшие деньги. Я понимаю, что пианино никогда дёшево не стоило. Я прекрасно помню, как бабушка подарила мне пианино Petroff за 1600 рублей, огромные по тем временам (80-е годы прошлого века) деньги. Это не дешёвое удовольствие. Но вложение того стоит. От него напрямую зависят результаты ребят, их победы на международных конкурсах, профессиональные перспективы.

Спасибо всем, кто принял горячее участие в этой стихийно возникшей дискуссии и ещё бОльшее спасибо тем, кто включится в реальное решение этой проблемы в меру своих сил и возможностей.
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
http://www.classicalmusicnews.ru/in...hshe-ne-popast-v-notyi-chem-usyipit-zriteley/
28.06.2016
"...Вы в каких отношениях с роялями?

– Пианисты отличаются от струнников тем, что зачастую приходится играть на неизвестном тебе инструменте – у вас час-два на знакомство и заведение контакта. В этом есть интрига, как добиться взаимности. Каждый раз, как в последний бой.

Отличительная особенность русской фортепианной школы – заставить инструмент петь. Бывает, что в самом гениальном зале, на гениальном инструменте не пошло, а в каком-нибудь небольшом зальчике, без акустики, ты выходишь в чудовищном настроении, не выспавшись, садишься за расстроенный рояль… Но вдруг рождается что-то новое.

Для меня рояль – абсолютно живое существо женского рода. И тут, как с девушкой, бывают разные периоды отношений: ухаживание, страстный роман, скандал… Но в основном мы близкие и теплые друзья.

– Любимая девушка есть?

– А как же! Она живет в имении “Сенар” под Люцерном. Девушку зовут рояль Сергея Васильевича Рахманинова Steinway 1929 года, на котором мне посчастливилось записать неизвестные произведения композитора, подарок внука музыканта Александра Давидовича – две найденные недавно рукописи с нотами. Я был первым, кто сыграл эти студенческие работы Рахманинова. Причем в том самом месте, где он творил в 30-е годы...."
Денис Мацуев: “Лучше не попасть в ноты, чем усыпить зрителей”
 

Victoria

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
http://www.classicalmusicnews.ru/in...hshe-ne-popast-v-notyi-chem-usyipit-zriteley/
28.06.2016
"...Вы в каких отношениях с роялями?

– Пианисты отличаются от струнников тем, что зачастую приходится играть на неизвестном тебе инструменте – у вас час-два на знакомство и заведение контакта. В этом есть интрига, как добиться взаимности. Каждый раз, как в последний бой.

Отличительная особенность русской фортепианной школы – заставить инструмент петь. Бывает, что в самом гениальном зале, на гениальном инструменте не пошло, а в каком-нибудь небольшом зальчике, без акустики, ты выходишь в чудовищном настроении, не выспавшись, садишься за расстроенный рояль… Но вдруг рождается что-то новое.

Для меня рояль – абсолютно живое существо женского рода. И тут, как с девушкой, бывают разные периоды отношений: ухаживание, страстный роман, скандал… Но в основном мы близкие и теплые друзья.

– Любимая девушка есть?

– А как же! Она живет в имении “Сенар” под Люцерном. Девушку зовут рояль Сергея Васильевича Рахманинова Steinway 1929 года, на котором мне посчастливилось записать неизвестные произведения композитора, подарок внука музыканта Александра Давидовича – две найденные недавно рукописи с нотами. Я был первым, кто сыграл эти студенческие работы Рахманинова. Причем в том самом месте, где он творил в 30-е годы...."
Денис Мацуев: “Лучше не попасть в ноты, чем усыпить зрителей”
Или оглушить
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху