Даниил Трифонов

Trist

Привилегированный участник
Privilege
http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/60307/
21 сентября 21.10 канал "Культура"
Ведущая программы - президент фонда «Музыкальный Олимп», пианистка, продюсер Ирина Никитина будет беседовать с Даниилом Трифоновым
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Даниил Трифонов: Шопен с годами легче не становится
Российский пианист сыграл в Зальцбурге, а теперь выпустил диск
24.09.2017Для Ведомость


Пианист Даниил Трифонов
Алексей Мокроусов / для Ведомостей

Сегодня 26-летний пианист из Нижнего Новгорода Даниил Трифонов – мировая звезда, за ним охотятся крупнейшие фестивали мира, его приглашают крупнейшие концертные залы, сыграть с ним мечтают лучшие оркестры и знаменитейшие дирижеры. В 2011 г. Трифонов стал лауреатом сразу трех престижных пианистических конкурсов – имени Шопена в Варшаве, имени Артура Рубинштейна в Тель-Авиве и Конкурса Чайковского в Москве, где он получил сразу три награды – Гран-при, Первую премию и Золотую медаль.

Только что на Deutsche Grammophon вышел диск Трифонова Chopin Evocations (можно перевести как «Выборы Шопена»), здесь записи не только Шопена, но и вдохновлявшихся им авторов, от Чайковского и Грига до Сэмуэла Барбера и Федерико Момпу.

– Вы с детства играете Шопена, а записали диск только сейчас?

– Я уже записывал его пьесы, включая прелюдии, была запись и на Шопеновском конкурсе, но диск, сконцентрированный на его имени, записал впервые. Оба концерта записаны впервые, причем в оркестровке, которую для себя открыл недавно. Я был в туре с Немецким камерным филармоническим оркестром Бремена, дирижировал Михаил Плетнев, он предложил сыграть концерты в его оркестровке, которую давно еще сделал для себя, она известна, но не опубликована.

– Чем вам понравилась оркестровка Плетнева?

– Не только мне. Кто-то из слушателей, не прочитав, видимо, программку, написал: ах, какая все же хорошая оркестровка у Шопена! Это интереснее играть оркестру. Там много деталей, которые не обязательно откроются с первого прослушивания, но они помогают общей картине. В целом ощущение более компактного ансамбля, где лучше слышен тембр инструментов, часто что-то и написано в более выигрышном регистре. Аккомпанемент теперь выстроен так, что пианисту не нужно заморачиваться, чтобы быть вместе с оркестром. В оригинале нужно помнить, что здесь надо быть обязательно вместе, это сковывает, приходится идти на некоторые компромиссы, а здесь у пианиста больше свободы.

– Играть с пианистом-дирижером удобнее?

– Конечно. В принципе, у обоих шопеновских концертов плохая репутация в том смысле, что ими неудобно дирижировать, в них столько деталей! Здорово, когда дирижер досконально знает фортепианную партию, иначе исполнение может пройти самым неудачным образом.

Помогли старшие
В записи нового диска участвовали Михаил Плетнев как дирижер и Малеровский камерный оркестр, а также Сергей Бабаян, у которого Даниил Трифонов учился в Кливлендском институте музыки: учитель и ученик вместе исполняют до-мажорное рондо для двух роялей.

– Как развиваются ваши отношения с Шопеном?

– Шопен, как никто другой из композиторов, способен повлиять на развитие пианиста. Это один из самых эффективных композиторов, способных построить пианистический фундамент и исполнительски, и музыкантски – эта поэзия, лирика и эта сиюминутность... Реакция на события, происходящие в музыке, очень важна для Шопена. Когда его играешь, встречаешь огромное количество трудностей – и пианистически, чтобы найти нужный звук и нужное туше, и музыкантски, чтобы сыграть пьесу так, чтобы были искренние эмоции и чувствительность к переменам образа.

– Получается, с годами его играть сложнее?

– Шопен не становится легче. Стоит его отложить на несколько недель, потом возвращаешься – и вот, только что играл, а работу надо начинать заново. Трудный композитор, он сразу ускользает.

– Дело, может, не в Шопене, а в исполнителе?

– Он настолько уникальная индивидуальность, что, чтобы быть настроенным под Шопена, надо самому быть Шопеном. Известно, что у него второй, четвертый и пятый пальцы были одинаковой длины с третьим пальцем, очень необычное строение руки, это дает о себе знать, большинству приходится бороться с этими трудностями, искать свои пути, чтобы сыграть, например, Второй этюд, самому Шопену было гораздо легче. Но трудности того стоят.

– Как вы работаете над записью? Переслушиваете один или вам важно мнение коллег?

– Я часто советуюсь со своим педагогом Сергеем Бабаяном.

– Посылаете ему записи?


В Зальцбурге завершился юбилейный Пасхальный фестиваль
Премию имени Караяна получил 26-летний пианист Даниил Трифонов

– И это тоже. На предыдущей записи он, например, присутствовал, что мне очень помогло. Самое важное – найти звук. Через микрофон звук меняется, а всегда хочется, чтобы звучало как на сцене; когда слушаешь в наушниках, чувствуешь, что немного другое звучание, а хочется настроить звук так, чтобы было максимально реалистично. Это тонкий процесс, он может занять много времени. Когда же звук найден, можно начать экспериментировать. Я стараюсь каждый раз играть по-разному. Я не могу играть в одном стиле, стараюсь от концерта к концерту находить что-то новое. Но на записи нет публики, надо себя внутренне настроить на эту волну, эту температуру, как если бы она там была. Нужно нарастить обороты, чтобы запись по накалу была сопоставима с игрой перед публикой.

– В этом году вы впервые выступили в Зальцбурге, на всех трех фестивалях – Пасхальном, Троицыном и летнем, где играли и с оркестром, и с Маттиасом Герне. Не стоило ли начать с сольного концерта?

– Сольный – в будущем году. Я люблю выступать с Герне, он потрясающий музыкант, никогда не знаю, как именно музыка пойдет. Все время есть элемент импровизационности, когда ты находишься внутри текущего момента, это всегда ценно. Я вообще люблю камерную музыку, может, потому, что редко ее играю.

– Продолжаете сами сочинять?

– Сейчас пишу двойной концерт для скрипки и фортепиано для Гидона Кремера и «Кремераты Балтики», следующим летом премьера. Еще пишу фортепианный квинтет. Не так много времени для занятий композицией. Надо все время прислушиваться к веяниям эмоций; когда материал есть, можно над ним работать более аналитически. Но чтобы материал пришел, необходимо определенное ментальное состояние, новая эмоция, уникальный опыт, который выразит музыка.
 

Brienne

Участник
Deutsche Grammophon в последние 2-3 недели выкладывали на свою Facebook страничку короткие минутные ролики о новом альбоме Даниила и я все ждала, когда же они покажут что-то более объемное:)
И вот, наконец, они выложили на свой YouTube-канал пятиминутный видеоролик, в который вошли небольшие фрагменты из:
аудиозаписи «Chopin Evocations»,
интервью с Даниилом Трифоновым и Михаилом Плетневым,
видеосъемки выступления с Mahler Chamber Orchestra,
фотосессии, кадры из которой использовались в оформлении буклета
и видеоклипа, снятого в поддержку альбома:
 

Brienne

Участник
Запись передачи на ТВ Культура
В программе «Энигма» Ирина Никитина говорит о неизгладимом впечатлении от исполнения Даниилом 21 концерта Моцарта с его собственными каденциями на Зальцбургском Пасхальном фестивале (с Кристианом Тиллеманом и Дрезденской капеллой), но в этом году Трифонов принимал участие не только в Пасхальном, но и Троицыном и Летнем Зальцбургских фестивалях и мне хотелось бы немного написать о них тоже.

На Зальцбургский фестиваль Троицы его пригласила Анне-София Муттер - сыграть на своем юбилейном концерте (40 лет участия на фестивале), где были исполнены Трио ми бемоль мажор, Квинтет «Форель» Шуберта и они сразу же были записаны для Deutsche Grammophon:

А в августе на фестивале, который и является главным фестивалем в Зальцбурге, Трифонов сначала сыграл 2-ой концерт Прокофьева с Венскими филармониками и Андрисом Нельсонсом, а затем вместе с выдающимся немецким певцом Матиасом Герне выступил на концерте с произведениями Берга, Шумана, Вольфа, Шостаковича и Брамса.

О концерте Прокофьева в рецензии отметили, что виртуозность игры Трифонова обладает скорее интровертной выразительностью, чем внешней эффектностью, продуманностью и строгостью игры, при том, что Даниил сумел показать себя и бунтарем и тонким мечтателем и был чутким к оркестру:
http://www.wienerzeitung.at/dossiers/salzburger_festspiele/909411_Ein-virtuoser-Gruebler.html

Сам Андрис Нельсонс в своем интервью латвийскому СМИ отозвался о Трифонове как об одном из самых интересных, самых глубоких пианистов, с которым он работал вместе:
http://klasika.lsm.lv/lv/raksts/lat...ntervija-gundai-vaivodei-zalcburgas-f.a90696/

Концерт с Гёрне критика признала выдающимся, в приведенной ниже статье критик очень подробно разбирает каждый номер программы, восторгается ее продуманностью, чуткостью и взаимопониманием между Гёрне и Трифоновым:
https://seenandheard-international....-between-matthias-goerne-and-daniil-trifonov/

А это слова Маттиаса Герне о Данииле Трифонове в его интервью Weser Kurier:
«Я не знаю какого-либо другого молодого пианиста, который превосходит его в чуткости и технике, в проникновении в творческие области, недоступные многим другим. Его звук проходит через сердце. Он может играть короткие мелодии так, что вы их не забудете весь вечер. Он интересный, разносторонний молодой человек, с которым можно также поговорить об истории, естественных науках и изобразительном искусстве.»
...
«Когда, например, Менахем Пресслер так восхитительно начинает «Любовь поэта», я сразу носом как будто ощущаю запах и кожей – дыхание ветра - и Даниил Трифонов, это довольно удивительно, он играет интуитивно очень подобно Пресслеру. В общем я должен сказать, что лучшие вокальные вечера я пел в основном тогда, когда за роялем сидел великий пианист-солист»:
http://www.weser-kurier.de/bremen/b...oeslein-kann-nicht-schaden-_arid,1629680.html

В передаче «Энигма» Никитиной можно послушать и как сам Даниил рассказывает о выступлении с Маттиасом Герне.
 

Idia

Модератор
Команда форума
Модератор
Privilege
Он ведь, кажется, еще не играл Бурлеску?
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Очень интересная интерпретация,мне понравился темп, столько нюансов обнаруживаешь. И оркестр хорош, литавры-БРАВО! у них там тоже есть чего поиграть,блестяще справились. Бисы Прокофьева отлично вписались,тематически)
Фото с ФБ (репетиция с М. Янсонсом)IMG_0941.JPGIMG_0942.JPGIMG_0940.JPG
 
Последнее редактирование:

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху