Самое сильное впечатление, у меня осталось, пожалуй, от 1-ой сонаты Рахманинова. Сочинение редко исполняемое, сложное как по форме, так и по содержанию. Это надо уметь, чтобы и форму не развалить и уловить самую суть, не потерять нити высказываний, вытаскивая из громоздкой фактуры мелодические линии, мотивы, высвечивая все гармоническое наполнение. Я уже не говорю, что технически это соната трудна и нужно грамотно распределить силы, чтобы накал не ослабевал до конца. А какое у Трифонова стало замечательное форте! Объемное, звучащее, заполняющее все пространство. А на p, pp, запредельно тихом ppp зал просто переставал дышать, и чем тише и сокровеннее было звучание, тем больше зал прислушивался к его тихой, но очень содержательной речи.
Это было во втором отделении, а первое отделение он начал с леворучной транскрипции Чаконы Баха-Брамса. Как сказал Даниил в программе «Худсовет» по Культуре, Брамс решил сделать транскрипцию для левой руки как бы имитирую левую руку скрипача. В его исполнении было и звучание скрипки с имитацией разных скрипичных приемов, и звучание органа, мощное, объемное, даже не верилось, что это играет только левая рука. Транскрипция довольно длинная, но из-за разнообразия динамики, различных приемов и импровизационности, скрепленной единым ритмическим стержнем, слушалась невероятно интересно и цельно.
Соната Шуберта - такой лирический центр всей программы, исполнена очень бережно и интимно. Здесь градации пиано уже просто поражали, Даниил как будто говорил, что я, конечно, могу играть виртуозно, бравурно, искрометно (что и продемонстрировал в последующих вариациях Брамса по Паганини), но вот это (Шуберт) - это мое, любимое, то, что захватывает все внимание и бередит душу.
Отдельная история с бисами. Перед началом второго отделения ведущая предупредила публику, что после сонаты Рахманинова будет сюрприз. Сначала Даниил сыграл какую-то милую «безделушку» (к своему стыду, не узнала, что это), очень хорошо переключая нас со сложной и масштабной сонаты на новогоднее настроение. А дальше совершенно неожиданно заиграл Этюды Листа по Паганини на тот же каприс, что и вариации Брамса. Вот такое параллельное измерение и сравнение просто привело в восторг. Ну а третий бис поставил тихую точку всей программы и напомнил нам с чего концерт начинался - на бис была сыграна прелюдия Скрябина для левой руки, щемящая и до слез волнительная, словно опять напоминающая, что Даниил - лирик, поэт и романтик.