Даниил Трифонов

Brienne

Участник
1 февраля 2018
Meduza
Лев Ганкин
«Невозможная задача — передать на бумаге, как должна звучать музыка» Интервью российского пианиста Даниила Трифонова, который в 2018 году получил «Грэмми»


В январе российский пианист и композитор Даниил Трифонов получил премию «Грэмми» в категории «Лучшее классическое инструментальное сольное выступление» за сборник этюдов Ференца Листа «Transcendental». Трифонов живет в США; в 2015-м он стал членом совета директоров Нью-Йоркского филармонического оркестра. На «Грэмми» музыкант выдвигался уже в четвертый раз. По просьбе «Медузы» журналист Лев Ганкин поговорил с Даниилом Трифоновым о влиянии Шопена и Листа на академическую музыку, о свободе интерпретации и о том, как любовь к джазу и прогрессивному року помогает в исполнении классики.

— Во-первых, поздравляю с «Грэмми»! Каково значение этой премии в академическом мире?


— «Грэмми» — это важнейшая награда в звукозаписывающей индустрии. Даже быть номинированным — уже большая честь для меня. Несколько моих предыдущих альбомов тоже номинировали, а теперь впервые удалось завоевать награду. Приятнее всего, что отмечен был как раз диск «Transcendental», где записаны все этюды [Ференца] Листа, это был очень большой вызов для меня. Думаю, что для любого пианиста записать все этюды Листа — непростая задача, и дело не только в виртуозности, но и в сложности музыкального замысла.

— В чем эта сложность?

— Среди некоторых музыкантов бытует мнение, что Лист немного легковесный композитор. И понятно почему — у него всегда большое внимание уделяется внешней эффектности. Но в большинстве случаев эта эффектность подкреплена глубиной музыкальных образов. Например, в «Трансцендентных этюдах»есть настоящая программа: каждый этюд -это нечто вроде отдельной сцены с уникальной атмосферой, и можно даже проследить общую линию драматургии на протяжении всего цикла.

Возьмите первые несколько этюдов — они написаны в очень экстравертном стиле, с блеском, с виртуозностью. Но дальше композитор как будто постепенно уходит внутрь себя, и последние пять этюдов даже по темпу совершенно другие, а, скажем, этюд «Вечерние гармонии» — это просто самый настоящий предвестник импрессионизма. Гармонический язык, который там Лист использует, — родник, из которого потом будут черпать [Клод] Дебюсси и [Морис] Равель.

В целом последние пять этюдов отличаются невероятной интровертностью и лиричностью высказывания — даже в самых бурных пассажах там чувствуется эта лирика. Общее направление цикла — от очень открытого начала к очень замкнутому концу. Собственно, в последнем этюде, «Метель», на мой взгляд, довольно отчетливо показана смерть главного героя.

— Я как раз слушал вас и думал, что получается метафора человеческой жизни.

— Да, совершенно верно, и когда я играю эти этюды, я ощущаю их как жизненный путь человека. Вполне возможно, что в этом произведении есть и некоторые автобиографические намеки.

— Лист-лирик — это немного неожиданно; его стандартный, рекламно утрированный образ предполагает совсем иное. Лириком слывет Шопен, которого вы тоже записывали. Вы разделяете мнение, что Шопен и Лист — два полюса фортепианной музыки эпохи романтизма?

— Они действительно очень разные, сходство лишь в том, что оба оказали огромное влияние на развитие классической музыки, по крайней мере, фортепианной. Кстати, на моем недавнем диске «Chopin Evocations» я стараюсь частично проследить эту шопеновскую линию: наряду с самим Шопеном там звучат и [Эдвард] Григ, и [Петр] Чайковский, и Сэмюэл Барбер, и Федерико Момпоу.

Если вкратце, у Шопена — тяготение к национальному польскому фольклору и танцам и связанные с ними драматургические замыслы, но без программности. У Листа же главное изобретение — форма симфонической поэмы, которую он на самом деле использовал и в одночастных фортепианных концертах. Даже его этюды — это такие мини-поэмы.

— А юмор есть у Шопена и Листа?

— У Шопена в меньшей степени, у Листа местами есть. Если говорить о композиторах, которые действительно вовсю используют юмор, то это, конечно, Рихард Штраус и его замечательная «Бурлеска для фортепиано с оркестром», да и другие произведения. Кстати, «Бурлеску» мы не так давно записали, и скоро она выйдет на одном из дисков.

— Музыка романтизма, насколько мне известно, отличается некоторой авторитарностью нотации. То есть в [произведениях, которые написаны в] доромантическую эпоху смотришь в ноты и понимаешь, что в них многое оставлено на твое усмотрение, — а тут зачастую очень четко прописано, что, как, когда и с каким чувством исполнять. Остается ли у исполнителя свобода в работе с таким репертуаром и в чем она?

— Это зависит от конкретного композитора — даже в XIX и XX веках есть те, кто старается не так уж сильно нагружать исполнителя, например, [Иоганнес] Брамс или [Сергей] Рахманинов. У них в нотах выписано лишь самое необходимое. А [Людвиг ван] Бетховен, наоборот, был одним из самых требовательных композиторов в этом плане. И Лист тоже — он старался в мельчайших деталях все прописать. Но понимаете, у него иногда даже в одном такте написано «fortissimo appassionato cantabile» («очень громко, страстно, певуче»). И что с этим делать: «fortissimo, appassionato» — но при этом «cantabile»? Свобода исполнителя — в том, как трактовать это парадоксальное, на первый взгляд, указание.

Или динамика — да, она может быть вроде бы жестко задана, но все равно одну и ту же фразу можно сыграть в одной и той же динамике в десятках различных интерпретаций и с различным смыслом. Я бы сказал, что это невозможная задача для композитора — даже для Листа — абсолютно точно передать на бумаге, как должна звучать эта музыка. Я сам сочиняю музыку и иногда ломаю голову над тем, что же написать, как объяснить нужное звучание — все равно выходит разве что приблизительно.

— Не бывает такого, что хочется отредактировать композитора? Играете и думаете: «Зачем он здесь так написал? Можно же было бы по-другому — и намного лучше».

— Иногда случается.

— И как быть? Можно поправить классика?


— Если исполнитель уверен, что его замысел себя оправдает, можно рискнуть. Свое прочтение — это всегда хорошо. Конечно, направо и налево разбрасываться такими действиями не стоит, но иногда, изредка…

— Мне всегда казалось, что исполнение музыки так или иначе связано с категорией времени: мы либо играем того же Листа в контурах его эпохи, с соответствующими акцентами, нюансировкой и так далее, либо делаем из него нашего современника, актуального сегодняшнего автора. Вам какой подход ближе?

— Знаете, я пришел к выводу, что когда исполнитель пытается избрать какой-то один подход, настроиться на определенное прочтение и затем всячески стараться этого прочтения придерживаться — это очень сковывает и влечет за собой нервозность на сцене. Я, когда разучиваю произведение, намеренно стараюсь играть его по-разному, нащупывать контрастные версии исполнения, чтобы потом уже естественная версия как бы высказала сама себя.

Свобода выбора дает на сцене спокойствие и сфокусированность: ты просто можешь быть чуток к акустике зала, к требованиям рояля. Ведь любое исполнение — это слепок тебя в конкретный момент времени, даже запись — тоже слепок одного-единственного события. Через несколько недель интерпретация наверняка поменяется: одна из вещей, которых я стараюсь избегать, работая над произведением, — это повторение.

— Я задал этот вопрос еще и потому, что знаю вас как человека, чьи вкусы вовсе не ограничиваются музыкой эпохи романтизма, и даже шире — классикой. Вы любите слушать и джаз, и, например, прогрессивный рок. Этот слушательский опыт находит отражение в исполнении академических сочинений?

— Смотря о каких сочинениях речь: если оно написано в наше время, то почему бы и нет? В некоторых моих собственных композициях есть влияние неклассических стилей. Но притягивать за уши все же ничего не хочется.

— Вы известны прежде всего работой с романтическим репертуаром, но нередко выходите из этой «зоны комфорта». Требует ли модернистская музыка или, наоборот, доромантическая — венские классики, барокко — иного подхода к интерпретации?

— Везде есть свои нюансы, но самое важное — это полностью погрузиться в произведение и в мир того композитора, которого исполняешь. Тогда многое становится ясным. Например, готовясь к исполнению музыки того или иного композитора, я всегда стараюсь слушать его нефортепианные сочинения. У Рахманинова, например, очень важно знать его хоровые произведения.

Вокальная музыка вообще всегда важна, потому что у любого пианиста и композитора, по крайней мере в романтическую эпоху, была мечта сделать так, чтобы рояль пел. Это была такая вроде бы недостижимая цель, которую, тем не менее, совершенно разными способами некоторым композиторам удалось достичь. Даже у тех, кого мы ассоциируем только с фортепианным творчеством, вокальные произведения всегда имеют огромное значение

— Возвращаясь к вашей премии — сейчас наверняка пойдут разговоры, что помимо личного достижения, это еще и триумф русской фортепианной школы. Это словосочетание приходится часто слышать и видеть его в мировой критике. Как вам кажется, в 2018-м еще есть основания говорить о какой-либо особенной русской фортепианной школе?

— Несмотря на то, что это довольно избитое словосочетание, все-таки в нем есть определенный смысл. Да, сейчас влияние различных школ друг на друга сильно как никогда, но все равно сохраняются определенные черты, которые характеризуют русскую школу. И я тоже к ней принадлежу — ведь мои педагоги, Татьяна Абрамовна Зеликман и Сергей Бабаян, учились у учеников [Генриха] Нейгауза — определенные идеи звукоизвлечения и музыкальной образности передавались и передаются из поколения в поколения.

А еще довольно важная особенность русской школы, как мне кажется, в том, что каждый ученик здесь уникален. Это напоминает режиссерскую работу: ведь когда выбирают актера на роль в фильме, стараются найти симбиоз между индивидуальностью исполнителя и задачами конкретной роли. Тут тоже все именно так — очень индивидуализированный подход к каждому музыканту.

— Вы — представитель русской фортепианной школы — уже довольно давно живете в Нью-Йорке. Гений места ощущаете?

— Да, несмотря на частые разъезды, я стараюсь постоянно посещать здесь разные мероприятия: и концерты, и спектакли, и выставки. Город такой, что на все не сходишь даже при большом желании — дикое количество интересных вещей происходит одновременно. Но мне по душе именно эта сумасшедшая энергия Нью-Йорка, и меня как музыканта она постоянно и очень ощутимо подпитывает.

https://meduza.io/feature/2018/02/0...-peredat-na-bumage-kak-dolzhna-zvuchat-muzyka
 

Brienne

Участник

Телеканал Культура.
6 февраля, вторник, 15:10
7 февраля, среда, 01:55
Мастера фортепианного искусства.
Даниил Трифонов

Выступление в финале XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2011 год).
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Фридерика Шопена в сопровождении Российского национального оркестра. Дирижер - Александр Дмитриев.
https://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/30364/

На следующей неделе на телеканале Культура в это же время можно будет посмотреть концерты Григория Соколова (5 фев), Рудольфа Бухбиндера (7 фев), Ланг Ланга (8 фев) и Андраша Шиффа (9 февраля):
https://www.tviz.tv/card/?event_id=31783455
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege

Телеканал Культура.
6 февраля, вторник, 15:10
7 февраля, среда, 01:55
Мастера фортепианного искусства.
Даниил Трифонов

Выступление в финале XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2011 год).
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Фридерика Шопена в сопровождении Российского национального оркестра. Дирижер - Александр Дмитриев.
https://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/30364/

На следующей неделе на телеканале Культура в это же время можно будет посмотреть концерты Григория Соколова (5 фев), Рудольфа Бухбиндера (7 фев), Ланг Ланга (8 фев) и Андраша Шиффа (9 февраля):
https://www.tviz.tv/card/?event_id=31783455
Неудобное время, либо днём, когда все на работе,либо глубоко за полночь:rolleyes:
 

Orange

Участник
Последнее редактирование:

Brienne

Участник
В феврале и марте на телеканалах Mezzo Live HD и Mezzo можно будет увидеть выступления Даниила Трифонова с концертами Рахманинова (№1), Скрябина и Шостаковича (№1)
(Время европейское - скопировала с сайта Mezzo, для просмотра в Москве и С-Петербурге прибавляем два часа)

Mariinsky Theatre Orchestra, Valery Gergiev (Conductor)
Daniil Trifonov (piano)
Sergei Rachmaninov
Symphonic Dances, Op. 45
Piano Concerto no. 1 in F sharp minor, op. 1
Alexander Scriabin
Piano Concerto in F sharp minor, Op. 20
Poème de l'extase, op. 54
Recorded at the Mariinsky Concert Hall on December 22, 2014
14/02 - 01h17 on mezzo live hd
15/02 - 14h22 on mezzo live hd
24/02 - 10h43 on mezzo live hd
26/02 - 01h43 on mezzo live hd
28/02 - 14h43 on mezzo live hd
01/03 - 22h13 on mezzo live hd
02/03 - 16h15 on mezzo live hd
04/03 - 22h27 on mezzo
14/03 - 08h30 on mezzo

Mariinsky Theatre Orchestra, Valery Gergiev (Conductor)
Daniil Trifonov (piano)
Dmitri Shostakovtch
Symphony no. 4
Symphony no. 9
Piano Concerto no. 1
Recorded on 1st December 2013 at Salle Pleyel, Paris
14/02 - 14h30 on mezzo live had
15/02 - 22h38 on mezzo live hd
16/02 - 17h43 on mezzo live hd
24/02 - 20h30 on mezzo live hd
26/02 - 11h58 on mezzo live hd
27/02 - 07h00 on mezzo live hd
28/02 - 00h30 on mezzo live hd
01/03 - 14h47 on mezzo live hd
03/03 - 05h00 on mezzo live hd
05/03 - 22h10 on mezzo
 
Сегодня, бесплатно, но в записи .... давненько PC 1 ПИЧ не слушали :)
Для коллекционеров разных вариантов исполнения - про поправку на 2 часа позже говорить не стоит, думаю....
https://www.worldconcerthall.com/en...ifonov_once_and_stravinsky_from_london/39927/
19th March
Concert will begin at 19:30 hours GMT
Tchaikovsky twice with Trifonov once and Stravinsky from London

LIVE STREAMLive stream
Daniil Trifonov, piano, and the London Philharmonic Orchestra conducted by Vladimir Jurowski play:

TCHAIKOVSKY: Sleeping Beauty (excerpts, arr. Stravinsky)/ Piano Concerto No 1.

STRAVINSKY: The Fairy's Kiss.

Recorded.
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Сегодня, бесплатно, но в записи .... давненько PC 1 ПИЧ не слушали :)
Для коллекционеров разных вариантов исполнения - про поправку на 2 часа позже говорить не стоит, думаю....
https://www.worldconcerthall.com/en...ifonov_once_and_stravinsky_from_london/39927/
19th March
Concert will begin at 19:30 hours GMT
Tchaikovsky twice with Trifonov once and Stravinsky from London

LIVE STREAMLive stream
Daniil Trifonov, piano, and the London Philharmonic Orchestra conducted by Vladimir Jurowski play:

TCHAIKOVSKY: Sleeping Beauty (excerpts, arr. Stravinsky)/ Piano Concerto No 1.

STRAVINSKY: The Fairy's Kiss.

Recorded.
В 22:30)
 
Кто- нибудь ещё слушает сие дивнейшее исполнение, Даниил не просто подошёл со своим прочтением, он какой - то месседж творит, какое- то личное откровение. Чудны дела детей твоих, Господи! И жалобы в музыке, там, где их практически, никогда не было. И оркестр погонял как Шумахер на гонках, с дирижером в роли штурмана. А звук какой дивный показал в каденции первой части: не пойму только- капель или всё - таки слезы. Слушатели не выдержали напряга первой части- разразились аплодисментами. Сейчас третья часть, как, интересно, к кульминации подойдёт? Неужели тоже нарушит каноны?
( Ай да Даня, ай да Данила - Мастер! )
Литаврист выстрелил как из пушки- октавы полетели на приступ крепости- всё традиционно! Ну, хоть здесь сохранил традицию!
 
Последнее редактирование:
Концерт доступен в подкастах, даю ссылку

http://www.bbc.co.uk/programmes/b09w2vn2

С 18.40 по таймеру

Лондонский филармонический , в котором каждый второй, а то и первый исполнители- музыканты со званием профессор ,достойны самого пристального внимания.
Нетерпимый Юровский не мешал солисту высказываться так, как он считал нужным. Даниил не только драматургию концерта переломал, но и со звуком поступал самовольно: открытая педаль на целые предложения, периоды- экспериментировал! Слушайте сами, весеннее настроение не угнетает!
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
31 Марта 2018. Музыкальная Академия им. Ф. Листа.
IMG_0508.JPG
Аншлаг,не было в зале свободных мест и в кассе свободных билетов. При входе никто не попросил показать билеты,штрих-код так и остался незамеченным, платный гардероб)
Изменения в программе,вместо заявленной Сонаты -2 Шопена,Даниил исполнил Прокофьева Сонату-8. Когда после концерта (была автограф-сессия в фойе)задала ему вопрос -чем руководствовался, почему замена?ответил,что последние месяцы живет,дышит этим произведением. Вообще естественный открытый молодой человек в общении. На вопрос,ждать ли его на фестивале в июне "Звёзды белых ночей"в Мариинке, ответил утвердительно. Будет два концерта: с В. Гергиевым Концерт Шумана и с Маттиасом Гёрне, в Москве -только последний. Мне нравится игра Трифонова пронзительной музыкальностью,трепетным отношением к звуку,нестандартными находками и совершенными формами. Каждый раз он находит чем удивить,и все время по-разному, я буду не объективна,проще наверное слушать и самим решать. Что-то символическое есть в том,что спустя три дня я опять услышала эту трагическую тему 20 прелюдии в вариациях Рахманинова на тему Шопена, Даниил объяснил,почему он выбрал тот конец,когда тема проходит в конце ещё раз,как бы арка перекидывается от начала к концу, -ради совершенства формы и замысла) как органно он Ее сыграл, из ничего родил,минимум движений,абсолютно непроницаемая фигура за роялем,прямая несгибаемая спина и только руки взлетали, и набат на ff звучал, я прониклась и прослезилась(старая меломанка). Венгерская публика очень горячо принимала,овации,и стоячие тоже,два биса:Гавот из Золушки и Сарказм-3 С. Прокофьева.
IMG_0504.JPG IMG_0506.JPG
IMG_0509.JPG
 
Последнее редактирование: