Андраш Шифф

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Сегодня у меня удивительный день, он начался и закончился прослушиванием Партиты И. С. Баха B-dur) утром - в исполнении Дмитрия Маслеева, а вечером -бис выдающегося пианиста нашего времени Андраша Шиффа)
 
Последнее редактирование:

Trist

Привилегированный участник
Privilege
12 марта 2016 года в Большом зале петербургской филармонии с единственным концертом выступил один из величайших пианистов нашего времени Андраш Шифф. На этот раз Мастер привез уникальную программу, составленную из последних сонат великих венцев — Гайдна, Моцарта, Бетховена и Шуберта. Для каждого из этих композиторов соната была особенным жанром, прошедшим через всю их жизнь. И перед нами предстали итоги этих жизней — «лебединые песни» бессмертных классиков. На бис зрители услышали Партиту Баха (В) и сонату Бетховена (n.30).

Андраш Шифф – всемирно известный пианист, один из лучших интерпретаторов Бетховена, родился в Будапеште, Венгрия; в 2001 году получил британское гражданство и в настоящее время живет в Лондоне и Флоренции. Игру пианиста отличают невероятная техника и чистота исполнения, а также потрясающая музыкальность.
image.jpg

Этот вечер я запомню надолго. Удивительное мастерство этого пианиста никого не оставило равнодушным в переполненном зале. Люди устроили стоячую овацию и не отпускали сэра Андраша. Сказать, что перед нами мастер-ничего не сказать. Уникальная способность этого пианиста извлекать такое многообразие красок, передавать все тончайшие нюансы фактуры, артикулировать ясно на PPP,потрясающе выстраивать вертикаль и горизонталь(мы с коллегой наслаждались его голосоведением, потрясающей линией левой руки), у меня сложилось впечатление, что не 88 ступеней у рояля а 188), особенно это было слышно в Ариетте -космос запредельный (как же велик художник, написавший такую музыку и пианист,заставивший своей интерпретацией молчать потрясенный зал по окончании произведения более 5-ти минут (они мне показались вечностью) и поблагодаривший в начале второго отделения публику за эту паузу перед аплодисментами). Ясность мысли музыкальной во всем и потрясающая чистота исполнения, БРАВО!!!
Р.с.: дорогие мои москвичи!
14 марта с такой же программой сэр Андраш Шифф выступит в Концертном зале имени П.И. Чайковского в Москве.
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Важную часть музыкальной деятельности Андраша Шиффа составляют сольные концерты и тематические циклы с исполнением фортепианных произведений Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Шумана и Бартока. Начиная с 2004 года, он исполнил цикл из 32 фортепианных сонат Бетховена в 20 городах. «Живое» исполнение данного цикла было записано в концертном зале Тонхалле (Цюрих). За запись вариаций на оригинальную тему Роберта Шумана Geistervariationen (ECM) Андраш Шифф получил Международную премию классической музыки (International Classical Music Award) в 2012 году в номинации «Сольная инструментальная музыка, запись года».

Музыкант работал со многими известными оркестрами и дирижерами мира, однако в настоящее время он в основном выступает сольно и в качестве дирижера. В 1999 году он основал собственный камерный оркестр «Капелла Андреа Барка», в котором играют солисты из разных стран, камерные музыканты и друзья Шиффа. Помимо работы с этим оркестром, Шифф также работает с Камерным оркестром Европы.
image.jpg

С детства Шиффу нравилась камерная музыка, и с 1989 по 1998 год он являлся художественным руководителем признанного во всем мире фестиваля камерной музыки «Дни музыки» на озере Мондзее близ Зальцбурга. В 1995 году совместно с Хайнцем Холлигером он основал Пасхальный фестиваль в картезианском монастыре Картаус Иттинген (Швейцария). В 1998 году Шифф провел подобную серию концертов под названием Hommageto Palladio в театре Олимпико (Винченца).

Андраш Шифф - обладатель множества международных наград и премий, в том числе двух премий Грэмми, как «Лучший солист в классическом жанре» и «Лучшая вокальная запись». В 2006 году он стал почетным членом Дома Бетховена в Бонне за выдающийся вклад в исполнение произведений этого композитора. В 2008 году в Wigmore Hall Шифф был награжден почетной медалью за свою 30-летнюю музыкальную деятельность. В 2009 году он стал почетным внештатным профессором Баллиол-колледжа (Оксфорд, Великобритания), а в 2011 году - лауреатом премии Роберта Шумана, присуждаемой администрацией города Цвиккау. В 2012 году пианист был отмечен Золотой медалью Международного фонда Моцарта, орденом «За заслуги в науке и искусстве», степенью ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» — большим крестом со звездой, а также получил почетное членство в Венском Концертхаусе. В декабре 2013 года Шифф был награжден золотой медалью Королевского филармонического общества, а в июле 2014 университет Лидса присвоил ему звание Почетного доктора музыки.

Весной 2011 года Шифф привлек внимание общественности, поскольку не поддержал политические события в Венгрии. В связи с нападками некоторых представителей венгерской националистической партии музыкант принял решение больше не выступать на родине.

В июне 2014 года он был удостоен рыцарского звания за вклад в развитие музыки в честь Дня Рождения королевы Елизаветы.
 

Trist

Привилегированный участник
Privilege
Андраш Шифф: «Запись — это монумент человечества, сделанная фотография и воспитанный ребенок»
28.05.14 13:32 Раздел: Музыка Рубрика: ИнтервьюСтили: Академическая музыка

Фонд «Музыкальный Олимп» приготовил шикарный подарок меломанам: за три дня в Санкт-Петербурге и Москве дал мастер-класс и два концерта обладатель двух «Грэмми», лауреат конкурса Чайковского 1974 года Андраш Шифф. По дороге из Петербурга в Москву с выдающимся пианистом современности встретилась корреспондент InterMedia Анна Ефанова, чтобы поговорить о вариациях жизни, фортепианных ценностях и девальвации пианистов.

— Правда, что вы долго мечтали сыграть «33 вариации на тему Диабелли» Бетховена, но не решались?

- Да, только сейчас я понял, что готов их исполнить. Сначала мне нужно было освоить сонаты, квартеты, оперу «Фиделио» и «Торжественную мессу» Бетховена для общего понимания его творчества.

— Вариационные циклы Баха и Бетховена схожи? Помимо «33 вариаций на тему Диабелли» вы сыграли «Гольдберг-вариации» на концерте в Москве.

- В них есть параллель по сложности полифонии, симметрии формы и духовной поэзии. Но для меня Бах — это Бог, а Бетховен — его идеальная модель.

— Что вам не понравилось на прошлых дисках «Гольдберг-вариаций»? Вы записали их трижды.

- Запись — это всего лишь монумент человечества, сделанная фотография и воспитанный ребенок, где сегодня не нравится манера, завтра — звучание, послезавтра — что-то еще. Первая запись напоминает новое вино, которое чем старше, тем становится лучше. Я по-другому услышал музыку «Гольдберг-вариаций» по прошествии времени. Наверное, изменился сам, поэтому решил ее по-другому записать.

— Правда, что ваше утро начинается с исполнения Баха?

- Да, я играю его произведения каждый день в течение часа по утрам. Мне нравится выстраивать протяженные музыкальные параграфы, но это не превращается в механическую и монотонную работу. Я просто музицирую в медленном темпе поочередно за разными инструментами дома и нахожу разные звучания, интересные идеи — это особый, наполненный творчеством процесс.

— Сколько роялей в вашей коллекции?

- Я никогда их не считал. Сейчас во Флоренции — пять роялей и клавиккорд, в Лондоне — два рояля. Плюс четыре инструмента, которые не стоят дома и предназначены для концертов. Как правило, один из них ездит куда-нибудь со мной.

— Что думаете о старых фортепиано Pleyel и Walther?

- Pleyel – как раз тот инструмент, который нужен для исполнения музыки Шопена: у него негрубые верхи и басы в отличие от современного Steinway, где они напоминают большого и тяжелого слона. Walther — совершил революцию в моем понимании звучания Моцарта. То, к чему я привык на Bösendorfer, обрело небывалую свободу и легкость. Я этого не подозревал.

— Нужно ли играть на старинных инструментах пианистам современных роялей?

- Те, кто ни разу не пробовали, хорошо сыграть сочинения Моцарта, Бетховена и Шуберта не способны. Только прикоснувшись к инструментам из прошлого, можно услышать новый баланс голосов, переосмыслить собственные ощущения.

— Владимир Горовиц соблюдал музыкальный баланс?

- Он был культурным человеком, с большим кругозором, поэтому соблюдал баланс в жизни, а не только в фортепианном исполнительстве. Помню, как он пригласил меня в Нью-Йорк для обсуждения Ля-мажорного концерта Моцарта и нескольких сонат Скарлатти, которые разучивал по манускриптам. Как слушал его на концертах в Америке и Лондоне. Это было страшно и гениально: Горовиц — эксцентричный человек.

— Что он играл?

- Сочинения Скрябина — невероятно божественные трактовки. С тех пор я, кстати, не берусь их играть. В этом, правда, виноват еще Владимир Софроницкий. Его исполнения произведений Скрябина меня не устают удивлять.

— А Святослав Рихтер? Помнится, вы восхищались его интерпретациями музыки Шуберта.

- Для меня это музыкальный вулкан. Возможно потому, что его концерт был одним из первых, которые я услышал. Мне было пять или шесть лет, когда мы с мамой оказались на его выступлении: он играл Си бемоль-мажорную сонату, три последние песни и фантазию «Скиталец» Шуберта. Потом я много раз бегал на его концерты и даже однажды поздоровался. Но в памяти особенно живы самые первые впечатления из детских лет. Уже тогда я решил для себя, что Рихтер — колоссальный пианист.

— Сейчас уровень пианизма в России ниже?

- Трудно сказать, потому что я не так часто выступаю с концертами в российских городах. Вижу много талантливых ребят, которые играют не так, как Горовиц сонаты Скарлатти и Софроницкий прелюдии Скрябина. Современные пианисты знают понемножку произведения Баха, Моцарта и Рахманинова. Они редко выбирают отдельных композиторов для своего фортепианного репертуара. Мне очень жаль.

— Как думаете, почему?

- Наш музыкальный мир интернационален, господствует усталость от мировой глобализации и девальвации. Искусство и культура не так важны, как сорок лет назад, поэтому хорошие пианисты — не интересны, как люди. Теряется национальная самобытность музыкантов, их индивидуальный стиль.

— Ваша стилистика — венгерская, судя по месту рождения?

- Нет, я играю по центрально-европейски. Для меня музыка и язык соединяются воедино. При исполнении сочинений Бетховена — мыслю немецкими акцентами. Играя произведения Чайковского — русскими грамматическими структурами и фразовыми диалогами.

— Быстрый ритм мегаполиса вам чужд. Как вы планируете провести время по окончании российских концертов?

- В мае-июне мне предстоит еще несколько выступлений в Европе, а потом — буду отдыхать полгода. Прочту книги Томаса Манна, Марселя Пруста и Федора Достоевского. Продолжу писать автобиографию и послушаю музыкальные записи, чтобы открыть для себя новые чудеса.
 
Спасибо, Trist, за Шуберта. Повезло за месяц услышать три изумительных интерпретации: 30 янв. Эту сонату исполнял во втором отделении Марк- Андре Амлен, на просторах Интернета нашла великого болгарского пианиста Эмиля Наумова- последнего ученика Нади Буланже, игравшего дуэтом с Растроповичем, и так же исполнявшего эту сонату, и вот - Андраш Шифф. Все три версии достойны благоговейного внимания!
 

Наталья

Участник
На сайте Guardian есть цикл лекций Андраша Шиффа о Бетховенских сонатах. Я слушала не все, только про те сонаты, которые меня в тот момент интересовали, и эти лекции мне очень понравились. Может кому-то из ваших учеников будет интересно. Английский сейчас для детей, полагаю, не проблема. Первая лекция в конце списка, последняя в начале:
http://www.theguardian.com/music/classical/page/0,,1943867,00.html
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.

ClassicalMusicNews.Ru

Сверху