P
Predlogoff
Guest
Чо, как это ни смешно, единственный на этом конкурсе, у кого рояль "поёт" по-русски. Вернее, КОГДА НАДО И ТАМ ГДЕ НАДО он у него поёт по-русски !
) Это было слышно уже в Чайковском и в Мусоргском (например, в "молитвах" последнего номера "Картинок" и в других местах тоже).
Но и в Моцарте, там где надо, у него рояль тоже был очень певучим, что вовсе не противоречит моцартовскому стилю, ибо автор был, как известно, универсальным художником, в т.ч. и великим оперным композитором.
В целом же 3-й концерт Рахманинова у Чо прозвучал в лирическом ключе, за что я ему благодарен: уж сколько в этом концерте было преподнесено интерпретаторских трагедий и драм, начиная с исполнения самого автора и Гизекинга, игравших его примерно в одно и то же время; причём Гизекинг играл и записал этот концерт непосредственно в охваченной огнём войны Европе - тут уж было не до лирики ! У них обоих в игре ощущается трагедийный пафос, что, в общем, неудивительно и вовсе не противоречит музыке концерта. Но с другой стороны, по свидетельству Гольденвейзера, автор до революции играл 3-й концерт гораздо более лирично и по-юношески свежо, чем в своей поздней записи !
Кстати, Клайберн тоже не злоупотреблял в 3-м концерте трагедиями.
Чо в плане самого общего художественного настроя напомнил мне исполнение Божанова - но не 3-го, а 2-го концерта Рахманинова: Божанов 2-й концерт тоже подал в лирическом ключе, и у него тоже из него изливалась жизнь, а не смерть, не трагедия и не поздняя рахманиновская исполнительская ностальгия.
Помню, когда я услышал 2-й концерт у Божанова, я был поражён, насколько же свежо и юно может выглядеть эта музыка, которой уже более 100 лет !
Примерно то же ощущение у меня от исполнения Чо 3-го концерта: это юношеский взгляд на жизнь и на её драмы.
Где-то выше я уже пытался промямлить, что мефистофельская струнка этой драматической вещи вряд ли окажется близка Чо - как не был близок ему листовский Ад в Данте-Сонате Ф.Листа; но зато ему близок её Рай, как и рахманиновская лирика 3-го ф-п концерта - тоже ему близка.
И ещё одно ощущение не покидало меня - особенно же в связи с тем, что мы с коллегами рассуждали по поводу вручения премий за исполнение концертов Моцарта и пришли к выводу, что при этом судьи самым странным образом обошли вниманием Чо, хотя его Моцарт мне лично понравился больше всех остальных (наверное, судьи решили, что ему и 1-й премии будет достаточно
).
Это я говорю, вспоминая, что в своё время Асафьев отмечал черты моцартианства (!) в 3-м рахманиновском ф-п концерте - и вот эти черты вполне отчётливо присутствовали в исполнении Чо, за что я ему тоже благодарен: он взглянул на это великое произведение глазами юноши, ещё не испорченного и не побитого жизнью, а это возможно лишь в счастливом детстве и в безмятежной юности.
Я видел, что ему аплодировало жюри.
И я ему тоже аплодирую и считаю его гениально одарённым музыкантом.
Но и в Моцарте, там где надо, у него рояль тоже был очень певучим, что вовсе не противоречит моцартовскому стилю, ибо автор был, как известно, универсальным художником, в т.ч. и великим оперным композитором.
В целом же 3-й концерт Рахманинова у Чо прозвучал в лирическом ключе, за что я ему благодарен: уж сколько в этом концерте было преподнесено интерпретаторских трагедий и драм, начиная с исполнения самого автора и Гизекинга, игравших его примерно в одно и то же время; причём Гизекинг играл и записал этот концерт непосредственно в охваченной огнём войны Европе - тут уж было не до лирики ! У них обоих в игре ощущается трагедийный пафос, что, в общем, неудивительно и вовсе не противоречит музыке концерта. Но с другой стороны, по свидетельству Гольденвейзера, автор до революции играл 3-й концерт гораздо более лирично и по-юношески свежо, чем в своей поздней записи !
Кстати, Клайберн тоже не злоупотреблял в 3-м концерте трагедиями.
Чо в плане самого общего художественного настроя напомнил мне исполнение Божанова - но не 3-го, а 2-го концерта Рахманинова: Божанов 2-й концерт тоже подал в лирическом ключе, и у него тоже из него изливалась жизнь, а не смерть, не трагедия и не поздняя рахманиновская исполнительская ностальгия.
Помню, когда я услышал 2-й концерт у Божанова, я был поражён, насколько же свежо и юно может выглядеть эта музыка, которой уже более 100 лет !
Примерно то же ощущение у меня от исполнения Чо 3-го концерта: это юношеский взгляд на жизнь и на её драмы.
Где-то выше я уже пытался промямлить, что мефистофельская струнка этой драматической вещи вряд ли окажется близка Чо - как не был близок ему листовский Ад в Данте-Сонате Ф.Листа; но зато ему близок её Рай, как и рахманиновская лирика 3-го ф-п концерта - тоже ему близка.
И ещё одно ощущение не покидало меня - особенно же в связи с тем, что мы с коллегами рассуждали по поводу вручения премий за исполнение концертов Моцарта и пришли к выводу, что при этом судьи самым странным образом обошли вниманием Чо, хотя его Моцарт мне лично понравился больше всех остальных (наверное, судьи решили, что ему и 1-й премии будет достаточно
Это я говорю, вспоминая, что в своё время Асафьев отмечал черты моцартианства (!) в 3-м рахманиновском ф-п концерте - и вот эти черты вполне отчётливо присутствовали в исполнении Чо, за что я ему тоже благодарен: он взглянул на это великое произведение глазами юноши, ещё не испорченного и не побитого жизнью, а это возможно лишь в счастливом детстве и в безмятежной юности.
Я видел, что ему аплодировало жюри.
И я ему тоже аплодирую и считаю его гениально одарённым музыкантом.