С
Скептик
Guest
Ответ: Финал. День третий.
Уважаемый Иван, а Соната ? А поздний Лист, который впервые в фортепианной музыке 19-го века указывает на пути эволюции тональной гармонии в атональную и почти подготавливает её? А листовская фактура как предтеча импрессионизма? А запись ф-нной музыки на 3-х нотных станах, хотя бы в том же Мазепе? Отсюда один шаг и до Дебюсси и до Мессиана. Ни Брамс, ни Шопен так далеко не пошли. Кстати ни тот, ни другой не изменили свой музыкальный стиль и язык к концу жизни как Лист...Так что не уверен что "вселенские замыслы Листа не привели ни к чему". Да и сам Вагнер неоднократно указывал, скольким он музыкально, гармонически и эстетически обязан Листу. Просто все эти три величины, по-моему, разные, и восхищение Брамсом и Шопеном не означает отрицания Листа. Доказательство - дискографии Рихтера, Рубинштейна, Аррау и. т. д.Отвечу кратко. По-моему, вопрос о сравнении Листа с Шопеном и Брамсом давно решён. В том смысле, что настоящую музыку в высшем понимании создавали именно последние. А "вселенские замыслы" Листа не привели ни к чему.
Что касается "Мазепы", то совершенно очевидно, что он перегружен виртуозными пассажами, которые трудно вообще назвать музыкой. Притом что и музыка там присутствует... "качественная", как выражается пионер.